календарными днями, а увеличится до 12 месяцев.
Глава VII (ст.ст. 38 - 39) определяет порядок контроля за исполнением
рассматриваемого Закона и ответственности за его нарушение.
К подзаконным актам, регулирующим вопросы занятости населения, относятся
Указы Президента РФ «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий
работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации» от 5 июня
1992 г., «О самостоятельности федеральной службы занятости» от 14 июня 1992
г. Последним указом эта служба выделена из Министерства труда РФ в
самостоятельный центральный орган исполнительной власти, призванный
осуществлять руководство по обеспечению государственной политики в области
занятости населения Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. утверждена «Комплексная программа по
созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг. » (далее именуется -
Программа), которая включает систему мер, осуществляемых Президентом и
Правительством РФ совместно с органами исполнительной власти России.
Основными целями Программы является повышение уровня и изменение структуры
занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически
эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики. Постановлением
же Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 утверждена «Программа
социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 гг.», в
разделе IV которой определена государственная политика Правительства России в
области занятости населения и развития кадрового потенциала.
Среди других нормативных документов следует указать «Положение о ранее
действовавшей федеральной государственной службе занятости России (ФГСЗ)»,
утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 января 1993 г., в котором
конкретизированы основные задачи этой службы и ее функции. С образованием
Министерства труда и социального развития ФГСЗ была упразднена, а ее
функциями, но существу, был наделен Департамент программ и услуг по
содействию занятости населения этого министерства.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 5 февраля 1993 г.
утверждено «Положение об организации работы по содействию занятости в
условиях массового высвобождения», которым устанавливаются критерии
массового высвобождения работников, определяется перечень мероприятий и
основные принципы взаимодействия работодателей, профсоюзов и органов
исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных
образований, городов и районов в условиях массовых высвобождения".
В соответствии со статьёй 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской
Федерации» Правительство РФ 22 апреля 1997 г. приняло постановление № 458 «Об
утверждении Порядка регистрации безработных граждан». На основании статьи 24
рассматриваемого Закона Правительство РФ постановлением № 875 от 14 июня 1997
г. утвердило «Положение об организации общественных работ», которым
определяется порядок организации общественных работ и условия участия в этих
работах граждан.
Как уже отмечалось, нормативная часть социально-партнерских соглашений и
коллективных договоров также содержит нормы, касающиеся вопросов занятости
населения. На это же нацелены многие ведомственные акты, принятые, в
частности, Федеральной государственной службой занятости (ФГСЗ),
Министерством труда и социального развития России, а также законодательством
субъектов РФ.
Так, постановлением Министерства труда Российской Федерации от 6 февраля
1995 г. № 9 утверждены «Рекомендации по квотированию рабочих мест на
предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в
социальной защите».
Согласно этим рекомендациям, квотирование рабочих мест для приема на работу
лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске
работы, производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости
граждан.
Правом для установления квоты для приема на работу данной категории граждан
наделены органы местного самоуправления. Последние с учетом ситуации,
складывающейся на рынке труда, по представлению соответствующих
территориальных органов государственной службы занятости населения с
участием органов по труду устанавливают предприятиям (организациям,
учреждениям), независимо от формы собственности, квоты для приема на работу
граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающим трудности в
поиске работы.
Из указанных выше Рекомендаций усматривается, что преимущественным правом
направления для трудоустройства пользуются безработные граждане, особо
нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы,
состоящие на учете в органах государственной службы занятости населения.
Квотирование рабочих мест предприятиям (организациям, учреждениям)
осуществляется на основе договоров, заключаемых с ними органами местного
самоуправления.
Такой договор в числе прочих должен содержать обязательные сведения; а) о
наименовании рабочего места; б) о категории граждан, для которых созданы
рабочие места; в) о санитарно-гигиенических требованиях и рекомендации
медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда; г) об источниках
финансирования или налоговых льготах и платежах; д) о санкциях по отношению
к стороне, не выполнившей условия договора.
Условия и порядок установления квоты, ее размеры и сроки действия, категории
граждан, для которых она устанавливается, утверждаются органом местного
самоуправления с
привлечением соответствующего территориального органа государственной службы
содействия занятости населения, органов по труду и общественных организаций,
соответственно представляющих интересы тех или иных групп граждан.
В статье 72 Конституции России, в соответствии с принципом
федерализма, определена сфера совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. В частности, пункт ж) статьи 72
Конституции гласит о том, что в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения;
защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая
социальное обеспечение. К последним относятся и государственные гарантии в
сфере занятости.
В соответствии с данными положениями Конституции, аналогичный принцип закреплен
и в Законе о занятости, а именно в п.1 статьи 6, п.2 и 3 статьи 7, и в
п.2 статьи 5 данного закона. В частности, п.2 статьи 5, гласит:
«Государственная политика в области содействия занятости населения направлена
на сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с
согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия
занятости населения».
В пункте 1 статьи 6 Закона о занятости населения в РФ говорится о том, что
законодательство о занятости Российской Федерации состоит из Конституции
Российской Федерации, настоящего Закона, других федеральных законов и
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости
населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В качестве примера можно привести ряд нормативных правовых актов (областной
закон и подзаконный акт) о содействии занятости населения в Смоленской
области.
06 февраля 1997 года N5-3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
(в ред. закона Смоленской области от 08.12.97 N 45-з)
Принят Смоленской областной Думой 30 января 1997 года
Настоящий областной закон устанавливает в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, законами Российской Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации", "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", "О краевом, областном Совете народных депутатов и
краевой, областной администрации", "О коллективных договорах и соглашениях"
ответственность работодателя за нарушение на территории Смоленской области
законодательства Российской Федерации о занятости населения.
Статья 1. Ответственность работодателя за необеспечение занятости
граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в
поиске работы (квоты)
1. В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы:
- инвалидов;
выпускников общеобразовательных учреждений, учреждений начального и
среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет (сирот,
выпускников детских домов и школ-интернатов, детей, оставшихся без попечения
родителей, и других);
- одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей,
детей-инвалидов;
- семей, в которых оба родителя признаны безработными;
- граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- граждан предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста,
дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);
- беженцев и вынужденных переселенцев;
- граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и
других радиационных аварий и катастроф;
- граждан, освобожденных из мест лишения свободы;
- граждан, имеющих на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного
на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор, на предприятиях,
в учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм и
форм собственности (далее по тексту - "организации") производится
квотирование рабочих мест.
2. Право на установление квоты для приема на работу граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в
соответствии с действующим федеральным законодательством имеют администрация
Смоленской области, органы местного самоуправления.
Работодатели в соответствии с установленной квотой создают или выделяют
необходимое количество рабочих мест для трудоустройства граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. С
этой же целью по предложению администрации Смоленской области либо органов
местного самоуправления несколько организаций по договоренности между собой
могут создать за счет своих средств цех или участок в одной из них.
3. В случае невозможности выделения или создания на своем производстве
рабочих мест в счет установленной для данной организации квоты работодатель
вправе для этой цели арендовать рабочие места или произвести соответствующие
перечисления финансовых средств в Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест, созданных
другими работодателями.
Руководители организаций, не выполнившие решение органов местного
самоуправления о квотировании рабочих мест или отказавшие в приеме на работу
граждан, перечисленных в части 1 настоящей статьи (кроме инвалидов), в
пределах установленной квоты по направлению государственной службы занятости
населения, а также в случае невозмещения ими затрат по созданию рабочих мест
в других организациях, несут ответственность в виде штрафа в размере от
двукратной до двадцатикратной величины установленного законодательством
Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда, налагаемого
в судебном порядке.
4. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на
работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации обязательную плату за каждого
нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида.
Руководители организаций, нарушающие порядок внесения обязательной платы в
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, несут
ответственность в виде уплаты штрафа:
за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или
недовнесенной суммы;
в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределе установленной квоты - в
размере стоимости рабочего места, определяемой администрацией Смоленской
области.
Сумма штрафов взыскивается в бесспорном порядке органами Государственной
налоговой службы Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|