реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Диплом: Проблемы занятости в Смоленской области

реферат

соци­алистические требования рабочих. Это создало основные предпосылки для

борьбы с усилившейся безработицей. Кроме того, был запрещен детский труд и

расширено обучение рабочих-подростков. К апрелю 1918г. все военнопленные были

замене­ны демобилизованными, начались реэмиграция и депортация «желтых»

рабочих, освобожденных от кабальных соглашений. Для защиты рабочих от

увольнения впервые в мире было введено страхование от всех видов социального

риска, в том числе от безработицы, за счет взносов нанимателей. Страхованию

сразу же подлежали более 5 млн. человек, т.е. все лица наемного труда. При

закрытии предприятий были установлены ликвидационные выплаты (сроком на

полтора месяца) в размере полного заработка рабочего. Эта мера использовалась

в качестве ответной на локауты капиталистов.

С введением рабочего контроля было ограничено право на закрытие фабрик и

заводов, 90 % рабочих были охвачены коллективными договорами, что создавало

гарантии занятости. Начала работу выборная рабочая инспекция труда,

осущест­влявшая проведение в жизнь декретов о труде и контроль за их

исполнением. Тем не менее, спутницей революционных перемен стала безработица.

Когда началась гражданская война, были объявлены «военный коммунизм»,

национализация. Впрочем, эта глубоко продуманная система была похоронена:

экономику решили поддерживать только методами внеэкономического воздейст­вия

— созданием трудовых армий, милитаризацией труда, принудительным

распределением работников по рабочим местам, организацией концлагерей,

кото­рые представляли собой огромные резервуары живого труда без всякой

техники. Люди варварски эксплуатировались государством сначала ради

достижения кон­кретных целей, а затем и во имя неких священных идеалов,

победы над классовым врагом: вроде победим, тогда все наладится, всем станет

жить легко и счастливо. Но «наладили» до того, что экономика вообще стала

разваливаться.

Нэп был вынужденной политикой возвращения к реализму. Вместе с ним вернулась

к жизни и система занятости, снова появились рынок труда, биржи, была

восстановлена система помощи безработным, их переквалификации, экспер­тиза

профессиональной трудоспособности. Последнее понадобилось особенно, потому

что в эпоху «военного коммунизма» наступила всеобщая депрофессионализация:

многие кадровые рабочие сбежали с предприятий в деревню, чтобы не погибнуть

от голода, на их место пришли люди малоквалифицированные, загнан­ные на

предприятия военными методами, или беженцы.

Появились деньги, на которые можно было покупать товары, а не получать по

карточкам, по талонам мизерные пайки. Всеобщую принудительную занятость

заменила нормальная рыночная система. Работу по специальности и высокую

оплату за выполненный труд получал тот, кто хорошо работал. И это был стимул.

Впрочем, трудоустраивали на биржах и многочисленных городских обывателей, и

бывших белогвардейских офицеров, и представителей господствовавших ранее

классов, которых революция и война лишили всего.

Россия нэповская дала миру опыт великолепно налаженной системы

посред­ничества для получения настоящей, хорошо оплачиваемой работы по

специаль­ности и одновременно оказания социальной помощи тем, кто не мог

найти себе такую работу по объективным причинам — не было работы, недоставало

квали­фикации или физической возможности работать. К сожалению, в дальнейшем

мы не смогли воспользоваться этим славным опытом, зато его успешно применили

другие страны.

Гармоничная саморегулирующаяся система не вписывалась в идеологические

представления о том, что к коммунистическому раю мы придем через всеобщность

труда и по единому плану. Грянула индустриализация, дала мощный толчок

внедрению в жизнь книжной идеи, что все поголовно, независимо от

индивиду­альных особенностей, должны работать как в одном большом

муравейнике, осуществлять намеченные грандиозные планы, действовать как части

хорошо отлаженного и смазанного механизма, по схеме, где человеческая

личность ничего не стоит и незаменимых нет.

В конце 30-х годов был запрещен самовольный переход с одного предприятия на

другое и введено уголовное наказание за нарушение дисциплины труда. За 20-

минутное опоздание следовало полгода принудительных работ, за прогул — год

тюрьмы. Подобное же наказание — за самовольное оставление рабочего места.

Любой руководитель производства, начиная со сменного мастера, мог упрятать в

тюрьму рабочего за невыполнение норм выработки, за неявку на аврал или за то,

что он не остался на сверхурочные работы.

Был осуществлен переход на 6-дневную неделю, что увеличило рабочее время на

33 часа в месяц. Но странное дело, темпы экономического роста в результате

этих мер стали падать, рабочей силы стало катастрофически не хватать... Тогда

ужесточили оргнаборы, в колхозы спускали ежегодные разнарядки — была создана

военно-феодальная система трудовых ресурсов.

Во время войны народ откликнулся на призыв «Все для фронта, все для победы!»

В результате гигантских материальных и трудовых затрат война была выиграна,

но победа как бы реабилитировала систему каторжного труда.

После войны драконовские методы продолжали действовать. Многие заводы

открывали ворота раз в неделю, чтобы выпустить рабочих на выходной,

колхоз­ники по-прежнему были в положении рабов, а подростков из ремесленного

училища сажали за самовольную отлучку к родным. В 1955 г. наконец разрешили

самостоятельную перемену места работы, но наследие тех времен ощущалось и

позже.

В конце 80-х мы наблюдали полное крушение сталинской системы принуди­тельного

труда. Она оказалась несостоятельной прежде всего экономически. Закабаление,

отчуждение человека от его труда обернулись экономическим засто­ем. И кризис

теории всеобщей, поголовной занятости на фоне обозначившейся безработицы стал

очевиден.

Таков краткий исторический экскурс, а теперь немного подробнее о том, как это

было.

Социальные гарантии на рынке труда

В ноябре 1922 г. был принят Кодекс законов о труде, который

зафиксировал коренные перемены в его общественной организации, связанные с

проведением нэпа. Он исходил из приоритета социальной защиты прав трудящихся на

произ­водстве и рынке труда. Принципиально новым в законодательстве было то,

что его нормы и условия представляли собой обязательный минимум установленных

государством гарантий. Их реальный уровень на производстве определялся в

результате соглашения между работниками (профсоюзом) и предприятиями

госу­дарственного, кооперативного и частного секторов экономики,

зафиксированного в коллективных договорах, что резко повышало их роль в

регулировании труда. Трудящиеся снова получили возможность отстаивать свои

интересы путем трудо­вых споров и конфликтов (вплоть до забастовок) по поводу

условий и режимов труда, зарплаты и быта на предприятиях. Заключенные

колдоговоры подлежали регистрации в органах НКТ, которые имели право отменять

те их части, которые ухудшали положение рабочих по сравнению с трудовым

законодательством.

В новом КЗоТе была зафиксирована полная отмена трудовых мобилизаций и

повинностей (за исключением особо оговоренных случаев, например стихийных

бедствий). Предоставление работы всем гражданам теперь происходило только в

порядке добровольного найма при трудовом посредничестве специальных органов по

трудоустройству, которое носило обязательный характер. Это рассматривалось в

качестве одной из основных форм помощи государства трудящимся при их устройстве

на предприятия. Одновременно была установлена ответственность нанимателей за

достоверность сообщаемых ими сведений об условиях предлагае­мой работы и оплаты

труда, соблюдение обязательств по найму и правил приема на предприятия. Закон

предоставил рабочим инициативу прекращения трудовых отношений. Вместе с тем он

легализовал увольнения в связи с полной или частичной ликвидацией предприятий,

концентрацией или свертыванием производ­ства, сокращением штатов или объемов

работ, но с обязательным предваритель­ным уведомлением работников и выдачей

выходного пособия.

Так как формирование резерва кадров и временная незанятость становились

неотъемлемыми элементами общественной организации труда, была возобновлена

выплата пособий по безработице. Первоначально их размеры были определены не

ниже 1/6 средней заработной платы в данной местности в зависимости от

квалификации и стажа работы по найму. Продолжительность выплаты пособий

составляла не более 6 месяцев. Право на их получение в первую очередь имели

работники, уволенные по сокращению штатов или при ликвидации предприятия,

члены профсоюза, демобилизованные. Безработным предоставлялся целый ряд

льгот: полное или частичное освобождение от уплаты налогов, платы за квартиру

и коммунальные услуги, а также льготный проезд на транспорте.

Сначала пособия получали только 10% всех безработных, что снижало их роль в

системе социальной защиты. В 1924 г. в условиях роста безработицы нормы

пособий были повышены для квалифицированных работников до 1/2 прожиточного

минимума (для остальных они составили 1/3), а доля безработных, получавших

пособия, увеличилась до 23%.

Для поддержки особо нуждающихся безработных, не получающих пособия, на местах

создавали специальные фонды за счет средств, поступавших от устройства

благотворительных концертов и спектаклей, лотерей, отчислений предприятий и

частных лиц. Они расходовались на выдачу разовых пособий, бесплатных обедов и

т.п. Профсоюзы также создавали особые работы. Кроме того, они специально

организовывали сбор средств среди работников предприятий для оказания

мате­риальной поддержки тем, кто был уволен при сокращении штатов.

Важной формой борьбы с массовой безработицей, принимавшей в ряде регио­нов

страны (особенно в местах с преобладанием сельского населения) застойные

формы, стали общественные работы. При их проведении государственные и местные

органы исходили из того, что они должны максимально обеспечить занятость

безработных и соответствовать квалификации привлекаемой к ним рабочей силы,

давая наибольший эффект общественному хозяйству. Эти работы должны были

заканчиваться в сроки, не превышавшие 6 месяцев, и окупать производственные

затраты. Их проведение заранее планировалось и осуществля­лось хозяйственным

способом или по договорам с коллективами безработных. Организация

общественных работ была возложена на органы по труду (при участии

профсоюзов). Наибольшее распространение они получили в городском

(коммунальном) хозяйстве и на транспорте. Вместе с тем в планах развития

народного хозяйства предусматривалась организация многолетних общественных

работ на добровольной основе, без применения принудительного труда, в том

числе строительство Семиреченской железной дороги, канала Волго-Дон, линий

электропередачи и т.д.

В некоторых городах успешно работали трудовые артели безработных. Они имели

статус кооперативов и находились на полном хозрасчете, управляло ими

правление, избранное общим собранием. В целях оказания более эффективной

трудовой помощи стали создавать коллективы безработных, которыми управляли

уполномоченные органы по труду. Состав этих трудовых формирований

перио­дически менялся. Их средства образовывались из сумм, вырученных за

произве­денные работы, государственных и местных субсидий, пожертвований

учрежде­ний и частных лиц, займов и прочих поступлений. Чистая прибыль

коллективов поступала в распоряжение бирж труда и использовалась на

увеличение помощи безработным. В отдельных городах число безработных,

объединенных в артели и коллективы, достигало 10-12% их общего количества.

С конца 1924 г. в соответствии с постановлением СНК органам по труду

было разрешено организовывать производственные и торговые предприятия. Отделы

по труду могли брать в аренду фабрики и заводы. Им был предоставлен целый ряд

налоговых льгот (например, освобождение на 6 месяцев от промыслового и

подоходного налогов, взносов по социальному страхованию). Таким образом во

многих городах силами безработных была налажена рентабельная работа закры­тых

предприятий.

Усиление безработицы, особенно среди отдельных социальных групп, вызы­вало

необходимость принятия мер по обеспечению их занятости. Так,

постанов­лением ВЦСПС и НКТ от 28 февраля 1922 г. и другими актами было

запрещено увольнять со службы в связи с сокращением штатов беременных женщин и

кормящих грудью, а также одиноких матерей, имеющих детей до 1 года. Кроме того,

были предусмотрены дополнительные гарантии - не допускалось увольне­ние женщин

в тех случаях, когда их труд был равноценен труду мужчин.

Для женщин были введены льготные условия посылки на работу, в том числе

группами, организованы женские артели, работа в столовых и прачечных. При

проведении общественных работ особо предусматривались пропорции занятости

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.