территориях, вправе определить другие критерии подходящей работы по
сравнению с теми, которые установлены п. 1 указанной выше ст. 4 Закона о
занятости. Порядок отнесения территорий к напряженным по ситуации,
сложившейся на рынке труда, определяется Правительством РФ.
Кроме того, п. Зет. 7 предусмотрено, что законодательством субъектов
Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления,
соглашениями могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему
Закону уточнения определения подходящей работы, усиливающие социальную
защищенность граждан.
Как видим, Закон о занятости выделяет четыре условия подходящей работы.
Остановимся на каждом из них.
Первое условие — профессиональная пригодность гражданина, которая
определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным
соответствующим документом (дипломом, свидетельством), продолжительностью
(опытом) работы по имеющейся профессии (специальности) и по другим профессиям,
приобретенным в процессе трудовой деятельности, а также уровнем квалификации
(разряд, класс, категория).
Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает
квалификационные требования, определенные квалификационными
характеристиками профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и
служащих, которые предъявляются работодателями к работникам. При определении
профессиональной пригодности гражданина к выполнению работы по вакантной
должности целесообразно пользоваться квалификационными характеристиками,
содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках. Если гражданин имеет
несколько профессий, то поиск работы проводится по каждой из них. При этом
служба занятости отдает предпочтение той профессии (специальности), по
которой гражданин работал перед обращением в службу занятости, учитывает
желание гражданина и наличие вакансий на рынке труда.
Второе условие — учет условий последнего места работы. Сюда включаются в
первую очередь вопросы оплаты и охраны труда. Заработок по предлагаемой работе
должен быть не ниже среднемесячного заработка на прежнем месте работы.
Работодатель выдает высвобождающемуся работнику справку о среднем заработке.
Подсчет среднего заработка ведется за последние три месяца.
Третье условие — состояние здоровья гражданина. Служба занятости ведет
поиск вакансий, принимая во внимание как возраст гражданина, так и его
физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания.
Четвертое условие — транспортная доступность рабочего места.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного
определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития
сети общественного транспорта в данной местности. На практике величина
максимальной удаленности устанавливается нормативными актами субъектов РФ или
для всех работников, или в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в
трудоустройстве, например для инвалидов, женщин, имеющих детей, и т.д.
Например, в Москве женщины, имеющие маленьких детей, должны тратить на дорогу
от дома до работы не более одного часа, а беременные женщины — 45 минут.
Служба занятости учитывает как протяженность маршрутов различного вида
общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, электричка и
др.),так и места пересадок с одного вида транспорта на другой, с тем чтобы
время в пути от дома до работы было минимальным.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» гражданам, впервые
ищущим работу, не имеющим профессии (специальности), в службе занятости
сообщают в первую очередь о том, что государством гарантируется на
конкурсной основе получение бесплатного профессионального образования в
государственных муниципальных образовательных учреждениях в пределах
государственных образовательных стандартов, если образование данного
уровня гражданин получает впервые.
Указанная категория граждан может пройти профессиональное обучение и по
направлению службы занятости, как правило, по краткосрочной форме обучения;
при этом обучение не означает гарантированного трудоустройства, а проводится
с целью дать возможность на конкурентной основе с помощью службы занятости
найти работу. В случае отказа от получения профессиональной подготовки
служба занятости может предложить: оплачиваемую работу, включая работу
временного характера; работу, не требующую предварительной подготовки;
работу, требующую предварительной подготовки, как правило, на условиях
трудоустройства на ученическое рабочее место на предприятии.
В отношении тех граждан, которые обратились в службу занятости после
трехгодичного перерыва в работе или у кого окончился первоначальный (12-
месячный) период безработицы, а также для работников-сезонников необходимо
учитывать это пожелание. Тем, у кого не истек трехгодичный перерыв в работе
или кто имеет статус безработного менее 12 месяцев, обязательно сначала
нужно предложить повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную
специальность. Предлагать работу, не требующую предварительной подготовки,
можно только после отказа безработного сделать это, и лишь при таком условии
работа может считаться подходящей.
Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что, если среди лиц,
впервые ищущих работу, встречаются несовершеннолетние, окончившие среднюю
школу, а среди тех, у кого не истек трехгодичный перерыв в работе, — женщины,
родившие ребенка, в трудовом законодательстве, в Основах законодательства
Российской Федерации об охране труда есть специальные правовые нормы,
регулирующие труд подростков и женщин.
При поиске подходящей работы для молодежи службы занятости должны учитывать,
что КЗоТ РФ (ст. 175) запрещает применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых
работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных
работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их
нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в
производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными
изделиями, наркотическими и токсичными препаратами).
Необходимо учитывать особые требования КЗоТ РФ и при подборе подходящей
работы для женщин. Так, например, статья 160 запрещает применение труда
женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также
на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ
или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Список тяжелых работ и
работе вредными условиями труда женщин утверждается в порядке, установленном
законодательством. Запрещаются переноска и передвижение женщинами тяжестей,
превышающих установленные для них предельные нормы.
Статья 161 КЗоТ РФ ограничивает труд женщин на работах в ночное время.
Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением
тех отраслей народного хозяйства, где это вызвано особой необходимостью и
оформлено разрешением в качестве временной меры.
Кроме того, статья 162 запрещает ночные сверхурочные работы и направления в
командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех
лет. Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным
работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных
женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
В тех случаях, когда служба занятости предлагает гражданину работу, которую
он считает для себя неподходящей, и мнения сторон по этому вопросу
расходятся, он вправе обжаловать решение службы занятости и ее должностных
лиц в вышестоящем органе службы занятости, а также в суде в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации (ст. 113акона о
занятости).
В соответствии со ст. 23 Закона о занятости населения в
Российской Федерации, безработные граждане имеют право на бесплатное получение
новой профессии (специальности) за счет государства. Профессиональная
подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут
осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина
необходимой профессиональной квалификации;
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с
отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным
навыкам;
гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии
(специальности).
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка
безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях
профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов
службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных
подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с
заключаемыми органами службы занятости договорами.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение
квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, безработные
граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, жены (мужья)
военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники
общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу
(ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Органы образования по запросу органов службы занятости представляют им
информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности
выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения в
зависимости от его видов и форм предполагает реализацию различных по срокам,
уровню и направленности профессиональных образовательных программ.
Образовательные программы для профессиональной переподготовки, повышения
квалификации и стажированию дополнительных профессиональных образовательных
программ, утвержденным приказом Минобразования России от 18 июня 1997
г. N 1221 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июля
1997 г. N 1351).
2. Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по
направлению органов по вопросам занятости в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение имеют инвалиды,
безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы,
граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан,
уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а
также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие
профессии (специальности).
3. Профессиональное обучение незанятого населения, не зарегистрированного
органами по вопросам занятости в качестве безработных, осуществляется по
направлению организаций, которые могут предоставлять незанятому населению
работу (доходное занятие), по инициативе самих граждан с учетом рекомендаций
(профконсультаций) органов по вопросам занятости.
4. Направление на профессиональное обучение безработных граждан осуществляют
соответствующие подразделения (отделы) органов по вопросам занятости или
работники, выполняющие эти функции.
5. Органы по вопросам занятости заключают на конкурсной основе в
установленном порядке договоры с образовательными учреждениями, организациями
на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, а их
филиалы (городские и районные отделы занятости населения) заключают указанные
договоры в случаях, если они наделены необходимости функциями и полномочиями.
6. Органы по вопросам занятости в своей работе по организации
профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения тесно
взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации,
образовательными учреждениями, организациями, работодателями, местными
органами военного управления, воинскими частями, другими социальными
партнерами.
7. Численность безработных граждан и незанятого населения нуждающихся в
профессиональном обучении, определяется (рассчитывается) органами по вопросам
занятости в профессионально-квалификационном разрезе на основе анализа и
прогноза рынка труда.
Численность безработных граждан и незанятого населения, нуждающихся в
профессиональном обучении, является основой для определения необходимых
финансовых средств на эти цели в соответствии с установленной структурой
затрат, формирования органами по вопросам занятости закона образовательным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|