коммерческих структурах.
При этом важно отметить, что профессиональная подготовка лиц, нуждающихся в
трудоустройстве, их предварительная профессиональная ориентация и различного
рода информация о состоянии рынка труда, его потребностях в рабочей силе и
т.п. осуществляется бесплатно за счет государственных средств, средств
различного рода коммерческих и общественных организаций и даже частных лиц.
Существенной особенностью политики в области профессиональной подготовки
граждан, нуждающихся в трудоустройстве, является ее четкая ориентация на
защиту в первую очередь интересов молодежи как наименее защищенной в
социальном плане части населения, не готовой занять свое достойное место в
обществе самостоятельно, без поддержки государства.
В этом проявляется весьма существенная черта политики стран - членов МОТ в
области профессиональной ориентации и подготовки кадров: она носит
упреждающий характер, рассчитана на длительную перспективу. Акцентируя
сегодня внимание на защите интересов молодежи, государство тем самым снимает
с будущего поколения зрелых граждан и самого себя необходимость решения уже в
ближайшем будущем, даже в настоящее время, чрезвычайно острых социальных
проблем.
Международный, основанный на обширной практике опыт профессиональной
подготовки безработных и иных категорий граждан, которые не в состоянии
самостоятельно найти работу, не обладая необходимыми профессиональными
данными, целесообразно применить и в нашей стране. Применить именно потому,
что сложившаяся у нас система подготовки кадров, их переподготовки и
повышения квалификации еще во многом не учитывает особенностей рыночных
условий. Она пока еще чисто оперативно, не основываясь на четкой
долговременной политике, пытается помочь гражданам трудоустроиться в условиях
массовой безработицы, часто не полностью зная потребности рынка, не учитывая
изменяющуюся структуру спроса на рабочую силу и т.д.
В соответствии со ст. 24 Закона о занятости органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по
предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях
обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых
общественных работ в организациях, находящихся в их собственности. И по
договорам — в других организациях.
Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность,
имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве
дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью
срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и
других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников,
а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный
трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора
пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице,
безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше
шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости,
также имеют право на участие в общественных работах.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При
направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья,
возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может
быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную
работу.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними
сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан,
участвующих в общественных работах и указанных в п. Зет. 4 Закона о
занятости).
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется
законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Порядок организации оплачиваемых общественных работ и условия участия в этих
работах граждан регламентируются Положением об организации общественных
работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14
июля 1997 г. № 875. Согласно этому Положению, к общественным работам
относятся общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие
предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально
полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости
граждан, ищущих работу.
Общественные работы призваны обеспечивать:
• осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ,
носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных
целевых и региональных программ социально-экономического развития, исходя
из необходимости и целесообразности организации таких работ;
• предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного
заработка (дохода);
• сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе
или не имеющих опыта работы.
Общественные работы организуются для выполнения подсобных, вспомогательных и
других неквалифицированных работ по следующим направлениям:
• строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка
водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
• проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ,
работ в лесном хозяйстве;
• заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
• строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-
культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников,
комплексов, заповедных зон;
• обслуживание пассажирского транспорта, организаций связи;
• эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание
населения;
• озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства,
зон отдыха и туризма;
• уход за престарелыми, инвалидами и больными;
• обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание
санаторно-курортных зон;
• организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
• проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись
населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
• другие доступные виды деятельности.
Если мы обратимся к видам деятельности, к которым рекомендуется привлекать
граждан, участвующих в общественных работах, то увидим, что при их
перечислении оставлены без внимания весьма важные ее аспекты. Например,
необходимость соблюдения работниками правил по технике безопасности, охране
труда, Категорически запрещено обслуживать, даже в качестве вспомогательных
рабочих, пассажирский транспорт, строительство автомобильных дорог и т.п.,
не изучив эти правила, не пройдя специальный инструктаж, не сдав зачет по
знанию правил.
Поэтому специальная подготовка в области техники безопасности, охраны труда
граждан, участвующих в общественных работах, в подавляющем большинстве
случаев необходима. Это обстоятельство необходимо всегда иметь в виду
организаторам общественных работ, а также гражданам, в них участвующим. В
противном случае сама идея общественных работ будет дискредитирована, а
жизнь и здоровье работников — подвергнуты опасности.
Организуют проведение общественных работ на своей территории органы
исполнительной власти субъектов Российской федерации и органы местного
самоуправления по предложению и с участием органов служб занятости.
Значительную часть временных рабочих мест следует открывать на предприятиях,
в организациях, где для этого имеются соответствующие условия и потребность в
привлечении на время дополнительной рабочей силы. Отношения между органами
исполнительной власти, органами службы занятости с такими предприятиями и
организациями регулируются договорами о совместной деятельности по
организации и проведению общественных работ.
Органы службы занятости информируют зарегистрированных в них граждан о видах
и содержании организуемых общественных работ, порядке их проведения,
условиях, режиме и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых
организациями работникам при выполнении этих работ. Получив в органе службы
занятости информацию и предложение участвовать в общественной работе,
граждане принимают решение — согласиться или не согласиться с предложением:
участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.
Содержание программ организации общественных работ определяется в конечном
счете состоянием национального рынка труда. В первую очередь эти работы
направлены на смягчение наиболее острых проблем, связанных с безработицей
наиболее уязвимых слоев населения.
Например, во Франции в 1984 г. была законодательно введена система
общественных работ для безработной молодежи в возрасте 16-21 года. Эти
молодые люди работают по 20 часов в месяц в сфере социально-полезной
деятельности, за что им выплачивается фиксированная заработная плата.
Одновременно они проходят профессиональную подготовку. Распорядок их рабочего
и учебного времени построен таким образом, чтобы у них было свободное время,
подходящее для поиска постоянной работы.
В Великобритании с 1982 г. действует общегосударственная программа проведения
общественных работ на длительное время неработающих граждан. Она охватывает
две группы лиц в возрасте 18 - 24 лет, которые из предшествующих 9 месяцев не
работали 6 месяцев, и взрослых людей, которые не были трудоустроены в течение
12 месяцев из последних 15. Срок работы по этой программе для каждого
гражданина - один год. Ее участники получают фиксированную заработную плату в
размере не многим более 40% от средней заработной платы в промышленных
отраслях страны.
В Швеции программы общественных работ действуют при циклической и сезонной
безработице, а также постоянно для трудоустройства молодежи, женщин, пожилых
граждан, инвалидов с частичной утратой трудоспособности, других слоев
населения, испытывающих трудности при найме на рынке труда. К общественным
работам также привлекаются на добровольной основе лица, которые в ближайшее
время потеряют право на получение пособия по безработице. Работа таким
гражданам предоставляется, как правило, в социальной сфере. Продолжительность
общественных работ ограничена шестью месяцами.
Преимущественное право на получение материальной помощи должно
предоставляться членам семьи, находящимся на иждивении следующих категорий
безработных:
инвалидов;
одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей;
женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;
вынужденных переселенцев;
женщин, уволенных в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального
признания их безработными (за исключением уволенных за нарушение трудовой
дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым
законодательством) с предприятий по причине сокращения численности или штата
работников. По собственному желанию, женщин, впервые ищущих работу, а также
стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года)
перерыва — в период отпуска по беременности и родам;
граждан, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую
деятельность после длительного (более года) перерыва — в период временной
нетрудоспособности, длящейся более 30 дней.
В исключительных случаях материальная помощь в виде разовых денежных выплат
может оказываться безработному в случае смерти члена семьи, совместно
проживавшего с ним, а также одному из членов семьи безработного в случае
смерти самого безработного.
При необходимости органы СЗН могут оказывать материальную помощь гражданам,
направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или
переподготовку.
Материальная помощь может оказываться при обязательном и одновременном
соблюдении нижеперечисленных условий:
если средний совокупный доход (с учетом получаемого пособия по безработице и
доплат на иждивенцев) на каждого члена семьи, совместно проживающего с
безработным, не превышает двукратной величины минимального размера оплаты
труда, установленного законодательством;
обязательной перерегистрации в качестве безработного (в сроки, установленные
СЗН), утратившего право на получение пособия по безработице в связи с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|