переподготовки кадров в условиях широкомасштабного сокращения Вооруженных Сил
и конверсии военного производства в Российской Федерации», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №
1081. Программа финансировалась со стороны Комиссии ЕЭС.
Программой предусмотрено переподготовить в 15 учебных центрах по рыночным
специальностям до 25 тыс. уволенных военнослужащих. В рамках Программы
специалисты региональных органов службы занятости были направлены для
прохождения обучения и повышения квалификации в Германию. В настоящее время
они занимаются трудоустройством военнослужащих, прошедших обучение в учебных
центрах, а также используются в качестве методистов по этим проблемам.
Для более эффективной работы по адаптации военнослужащих к гражданской жизни
необходимо и дальше совершенствовать механизм взаимодействия региональных
органов занятости и Минобороны России.
Прежде всего следует активизировать работу непосредственно в воинских частях
по упреждающему профконсультированию военнослужащих перед их увольнением.
Если в 1994 г. профконсультированием и профориентацией было охвачено более
46,5 тыс. военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, то в 2000 г.
их число увеличилось в 2 раза. Однако эта работа еще не развернута в полной
мере.
Целесообразно представление Министерством обороны Российской Федерации в
службы занятости России данных о количественном составе и региональном
размещении уволенных военнослужащих и подлежащих увольнению с военной службы.
Эти данные помогут региональным службам занятости более эффективно решать
вопросы предварительного подбора рабочих мест и сфер деятельности.
За 2-3 месяца до прибытия офицеров к месту жительства службам занятости
целесообразно получить от военных комиссариатов персональные данные о
профессиональном составе увольняемых военнослужащих и членов их семей. Эти
данные помогут в более сжатые сроки решить вопросы трудоустройства уволенных
военнослужащих и членов их семей.
Задачу повышения потенциала трудоустройства граждан, уволенных с военной
службы, предполагается решать прежде всего на основе уже имеющихся у них
профессиональной квалификации, опыта работы и ситуации на региональных рынках
труда. Намечены дополнительные мероприятия по трудоустройству лиц получивших
новую гражданскую специальность. Особое значение придается разработке целевых
региональных программ обеспечения занятости граждан, уволенных с военной
службы, а также расширению возможностей их занятости в сфере малого
предпринимательства.
Спланировано проведение ряда мероприятий по организации рекламы на рынке
труда деловых качеств и профессиональных возможностей бывших военных
специалистов и по дополнительной поддержке предприятий, осуществляющих
создание рабочих мест для граждан, уволенных с военной службы.
(трудоустройство инвалидов)
Численность инвалидов в России ежегодно увеличивается, при этом более
половины лиц, впервые признанных инвалидами, находится в трудоспособном
возрасте.
Численность инвалидов на начало 2000 г. составила 7 млн. человек, а
численность работающих инвалидов — около 850 тыс. человек. При этом
предельный вес числа занятых инвалидов не превышает 15% общей численности
инвалидов.
Из общей численности инвалидов инвалиды I группы составляют 12,9%, II группы
— 58,8, III группы — 28,3%, т.е. большая часть инвалидов страдает нарушениями
здоровья и утратой трудоспособности. В последние годы наметилась тенденция к
увеличению численности инвалидов II группы, так как пенсия по инвалидности в
большинстве случаев становится единственным источником дохода.
Спад производства, сокращение численности рабочих мест обусловили сокращение
численности занятых инвалидов и обострили вопросы их трудоустройства. В 2000
г. из общего числа инвалидов трудоустроились 15%. Такая же тенденция
наблюдается и в 2001 г., что приводит к снижению жизненного уровня инвалидов
и обусловливает приток инвалидов на рынок труда, увеличение числа их
обращений за содействием в трудоустройстве в службы занятости.
Если в начале 1993 г. среди пенсионеров, обратившихся в органы службы
занятости в поисках работы, инвалидность имел каждый пятый, то в 1997 г. —
каждый третий. В 2000 г. инвалиды составляли 2% общего числа безработных.
Уровень и продолжительность безработицы среди инвалидов выше, чем у других
категорий населения.
Вместе с тем желание трудиться выражает большая часть инвалидов III группы
(от 50 до 85%), а также инвалиды II и I групп (соответственно 74% и 50%). При
этом около 40% опрошенных инвалидов согласны пройти предварительную
профессиональную переподготовку.
Как показывают результаты опроса, выбор режима работы инвалидов зависит от
субъективных факторов — группы инвалидности, уровня доходов семьи,
половозрастных характеристик.
До последнего времени в нашей стране основной формой обеспечения занятости
инвалидов являлись специализированные предприятия (цеха, участки). В
настоящее время действует около 1500 таких предприятий, рассчитанных на 242
тыс. рабочих мест. Однако только треть этих мест занята инвалидами, а
численность инвалидов, работающих на спецпредприятиях, составляет около 12%
всей численности занятых инвалидов.
Доля инвалидов, занятых на специальных предприятиях, за последние 2 года
сократилась на 10%, несмотря на то что потребность инвалидов, которым
рекомендовано работать в специально созданных условиях, удовлетворяется
только на 7-10%.
Снижается уровень занятости и в учебно-производственных предприятиях
Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих,
Всероссийского общества инвалидов. Все это обусловливает
необходимость разработки государственной политики в области профессиональной
реабилитации и обеспечения занятости инвалидов.
В международной практике под термином реабилитации инвалидов понимают строго
скоординированные действия различных структур и ведомств, направленные на
социально-психологическую адаптацию, медицинскую реабилитацию инвалидов, их
профориентацию, профобучение и создание специальных рабочих мест.
Реабилитация инвалидов представляет собой систему медицинских,
психологических, социально-экономических, педагогических мероприятий,
направленных на устранение или максимальную компенсацию ограничений
жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством
функции организма.
Целью реабилитации инвалидов является восстановление их социального статуса,
достижение ими материальной независимости и их социальная адаптация.
Реабилитация инвалидов включает:
-медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии,
конструктивной хирургии и протезирования;
-социальную реабилитацию, которая состоит из социально-средовой ориентации
социально-бытовой адаптации;
-профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной
ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной
адаптации и трудоустройства.
Координацию деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляет
Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств
федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, федерального,
территориального фондов обязательного медицинского страхования, Пенсионного
фонда РФ (в соответствии с положениями об указанных фондах), других
источников.
Исходя из задач службы занятости, рассмотрим более подробно вопросы
профессиональной реабилитации и повышения потенциала трудоустройства
инвалидов. Основная цель профессиональной реабилитации — интеграция
инвалидов в общество. Реализация программ профессиональной
реабилитации имеет большое социальное значение и обеспечивает:
-инвалиду — повышение социального статуса и социальной защищённости, рост
доходов, развитие навыков и умений трудиться;
-обществу — регулирование рынка труда, рост общественной производительности,
решение социальных программ обеспечения инвалидов. В развитых странах
используются следующие основные формы организации эффективной реабилитации:
-в специальном цехе или мастерской;
-в Центре профреабилитации;
-по месту проживания инвалидов по специальной программе.
Во всех формах успех профреабилитации достигается реализацией следующих
положений:
-точной идентификацией инвалидов, определением их потребностей в медицинской,
социальной и профессиональной реабилитации;
-разработкой специальных методик психологической, медицинской и
профессиональной реабилитации;
-индивидуальным подходом и созданием атмосферы «эмоционального позитивизма»;
-дифференциацией уровней профессиональной подготовки.
Все чаще реабилитационные программы решаются в специальных центрах
реабилитации. В нашей стране также сложилась сеть центров медицинской
реабилитации через которые органы социальной защиты реализуют новые программы
реабилитации инвалидов.
В последнее время к решению этих проблем подключились и органы федеральной
государственной службы занятости населения. Гарантированное трудоустройство
инвалидов — задача очень трудная.
Социальные гарантии инвалидам, предусмотренные законодательством, увеличение
числа инвалидов, снижение их конкурентоспособности на рынке труда в условиях
дефицита рабочих мест делают решение проблем профреабилитации и
трудоустройства инвалидов неотложными.
Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов РФ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем
проведения следующих специальных мероприятий:
-проведение льготной финансово-кредитной политики в отношении
специализированных и других предприятий, учреждений, организаций,
применяющих труд инвалидов;
-резервирование рабочих мет по профессиям и специальностям, наиболее
подходящим для трудовой деятельности инвалидов;
- установление на предприятиях и в организациях независимо от форм
собственности квот для трудоустройства инвалидов и минимального количества
специальных рабочих мест для инвалидов;
-создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными
программами реабилитации инвалидов;
-стимулирование создания работодателями дополнительных рабочих мест для
трудоустройства инвалидов;
-организация обучения инвалидов новым профессиям и специальностям;
-создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов.
В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» всем организациям независимо от организационно-правовых форм и
форм собственности с численностью работников более 3 человек установлена
квота (не менее 3%) для приема на работу инвалидов в процентах к
среднесписочной численности работников.
В качестве критериев оценки эффективности реализации и развития системы
профессионального обучения безработных были приняты:
- объем трудоустройства после обучения;
- качество подготовки обучаемых;
- удовлетворение образовательных запросов и ожиданий безработных;
- удовлетворение запросов регионального рынка труда и работодателей;
- адаптация к новым видам деятельности после обучения.
Мониторинг эффективности профессионального обучения безработных, анализ их
адаптации к труду по полученной профессии (специальности) выявил следующие
закономерности. С вводом системы постоянно уменьшается количество лиц,
повторно признанных безработными после завершения обучения. Если в 1995 г.
этот показатель составил 16,2%, то в 2000 г. — лишь 2,47. Прослеживается
тенденция сокращения затрат на содержание безработных до их трудоустройства.
Сравнение показателей трудоустройства лиц, завершивших обучение в целом по
РФ в 2000 г. (92%), и граждан, не проходивших обучение (30%), показывает, что
уровень трудоустройства после обучения достаточно высок. Эти тенденции
прослеживаются на протяжении ряда лет во всех регионах страны.
Профессиональное обучение большинства безработных в рамках системы проходит
достаточно успешно и помогает им не только трудоустроиться по полученной
профессии, но и решить более широкие задачи социальной и личностной
ориентации. Оно компенсирует недостатки предыдущей подготовки, повышает их
конкурентоспособность, помогает найти себя тем, чья профессия оказалась
невостребованной на рынке труда.
Практический опыт показал, что наиболее эффективной формой профессионального
обучения незанятого населения является получение новой или смежной профессии,
содержательно близкой к предыдущей, а также повышение квалификации по
имеющейся профессии при наличии на нее спроса на рынке труда. Эффективность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|