экономического анализа.
Марксистский подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, представители русской
экономической школы — Г.А.Лопатин, Н.И.Зибер). Исторически в русле этого
подхода проведены одни из первых теоретических разработок проблем труда и
безработицы. Здесь рынок рассматривается в качестве рынка рабочей силы, а
безработица — в качестве «промышленной резервной армии» или как «избыточное
рабочее население». При этом была выявлена только одна причина безработицы —
избыточное рабочее население как необходимый продукт накопления капитала. Рост
капитала обусловливает распадение рабочего класса на активную армию и
резервную армию, причем промышленная резервная армия труда может то
увеличиваться, то уменьшаться, но она никогда не прекращает своего
существования. То есть безработица предстает в виде неискоренимого порока
капиталистического общества. Отсюда следует вывод: чтобы избавиться от
общественного порока, в данном случае безработицы, необходимо изменить
общественный строй.
Неоклассический подход. В западных экономических теориях труд (занятость)
рассматривается лишь как один из производственных ресурсов, которые
распределяются через рынок. Сторонники данной концепции Дж. Перри, Р. Холл
полагают, что рынок труда,
как и все прочие рынки, действует на базе условного равновесия, т.е. основным
рыночным регулятором служит цена, в данном случае заработная плата. Именно с
помощью заработной платы, по их мнению, регулируются спрос и предложение
рабочей силы, поддерживается рыночное равновесие. Из неоклассической
концепции следует, что цена на рабочую силу реализуется по потребностям
рынка и устанавливается автоматически, в зависимости от спроса и предложения
труда; безработица, если и возможна, то в качестве добровольной.
Кейнсианский подход. Концепция Дж.М.Кейнса опиралась на социальные реалии
30-х годов XX в., когда во многих странах господствовал экономический кризис,
а массовая безработица и социальные конфликты привели к смене в ряде
государств политических режимов.
Рынок труда рассматривается как явление постоянного экономического
равновесия. Кейнсианская модель исходит из того, что цена рабочей силы
(заработная плата) институционально фиксирована и не подвергается
изменениям, особенно в сторону уменьшения.
Таким образом, спрос на рабочую силу, по кейнсианской модели, регулируется
не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, определяемым
государственной политикой. Например, один из классиков кейнсианства Э.
Хансен рассматривает три типа антициклических программ регулирования
занятости и безработицы: «I) встроенный механизм гибкости; 2) автоматически
действующие компенсирующие параметры; 3) управляемые программы
компенсирования».
Кейнсианские идеи регулирования уровня занятости и безработицы позволили
западным странам в течение значительного периода довольно успешно решать
острые социально-экономические проблемы, в первую очередь проблему занятости
и безработицы. Однако экономический кризис 1979—1981 гг. стал не просто
очередным циклическим кризисом, но кризисом кейнсианской модели
государственного регулирования. Под воздействием этого кризиса произошла
кардинальная перестройка системы государственного регулирование и сложилась
новая, неоконсервативная модель государственного регулирования.
Монетаристский подход. Наиболее известными сторонниками неоклассической
модели государственного регулирования являются представители школы
монетаристов, прежде всего М.Фридмен. Монетаристами вводится понятие
естественной безработицы.
Чтобы рынок был уравновешенным, монетаристы предлагают использовать институты
денежно-кредитной политики, также предусматриваются другие меры, направленные
на развитие предпринимательства, т. е. устраняется целый ряд прямых форм
государственной регламентации экономической деятельности — реализуется
политика дерегулирования. Эти меры включают ликвидацию регламентации по
ценам и заработной плате и др.
Большой интерес представляет контрактная теория занятости, выдвинутая в
середине 1970-х годов М.Бэйли и Д. Гордоном. Ее особенность —
возникновение на стыке нескольких концепций. В основе данной теории лежит
положение о том, что предприниматели и рабочие вступают между собой в
долгосрочные договорные отношения. Эти контрактные отношения связывают агентов
на рынке труда даже тогда, когда они не заключают между собой письменного
договора в юридической форме. В этом случае контракт становится имплицентным,
т. е. неявным, юридически не оформленным соглашением, условия которого и
предприниматель, и наемные работники все равно стремятся соблюдать, поскольку
это обоюдовыгодно. И работники, которые имеют специальное образование и
профессиональную подготовку по профилю работы фирмы, и предприниматели
заинтересованы в том, чтобы их отношения были достаточно устойчивыми и
продолжительными. В итоге между рабочими, имеющими специальную подготовку, и
предпринимателями возникает условное соглашение — имплицентный
контракт, который соблюдается ими не потому, что этого требует
юридический договор, а потому, что это оправдано экономически.
В настоящее время контрактная теория занятости является одной из
теоретических основ механизма функционирования рынка труда, поскольку наряду
с минимализацией риска она фиксирует долговременный характер отношений купли-
продажи между работниками и предпринимателями.
Итак, рассмотрев основные теоретико-методологические подходы к проблеме
занятости и безработицы, сложившиеся в русле экономической парадигмы, можно
сделать следующий вывод. В марксистской и кейнсианской концепции рынка труда
факт безработицы рассматривался как «неизбежная безработица» и
«вынужденное» явление, т.е. обусловленное внешними общественными причинами.
В неоклассической же и монетаристской концепциях безработица рассматривается
как «добровольное» и «естественное» явление, т. е. здесь подчеркиваются
причины личностного начала.
Ни один из рассматриваемых подходов в отдельности не характеризует в полном
объеме ни явление безработицы, ни явление занятости, да и все они вместе
взятые не охватывают всех проблем рынка труда и рабочей силы. Новые подходы и
идеи теперь уже рассматриваются в рамках социальной (социально-
экономической) парадигмы, которая не столько отрицает экономический подход,
сколько развивает его.
Анализируя социологический подход к проблемам занятости и безработицы,
также можно выделить несколько теоретико-методологических направлений. Всю
систему социально-трудовых отношений можно разделить на два крупных блока.
Первый блок охватывает отношения в сфере труда и занятости в плане
включенности в общественно значимые виды и формы трудовой деятельности.
Главное здесь — способы распределения рабочей силы по рабочим местам. Второй
блок охватывает отношения внутри производственного сектора, связанные с
распределением работы (труда) между занятыми в производстве. В современной
социально-экономической литературе, касающейся проблем занятости и
безработицы, принято обозначать эти два блока социально-трудовых отношений
соответственно как внешний и внутренний рынки труда.
Рассмотренные выше подходы (два блока проблем) к характеристике поведения
индивидов в сфере занятости нашли свое воплощение в многочисленных
социально-экономических исследованиях как экономистов, так и социологов.
В настоящее время проблемы занятости и безработицы обобщаются и теоретически
разрабатываются главным образом в рамках двух социологических дисциплин:
социологии труда и экономической социологии.
Социология труда — часть общей социологии, предметом
изучения которой является многообразная совокупность социально-трудовых
отношений и социальных процессов в сфере труда. Причем социология труда
ориентируется главным образом на внутренний рынок труда. Экономическая
социология рассматривает (в аспекте занятости и безработицы) проблемы
внешнего рынка труда.
Изучение проблемы занятости и безработицы осуществляется также в рамках
социологии управления. Данный подход ориентирован главным образом на
изучение и обобщение конкретных социальных технологий управления занятостью
населения. Изучение проблем занятости и безработицы в рамках социальной
работы ориентировано на поиск социальных технологий помощи
безработным.
Поскольку проблемы занятости и безработицы являются главным предметом
социально-трудовых отношений, представляется важным не только раскрыть
содержание этих явлений в историческом развитии, но также показать их
взаимосвязь, выявить соотношение с другими общественными явлениями и
процессами, наконец, дать определение понятий «занятость» и «безработица».
Решение проблем занятости и безработицы не есть одномоментный, одноразовый акт.
Занятость — это не только сложившаяся структура трудовой деятельности
населения, а безработица — не только результат экономической деятельности
общества. Оба социальных явления следует рассматривать не только в статике как
состояние или уровень на какой-то момент времени, сколько в динамике как
социальные процессы. Динамический характер занятости и безработицы обусловлен,
с одной стороны, сменой поколений рабочей силы или трудового потенциала, а с
другой — изменяющимися условиями общественной жизни или системы
социального действия (общественного развития), а также интенсивностью
и направленностью регулирующего воздействия.
Основным нормативно-правовым актом в сфере занятости является Закон РФ «О
занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. Настоящий
закон определяет правовые, экономические и организационные основы
государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии
государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную
защиту от безработицы.
Согласно ст. 1 данного закона занятость — это деятельность граждан,
связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не
противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок,
трудовой доход.
Безработица — сложное, многоаспектное социально-экономическое явление,
присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного
населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать
свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест и
лишается вследствие этого заработной платы как основного источника
необходимых средств к жизни.
Безработица, по определению, принятому МОТ, трактуется как потеря заработков
по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица,
способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу. К
безработным относятся все лица трудоспособного возраста, не участвующие в
общественном производстве в течение определенного периода, которые в данный
период: а) были без работы, т. е. не работали за плату по найму или на
собственном предприятии; б) были готовы приступить к работе, т. е. начать
работать за плату по найму или на собственном предприятии; в) искали работу,
т.е. предпринимали конкретные шаги в поиске оплачиваемой работы по найму или
на собственном предприятии.
Специальные правила предусмотрены для лиц, у которых нет работы, но есть
договоренность о начале работы по истечении определенного периода времени, и
для лиц, чей трудовой договор временно приостановлен для временно уволенных.
Следует отметить, что при определении названных выше трех критериев
международные стандарты не учитывают какие-либо административные или
юридические нормы и требования, например, относительно получения пособия по
безработице или регистрации на бирже труда. Эти критерии касаются
исключительно действий индивида в течение отчетного периода.
Однако такой подход к определению безработицы сложился не сразу.
Международные стандарты в области определения и измерения безработицы
претерпели ряд изменений. В конце прошлого века, когда приступили к
систематическому сбору информации, безработица представляла собой серьезную
социальную проблему в большинстве индустриальных стран Европы (проблемы
занятости и безработицы возникают с переходом общества на индустриальную
стадию развития). Даже, несмотря на то, что профсоюзами, правительствами,
частными благотворительными организациями были созданы некоторые фонды
помощи безработным, все-таки отсутствовал социальный механизм борьбы с
последствиями безработицы. В этой связи в начале XX в. была проделана большая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|