реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Диплом: Проблемы занятости в Смоленской области

реферат

которая стала общественной мерой про­должительности труда. Продолжительность

рабочего дня измеря­ется в часах рабочего времени, т.е. в

часах труда.

Сам по себе рабочий день величина неопределенная, он

мо­жет быть длинным или коротким в зависимости от многообраз­ных обстоятельств.

Однако у него есть максимальная граница, дик­туемая физическими возможностями

организма и моральными факторами, суть которых состоит в необходимости иметь

время не только для труда, но и для семьи, а также для удовлетворения

интеллектуальных и социальных потребностей человека, опреде­ляемых принятыми

нормами в данном обществе.

Но в то же время продолжительность труда не может сократить­ся до того минимума,

который необходим для поддержания соб­ственного существования работника и его

семьи, потому что кро­ме этого не менее необходимо затратить так называемый

прибавоч­ный труд для созданий условий развития общества,

содержания нетрудоспособных, бедствующих и социально незащищенных и т.д.

Под интенсивностью труда мы понимаем плотность,

напря­женность труда, измеряемую количеством труда, затраченного в единицу

рабочего времени. В этом случае рост количества произво­димых изделий в

единицу времени пропорционален росту коли­чества затраченного на них труда за

это же время. С этой точки зрения интенсивность труда равнозначна его

продолжительности.

Однако рост интенсивности труда тоже имеет свои границы в пределах одной и

той же продолжительности рабочего дня. В изве­стный момент рост интенсивности

труда потребует сокращения его продолжительности. Есть основания считать, что

рост интенсивно­сти труда обратно пропорционален росту его продолжительности.

В отличие от продолжительности и интенсивности труда, ко­торые имеют

определенные границы, сдерживая, таким образом, общественный прогресс,

производительность труда есть совершен­но феноменальное свойство труда в

том смысле, что ее рост без­граничен и бесконечен. Объяснение этого феномена

коренится в том, что по своему существу рост производительности труда оз­начает

присоединение к силам труда сил природы, масштабы ко­торых практически

бесконечны, и велики возможности человека овладевать этими силами, направляя их

на удовлетворение по­требностей общественно-экономического прогресса.

Производительность труда есть его плодотворность, результа­тивность; она

измеряется количеством изделий, производимых в еди­ницу рабочего времени, либо

количеством труда, затраченного на единицу изделий.

Следовательно, собственно процесс труда включает в себя сле­дующие простые

элементы: труд человека; предметы труда; сред­ства труда.

Предметами труда называется все то, на что человек воздей­ствует в

процессе труда. Средства труда — это то, при помощи чего человек

обрабатывает предметы труда.

В процессе труда человек реализует свою способность к целе­направленной

деятельности, т.е. свою рабочую силу.

Именно труд человека делает возможным само производство, или процесс

изготовления материальных благ. Но существующие экономические теории по-разному

оценивают человеческую дея­тельность (и ее различные виды) с точки зрения

организации производства.

Марксистская теория выделяет личный и материально-веще­ственный факторы

производства. При этом в качестве личного фактора выступает

индивидуальная и совокупная рабочая сила, а в качестве

материально-вещественного — средства производства. При этом

главной ценностью для организатора является рабочая сила, потому что она —

единственный товар, способствующий возник­новению новых товаров и услуг.

Потребление рабочей силы со­провождается созданием новой стоимости. Экономика

также в качестве факторов производства выделяет материальные ресурсы

(земля, включая все сырьевые ресурсы, ка­питал) и человеческие ресурсы

(труд и предпринимательская дея­тельность), но, несмотря на внешнюю схожесть

приведенных клас­сификаций факторов производства, в них четко прослеживаются

принципиальные различия, главное из которых — выделение в рамках экономики п

едпринимательской деятельности в отдель­ный фактор производства. При этом

главная роль отводится пред­принимателю как ключевой фигуре бизнеса,

инициирующего про­цесс производства. Труд же в системе данной классификации

ас­социирован с наемным работником и, следовательно, с наемным

трудом. Марксистская же теория объединяет все виды деятельно­сти в процессе

производства под категорией личного фактора про­изводства, не выделяя фигуры

предпринимателя как трудящего­ся, рассматривая его с классовых позиций лишь в

качестве эксп­луататора, а не в качестве организатора производства.

Более того, сам процесс труда рассматривается как процесс потребления ра­бочей

силы капиталистом, и такой методологический подход при­дает классовую

направленность данной теории.

Конечно же, изучение роли труда в жизни общества не огра­ничивается

названными теориями. В работах А. Смита и Д. Рикардо уделяется большое

внимание человеку и его месту в трудовом процессе. В результате исследований

сформировалась модель «эко­номического человека», который характеризовался

следующими чертами:

1) экономическое поведение каждого человека определяется личным интересом;

2) экономический субъект должен обладать компетентностью в собственных делах;

3) человеку необходимо учитывать классовые различия и нена­дежность

сегодняшнего благосостояния.

Дж. Миль рассматривал человека как индивида, стремящегося к получению

богатства и способного эффективно оценить опти­мальность путей достижения

данного богатства. При этом он счи­тал, что человек испытывает отвращение к

труду и именно это толкает его к добыванию богатства.

В настоящее время многие авторы уделяют основное внимание проблеме мотивации

трудовой деятельности в увязке с потребно­стями людей (А. Маслоу), с

экономической сущностью человека (Ф.Тейлор), с «социальной гигиеной»

(Ф.Херцберг), с различ­ными подходами к оценке человека в процессе труда (Д.

Макгрегор).

При всем различии подходов к самому понятию «труд», к оп­ределению места и

роли человека в экономической системе об­щества, к выделению тех причин,

которые побуждают человека к труду, общим является признание труда в качестве

основы жизни как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

При характеристике роли человека в системе экономики со­временная литература

использует целый ряд понятий: «рабочая сила», «личный фактор производства»,

«трудовые ресурсы», «че­ловеческие ресурсы», «человеческий капитал».

Рассмотрим их.

Рабочая сила это индивидуальная способность к труду,

ко­торой обладает живая личность человека и которая пускается им в ход в

процессе целенаправленной трудовой деятельности. Способ­ностью к труду

потенциально располагает каждый человек, но реальной производительной силой она

становится только в про­цессе труда.

Личным фактором производства является производительная сила

совместного труда, определенная кооперация индивидуаль­ных рабочих сил, т.е.

совокупная рабочая сила в определенной общественно комбинированной форме.

Структура личного фак­тора определяется структурой и степенью концентрации

произ­водства, уровнем разделения, кооперации и специализации тру­да. Каждая из

индивидуальных рабочих сил развита до обществен­но необходимого уровня, а

проявляется это в профессионально-квалификационных характеристиках конкретного

работника, которые формируются в соответствии с потребностями обще­ственного

производства. Поэтому индивидуальная рабочая сила является составным элементом

совокупной рабочей силы, а ин­дивидуальный труд человека — неотъемлемой

частицей интег­рированного труда общества.

Трудовые ресурсы — это часть населения страны, представлен­ная

физическими лицами, которые обладают необходимыми фи­зическими и умственными

способностями, профессиональной подготовкой и квалификацией для работы в

общественном про­изводстве. В России к трудовым ресурсам относятся мужчины в

возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет, за исключением

инвалидов I и II групп и лиц, получающих пенсии на льготных условиях.

Традиционно в состав трудовых ресурсов включают занятое население, находящееся

за пределами рабочего возраста (подростки 14-15 лет, мужчины от 60 лет и

женщины от 55 лет, если они работают). Численность трудовых ресурсов

харак­теризует потенциальную массу живого труда, которой в данный

момент располагает общество.

Человеческие ресурсы в экономике отождествляются с ресур­сом

труда, который является важнейшим фактором производ­ства. Рабочая сила,

предлагаемая ее собственниками на рынке, рассматривается в качестве

человеческих ресурсов в том случае, если речь идет об их взаимозависимости и

взаимозаменяемости с другими видами ресурсов (землей, капиталом,

предпринима­тельством) и их конкурентном использовании на рынке факто­ров

производства.

Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и

накопленный человеком определенный запас физического здоровья, знаний, навыков,

умений и мотиваций, который используется в той или иной сфере приложения труда

и приносит доход как собственнику рабочей силы, так и работодателю.

Служба занятости России и проблема занятости от

царской России до конца ХХ века: основные этапы.

От февральской революции до нового крепостного права

Служба занятости в России до 1917 г. фактически отсутствовала как таковая. В

царской России было только 6 постоянных бирж труда и несколько их временных

отделений (так называемых корреспондентских пунк­тов). Февральская революция

шла по правильному пути. Она объявила 8-часовой рабочий день, ввела

социальные гарантии и предприняла попытку вдохнуть эффективность в

общественное производство. Не было тогда еще ни национали­зации, ни жесткого

директивного планирования, ни карточного распределения продуктов и товаров, а

только стремление наладить рыночную экономику, вы­ползти из глубокого

политического, социального, экономического кризиса, в котором из-за войны и

революции оказалась Россия. Именно эту политику поддержали трудящиеся.

Первый государственный Закон о биржах труда был принят незадолго до

Октябрьской революции — 19 августа 1917 г. Он предусматривал

возможность их открытия в городах с населением не менее 50 тыс. человек. Биржи

должны были осуществлять регистрацию спроса и предложения рабочей силы,

оказывать посреднические услуги по найму, вести статистику и систематизацию

сведений о рынке труда. Всего в течение 1917 г. было открыто 42 биржи труда,

управляемые на паритетных началах (т.е. совместно рабочими и нанимателями).

Однако существенного влияния на регулирование ситуации на рынке труда они в то

время оказать не смогли. К началу 1918 г. число зарегистрированных ими

безработных достигло почти 100 тыс. человек.

Первые биржи труда были основаны министром труда Временного правитель­ства

меньшевиком Гвоздевым. После Октябрьского переворота нарком труда Шляпников

продолжил начатую Гвоздевым политику, провел многие социалис­тические

требования в жизнь. При его непосредственном участии был написан первый КЗоТ,

где право на труд сочеталось с правом безработного на получение помощи. Даже

временная работа не по специальности не отнимала у человека права

пользоваться льготами безработного и права на работу в соответствии с его

квалификацией.

Первые биржи труда не зависели от государства, а находились в ведении

профсоюзов, были самоуправляемыми и принадлежали тем, кто оказался на рынке

труда. В управлении биржи большинство составляли рабочие, но участвовали и

предприниматели (работодатели). Соблюдался принцип сохранения паритетности

прав и обязанностей работодателей и работников. Были открыты временные и

общественно полезные работы...

Октябрьская революция положила начало революционной ломке отношений в сфере

труда. Вместе с радикальными социально-экономическими преобразования­ми стала

меняться и ситуация в области занятости. Аграрная реформа, частью которой

была отмена помещичьей собственности на землю, привела к укреплению мелкого и

среднего крестьянского хозяйства и сократила сельское перенаселение. Это

первоначально снизило давление бедняцких слоев деревни на рынок рабочих мест

в городах. Значительная часть неквалифицированных и полуквалифициро­ванных

рабочих — выходцев из деревни — вернулась обратно в надежде получить землю и

завести собственное хозяйство.

Советское правительство первыми декретами о труде удовлетворило все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.