сотрудников.
Наиболее отвечало требованиям, предъявляемым к Модельному центру,
распределение сотрудников по следующим отделам: по трудоустройству и
профобучению (с подотделами трудоустройства, профобучения безработных,
взаимодействия с работодателями и сбора вакансий, реабилитации и обеспечения
занятости инвалидов и других слабозащищенных категорий граждан);
профориентации и профконсультирования (с секторами профориентации,
профконсультирования незанятого населения, безработных); по начислению и
выплате пособий, программно-технического обеспечения с издательским сектором;
финансово-бухгалтерского (с сектором по вопросам формирования и расходования
средств Фонда занятости); рынка труда; юридического и административно-
хозяйственного отделов.
Параллельно с работами по строительству здания и разработкой структуры
Модельного центра шло обучение персонала. После определения немецкой
стороной содержания обучения, докладчиков и старших экспертов, а также
согласования сроков и определения блоков обучения в июле-августе 1993 г. в
течение двух недель без отрыва от основной работы прошли лекционные занятия.
После вводного курса сотрудники Модельного центра стажировались на биржах
труда Нижней Саксонии, Эссена, Баварии.
Высокая степень компьютеризации (согласно протоколу было оборудовано 46
автоматизированных рабочих мест), применение нового программного обеспечения
потребовали обучающих занятий. Каждый специалист Модельного центра изучил
теоретические основы, приобрел практические навыки работы в программах
«Exell», «Windows» и получил соответствующий сертификат.
Пятая стадия концепции создания Модельной биржи труда включала оснащение
центра офисной мебелью и оргтехникой. В интерьерах органично переплелись
строгий стиль современной офисной мебели, поставленной из Германии, и
медальоны и графика калужских художников.
Официальное открытие Модельного центра состоялось 20 мая 1994 г. Он должен
был стать образцом работы с незанятым населением, испытательной площадкой для
новых форм и методов работы, базой для обучения специалистов службы
занятости.
С первых дней работы в новом здании Модельный центр приступил к реализации
этих планов. На протяжении 1994 г. он принял десятки делегаций, организовал
стажировку руководителей центров занятости всех 25 районов области. А за 5
лет с опытом Модельного центра Калуги ознакомилась почти 1 тыс. работников
службы занятости многих регионов России.
В 1996 г. эксперты Федерального ведомства по вопросам труда Германии провели
мониторинг и высоко оценили работу специалистов службы занятости населения
Калуги. Лестные записи оставили в книге отзывов руководители многочисленных
делегаций.
«Ваш центр являет собой редкое сочетание отличной формы и эффективного
содержания. Не останавливайтесь на достигнутом», — написал профессор
Подольский из МГУ.
«Восхищены. После посещения вашего центра появилась вера в то, что мы
действительно имеем возможность работать так, как во всех цивилизованных
странах» — это запись группы директоров центров занятости Сибири.
Чем же вызваны столь высокие оценки? Прежде всего тем, что в центре
достигается основная цель — эффективное трудоустройство.
Первоочередной задачей службы занятости является оказание быстрой и
эффективной помощи ищущим работу в их трудоустройстве и работодателям в
удовлетворении спроса на рабочую силу.
Специалисты службы регулируют взаимоотношения и согласовывают нередко
противоречивые интересы этих двух основных сторон, действующих на рынке
труда.
Проблема осложнена существующими сегодня условиями: с одной стороны —
нестабильность ситуации в экономике, непредсказуемость потребности в рабочей
силе, отсутствие у большинства предприятий четких перспектив развития
производства, ущемление прав наемных работников при распределении доходов, а
с другой — снижение у людей интереса к труду в связи с неадекватностью
требуемой квалификации уровню оплаты на фоне длительных задержек выплаты
заработной платы, вынужденных отпусков, приостановок производства и т.п.
В последнее время в значительной степени обострилась проблема несоответствия
квалификации работников, состоящих на учете, требованиям работодателей.
Высококвалифицированные работники, как правило, находят работу в течение
относительно короткого периода. Остаются на учете в течение длительного
времени граждане, не обладающие высокой конкурентоспособностью на рынке
труда.
Исходя из сложившейся ситуации, основным резервом повышения эффективности
работы службы занятости является постоянное совершенствование ее
взаимодействия как с ищущими работу, так и с работодателями.
С момента организации Модельного центра занятости населения Калуги
специалистами, занимающимися вопросами трудоустройства, велась
целенаправленная работа по отработке и внедрению эффективных технологий по
этим направлениям. Одновременно решались проблемы сокращения времени
ожидания регистрации гражданами, обращающимися в целях поиска подходящей
работы, увеличения пропускной способности центра, совершенствования
информационного обеспечения клиентов, повышения количества и качества
информации о самих клиентах, расширения базы данных об ищущих работу за счет
не только незанятых, но и желающих 'сменить место работы.
Улучшение работы с гражданами проводилось за счет как изменений в организации
работы отдела, так и активного внедрения компьютерных технологий в проведении
рутинных операций, таких, как заполнение формуляров, принятие и оформление
решений, обмен информацией между специалистами и т.п. В этом процессе можно
выделить следующие этапы.
В первое время регистрация граждан производилась специалистами по
трудоустройству, работающими по группе профессий. Гражданин вручную заполнял
карточку персонального учета, специалист сверял ее по документам, затем
вводил данные в компьютер. Решения принимались специалистом и оформлялись
вручную.
В конце 1993 г. было введено рабочее место диспетчера, который выдавал бланки
карточек, знакомил с порядком их заполнения, в определенной степени
регулировал поток обратившихся. Для консультаций о возможности
трудоустройства использовалась распечатка вакансий.
С 1994 г. регистрацией стали заниматься регистраторы. Диспетчер регулировал
поток выдачей талонов с указанием времени и места регистрации. Все рабочие
места были оборудованы компьютерами с доступом к базе вакансий. За счет
отмены распределения специалистов по группам профессий обеспечивалась
равномерность нагрузки.
Новые возможности совершенствования работы дало введение в 1995 г.
компьютерного бланка карточки персонального учета. Регистратор на основании
предъявленных документов заносил данные в компьютер, распечатывал бланк
карточки, после ознакомления с которым гражданин расписывался в согласии с
внесенными данными. В том же году была разработана и внедрена система
автоматической подготовки и принятия решений, в том числе о признании
безработным, приостановке выплаты пособия за нарушение условий
перерегистрации. Разработана и издана брошюрой «Технология работы
специалистов отдела трудоустройства с помощью системы «Содействие».
Все это позволило увеличить пропускную способность центра, тем не менее она
оставалась недостаточной. Очереди к диспетчеру за талонами на регистрацию
выстраивались задолго до начала приема, хотя были приняты все возможные меры,
в том числе открыт филиал на заводе «Калугаприбор», созданы дополнительные
места регистраторов, практиковалось проведение групповых перерегистраций
людей, чьи возможности трудоустройства минимальны, а также пенсионеров,
уволенных по причине высвобождения. С середины 1998 г. отработаны и после
соответствующего обучения специалистов внедрены алгоритмы работы на каждом
этапе приема. С начала 1999 г. приказом начальника отдела утвержден «Порядок
регистрации граждан в Модельном центре».
Процесс регистрации граждан разделен на три этапа, выполняемых
последовательно диспетчером, регистраторами, специалистами по
трудоустройству:
регистрация всех обратившихся в Модельный центр по вопросу трудоустройства
или перемены места работы и оказание им консультационных услуг;
регистрация незанятых граждан в качестве ищущих работу, оказание им услуг по
подбору подходящей работы;
регистрация граждан из числа незанятых, которым не удалось подобрать
подходящую работу в течение первых 10 дней, в качестве безработных,
назначение им выплаты пособия по безработице и дальнейшее содействие им в
трудоустройстве.
На первом этапе регистрации осуществляется дифференцированный подход к
объему информации о гражданине. Если это высококвалифицированный специалист,
то в банк данных заносятся подробные сведения о его профессиональной и трудовой
деятельности. Для остальных они ограничиваются паспортными данными и
сведениями о последнем месте работы. Это позволяет легко выделить в отдельный
блок информацию о специалистах высокой квалификации для оперативного
исполнения заявок работодателей, а также быстро сформировать группу
неквалифицированных работников при возникновении такой потребности. Первый
этап регистрации выполняет диспетчер, который отмечает в карточке дату не
регистрации, а консультации.
Если гражданин претендует на регистрацию в качестве ищущего работу, но не
имеет при себе всех необходимых документов, диспетчер помечает их отсутствие
в электронной карточке и удостоверяет этот факт подписью клиента в
специальном журнале, что позволяет снять возможные впоследствии претензии об
отказе в регистрации.
Если все необходимые документы имеются, то гражданин направляется к регистратору
на второй этап регистрации. Регистратор еще раз проверяет
предъявляемые документы. При неправильном оформлении или отсутствии одного или
нескольких из них он ограничивается первичной регистрацией, помечая причину
отказа в таком же журнале. Если все в порядке, то регистратор проставляет дату
регистрации, производит подбор подходящей работы и, в случае если гражданин
имеет право на получение статуса безработного, выдает приглашение для
дальнейшей регистрации к специалисту по трудоустройству. Не имеющие права на
признание безработными остаются на учете у регистратора, который и работает с
ними до выдачи справки за третий месяц или до трудоустройства.
Специалист по трудоустройству, к которому впервые приходят граждане,
зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, дозаполняет учетную
форму, распечатывает твердую копию, формирует личное дело и в дальнейшем
продолжает работу по трудоустройству и регистрации в качестве безработного.
Таким образом, каждый из специалистов выполняет работу, связанную со своей
частью регистрационного процесса, используя ранее введенную о гражданине
информацию и попутно перепроверяя и корректируя ее на основе предъявленных
документов.
Такая организация позволила значительно повысить достоверность заносимой
информации, ликвидировать очереди, талоны и все связанные с этим конфликтные
ситуации. Примерно вдвое возросла пропускная способность отдела в целом — до
40 вновь регистрируемых в день одним регистратором. На случай необходимости
при возрастании потока обращающихся имеются три дополнительных рабочих места
для регистраторов.
В работе специалистов с гражданами наряду с индивидуальными широко
применяются и групповые формы работы, такие, как групповые перерегистрации,
консультации, мини-ярмарки вакансий. Это позволяет высвободить часть времени
для усиления индивидуальной работы с теми из безработных, которые имеют
реальные перспективы трудоустройства, а также для посещения работодателей.
Процесс принятия решений полностью автоматизирован, производится он в конце
дня и занимает около получаса времени. По итогам работы за день автоматически
отбираются кандидатуры на принятие решений с вариантами. Специалист по
трудоустройству просматривает и детализирует их, при необходимости вносит
необходимые поправки и направляет на проверку. После проверки и регистрации
решений, которые оформляются в виде единого по отделу приказа, эти решения
доступны для просмотра и использования в работе любому специалисту центра:
по начислению и выплате пособий, рынка труда и др.
Дальнейшие направления совершенствования работы с гражданами предполагают
формализацию и автоматизацию подбора подходящей работы, распределение потока
обращающихся по профессионально-отраслевым признакам, максимальное ускорение
процесса определения направления работы с клиентом — трудоустройство,
профобучение или участие в одной из программ активного содействия занятости.
Все эти мероприятия направлены на минимизацию продолжительности безработицы и
требуют тесного взаимодействия с другими подразделениями Модельного центра, в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|