первую очередь профориентации и профобучения.
Коренное улучшение качества посреднических услуг должно осуществляться за
счет как совершенствования технологии работы с гражданами, обратившимися в
Модельный центр, так и изменения форм и методов взаимодействия с
работодателями.
К числу новых форм и методов взаимодействия с работодателями, появившихся за
последние годы, следует отнести:
посещение работодателей с целью предложения имеющихся свободных трудовых
ресурсов и поиска новых вакантных мест;
получение информации о наличии вакантных мест в процессе приема отчетов о
перечислениях в фонд занятости;
организацию встреч как отдельных работодателей, так и их группы с
безработными конкретных профессий для набора кандидатов на вакантные места
на конкурсной основе (мини-ярмарки).
В процессе взаимодействия с работодателями по согласованию с ними
используется система ограничения доступа к некоторым вакансиям.
Общедоступные вакансии поступают в информационный зал на системы
самообслуживания и доступны всем обратившимся в Модельный центр. Информация
по вакансиям, доступ к которым ограничен, выдается только тем кандидатам,
которые соответствуют конкретным требованиям работодателя. Разработанная
программистами система подбора кандидатов на вакантное место позволяет в
короткий срок отобрать из числа зарегистрированных граждан специалистов в
соответствии с этими требованиями.
Все это позволило в конечном счете повысить уровень трудоустройства, сблизить
динамику поступающих вакансий и числа трудоустроенных, т.е. увеличить
степень заполняемости.
Вместе с тем пока не все эти формы обеспечили должную отдачу. К примеру,
практика посещения предприятий специалистами Модельного центра с целью поиска
новых вакансий не дает ожидаемого эффекта в первую очередь по причине того,
что, получив вакансию, специалист не может с ней предметно работать, так как
нет непосредственного закрепления работников службы за предприятиями. Такое
закрепление пока невозможно из-за отсутствия соответствующего программно-
технического обеспечения, так как проводить эту работу без компьютерной
поддержки ввиду большого количества предприятий невозможно.
Весьма мал, хотя и имеет тенденцию к увеличению, удельный вес вакансий,
полученных при прямых контактах с работодателями. Коэффициент выявленных за
один выход вакансий колебался от 0,1 в 1995 г. до 0,56 в 1998 г.
Как показывает практика, из зарегистрированных в Калуге более 6 тыс.
предприятий и организаций всех форм собственности лишь около трети когда-либо
подавали заявки об имеющихся вакантных местах в Модельный центр. Крупные
предприятия извещают о вакансиях чаще, чем средние и мелкие. Наибольшее
количество заявок поступает с предприятий отраслей промышленности,
транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства. Вакансии в
строительстве и сельском хозяйстве подвержены значительным сезонным
колебаниям.
Несколько меньше их имеется в отраслях здравоохранения, образования, науки,
культуры, бытового обслуживания населения, общественного питания. В то же
время практически отсутствуют сведения о вакантных местах в отрасли связи,
государственных учреждениях, общественных организациях, банковских и других
финансовых структурах. В сравнении с имеющимся количеством мал охват
предприятий мелкого и среднего бизнеса. Большинство вакансий имеет невысокий
уровень оплаты труда или поступает с предприятий с длительными задержками
заработной платы.
С другой стороны, наилучшим образом удовлетворяется спрос предприятий на
рабочую силу в сферах промышленного производства, транспорта, строительства,
торговли, по специальностям служащих. Одновременно заполнение вакансий в
сфере здравоохранения, по техническим специальностям, а также с требующимся
длительным рабочим стажем происходит гораздо медленнее.
В связи с уменьшением в последнее время численности зарегистрированных
безработных возникают проблемы по заполнению вакансий и в тех отраслях, где
раньше их не существовало. В результате удельный вес вакансий, заполненных
силами Модельного центра, оказывается сравнительно небольшим.
Таким образом, наряду с расширением банка вакансий необходимо и увеличение
банка ищущих работу. Это возможно, если регистрировать не только
безработных, но и желающих сменить имеющееся место работы, выделяя из числа
тех и других банк данных о наиболее квалифицированных специалистах для
максимально быстрого и качественного удовлетворения запросов работодателей.
Большое значение в оптимизации посредничества в трудоустройстве имеет
повышение качества информации как для ищущих работу о вакантных местах и
работодателях, так и для работодателей — о претендентах на вакантные места. В
этом направлении продолжается работа по совершенствованию формы и содержания
заявки о вакансии, паспорта предприятия, карточки персонального учета,
программного обеспечения для оперативного подбора кандидатур по заявкам
работодателей, анализа состава и движения вакансий, а также качественного и
количественного состава граждан, ищущих работу.
Смещение приоритетов на более предметное взаимодействие с работодателями
требует принципиальных изменений в технологии работы как отдельных
специалистов, так и всего подразделения по трудоустройству в целом.
Предполагается внедрить так называемое «прямое посредничество» с закреплением
предприятий за специалистами по профессионально-отраслевому признаку и
выделением групп специалистов, работающих с предприятиями определенной
отрасли или группы отраслей.
Специалист по трудоустройству станет «специалистом по контактам» или
посредником в полном смысле этого слова и будет решать с конкретным
предприятием вопросы найма на работу, а также в случае необходимости
повышения квалификации персонала или его профреабилитации с использованием
возможностей других подразделений Модельного центра. При этом одной
из важнейших задач, которую он обязан решать, является согласование запросов
кандидата на вакансию и работодателя, организация их результативной встречи,
обсуждение их требований, пожеланий и альтернативных вариантов решения
проблемы. Специалист будет поддерживать контакты со своими предприятиями
постоянно, даже в те периоды, когда они сами не обращаются в Модельный центр,
с целью сохранения установленного взаимодействия, оценки потребности
предприятия в той или иной услуге. Все это позволит повысить эффективность
работы по содействию занятости населения.
Важность вопроса занятости молодежи очевидна для всех — молодое поколение
определяет уровень развития общества в перспективе. Однако молодежь в новых
рыночных условиях оказалась одной из самых уязвимых и низкоконкурентных
категорий трудовых ресурсов.
Учитывая, что работа с молодежью в силу ее специфики требует специальных
организационных механизмов и подходов, 25 марта 1995 г. между отделом по
делам молодежи городской управы и Модельным центром занятости населения был
подписан договор «О сотрудничестве по организации трудоустройства молодежи»,
предусматривающий создание Молодежной биржи труда (МВТ).
По договору отдел по делам молодежи передал под Молодежную биржу труда
находящееся на его балансе помещение в аренду без взимания арендной платы и
выделил три ставки специалистов по работе с молодежью.
Модельный центр со своей стороны оборудовал рабочие места для организации
работы по приему молодежи в соответствии с действующей технологией, выделил
специалиста для руководства и координации работ по трудоустройству молодежи.
24 июля 1995 г. было утверждено Положение о МВТ, которое определяет статус
биржи и основные задачи ее деятельности.
В августе 1995 г., когда подготовительные работы были завершены, биржа
приступила к работе с молодыми людьми в возрасте от 14 до 22 лет.
С течением времени менялись ситуация на рынке труда, условия работы. На
Молодежной бирже труда были оборудованы дополнительные кабинеты для приема
посетителей, информационный зал. Возрастной ценз клиентов увеличился до 26
лет. Однако все эти годы сохраняется высокий удельный вес молодежи (от 20,6%
в 1995 г. до 37,7% в 1998 г.) среди обратившихся в службу занятости в поисках
работы.
Учитывая, что пропускная способность биржи ограниченна, а количество
обращающихся на биржу ежегодно увеличивается (в 1996 г. — 16 360 человек, в
1998 г. — 26 352 человек), в 1997 г. на бирже установили 3 системы
самоинформирования. В первый год с их помощью было получено 127 588
консультаций, в 1998 г. — 316 642, что в значительной степени облегчило
работу специалистов биржи.
Деятельность биржи определяется тремя основными направлениями:
1) работа с молодежью в возрасте от 16 до 26 лет в системе «Содействием;
2) работа с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 17 лет, организация
временной занятости;
3) работа с выпускниками, реализация программы «Молодежная практикам.
Каждое из направлений ориентировано на согласование интересов молодежи и
работодателя в рамках действующего законодательства и заключенных договоров,
достижение соответствия спроса и предложения рабочей силы по количеству и
качеству, полной и эффективной занятости.
Биржа работает в режиме мини-центра, имеет свою локальную компьютерную сеть,
которая через модем связана с компьютерной сетью Модельного центра.
В рамках работы с молодежью 16-26 лет в системе «Содействие» на бирже
выполняется весь цикл технологических операций по организации регистрации и
учета граждан, содействия развитию активных форм занятости (направление на
профобучение, общественные работы, организация собственного дела). Результаты
работы биржи по всем показателям достаточно стабильны. Так, за 4,5 месяца
1995 г. трудоустроено 1468 человек, за 1996 г. — 3046, за 1997 г. — 3310, за
1998 г. — 3271 человек, что составляет соответственно 59,1; 64,3; 85,2; 81,9%
от общего числа зарегистрированных в качестве ищущих работу.
Для клиентов Молодежной биржи разработан курс «Профессиональное
самоопределение», включающий лекции, беседы, профессиональную диагностику,
позволяющий молодым людям активно реагировать на изменения, происходящие на
рынке труда, приобретать дополнительные знания, переквалифицироваться.
Постоянно увеличивается количество молодых людей, направляемых на
профобучение. Из общего числа безработной молодежи удельный вес прошедших
переобучение по направлению службы занятости составил соответственно в 1995
г. 9,7%, в 1996 г. - 9,3, в 1997 г. - 10,2, в 1998 г. - 14,4%.
Активнее других категорий молодежь идет работать в сферу бизнеса, поэтому
содействие в организации собственного дела является одним из важных и
перспективных направлений.
С принятием городской Думой в 1997 г. по инициативе Модельного центра
постановления, освобождающего молодых людей от расходов, связанных с
регистрацией предпринимательской деятельности, их доля от общего числа
безработных, зарегистрированных как предприниматели, возросла и составила
10,8%. В 1998 г. до августа эта цифра доходила до 14%, но вследствие
финансового кризиса снизилась к концу года до 7,8%.
Значительное место в работе Молодежной биржи отводится реализации программы
«Молодежная практика».
Тенденция разбалансированности действий учебных заведений и работодателей не
претерпела положительных изменений. Как свидетельствует статистика, каждый
четвертый молодой человек, зарегистрированный в службе занятости, — это
выпускник учреждений общего, начального, среднего или высшего
профессионального образования.
Старые связи учебных заведений с базовыми предприятиями оказались
разорванными. На фоне постоянно возрастающих требований работодателей к
профессионализму и наличию опыта трудоустройство молодых людей стало
настоящей проблемой.
За последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста удельного веса
выпускников в общем количестве зарегистрированной на бирже труда молодежи. Он
составил в 1995 г. 13,4%, в 1996 г. - 18,4, в 1997 г. - 18,7, в 1998 г. -
21,3%.
Анализ ситуации на молодежном рынке труда показывает, что среди выпускников
значительную часть (до 50%) составляют молодые люди, закончившие техникумы и
училища (до 25%). Доля выпускников школ доходит до 10%. Процентное
соотношение на протяжении ряда лет остается стабильным и меняется
незначительно.Меньше всего на рынке труда востребованы специалисты со средним
профессиональным образованием (техники, юрисконсульты, технологи).
Реализация программы «Молодежная практика» столкнулась с трудностями,
создаваемыми ограничениями в выборе предприятий-партнеров, предписанными
приказом Федеральной службы занятости. Незаполняемыми в течение более 3
месяцев были, как правило, места станочников, желающих работать на которых из
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|