обнаружить. Но человек — система развивающаяся. Пригодность к деятельности
формируется только в самой деятельности. Так что до включения в учебно-
профессиональную деятельность о профессиональной пригодности говорить рано.
Могут быть только отдельные, разрозненные качества, на которых в дальнейшем
будет строиться профпригодность.
В настоящее время передовой тенденцией считается понятие о человеке, в
соответствии с которым он является не пассивно приспосабливающимся к
условиям индивидом, а активным строителем своей жизни и карьеры. Общим
явлением во всем мире становится владение многими профессиями.
Выбор профессии часто связан с проблемами, которые не всегда удается решить в
одиночку. У одних отсутствует достаточная информация о профессиях. У других
нет сведений о путях их получения либо имеются сложности со школой. Иногда
желания находятся в противоречии с местными условиями на рынке труда.
Некоторые молодые люди не учитывают личностных особенностей, не умеют
разобраться в своих интересах и склонностях.
Кто же поможет молодому человеку сориентироваться в такой сложной ситуации?
Прежде всего родители и школа. Но они не располагают данными о мире
профессий, о возможностях профессионального обучения, о рынке труда.
Решение проблемы профессиональной ориентации предусмотрено Законом РФ «О
занятости населения в Российской Федерации» (ст. 26), который обязует
государственную службу занятости «оказывать услуги в профессиональной
ориентации... высвобождаемым работникам и другим категориям населения». Эта
задача возложена на профконсультантов, которые должны поддерживать как
гарантированный конституцией свободный выбор профессии, так и политику
активного воздействия на рынок труда.
В связи с тем, что в России существуют серьезные проблемы с занятостью
молодежи (по данным статистики, 30% безработных — это молодые люди до 29
лет), приоритетным направлением деятельности специалистов по профориентации
является работа на перспективу, т.е. работа с учащимися всех учебных
заведений и в первую очередь со школьниками. Ведь от того, насколько
правильно в профессиональном плане сориентированы сегодняшние школьники,
будут зависеть ситуация на рынке труда, судьбы многих людей.
Система профориентации молодежи должна способствовать осознанию
необходимости профессионального становления личности, давать возможность
сделать процесс самоопределения менее болезненным, учитывая динамический
процесс развития личности, с одной стороны, и социальный заказ — с другой.
Задачей профессиональной ориентации являются содействие и поддержка процесса
выбора профессии путем предлагаемых консультационных услуг и при помощи
ориентации. При этом знания подростков о возможностях выбора профессии и
самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии
становится все более осознанным, а критерии его принятия — более
компетентными.
Выделяются основные цели профессиональной ориентации:
развить у человека способность к самостоятельному восприятию основного права
выбора профессии;
способствовать свободному развитию личности.
Профессиональная ориентация включает 4 блока: профессиональная информация,
профессиональная консультация, посредничество в образовании,
профреабилитация.
В рамках профессионального просвещения дают сведения о значимости,
особенностях деятельности и способностях, необходимых для современных
профессий, с учетом перспектив их развития. Здесь закладываются основы
формирования профессиональных интересов как одной из форм профессиональной
направленности личности, выявляются задатки и склонности школьников, дается
информация о группах профессий и требованиях, предъявляемых ими к личности.
Формирование профессиональных намерений и сознательный выбор
старшеклассниками будущей профессии всегда предполагают сопоставление
будущей профессиональной деятельности со знанием самого себя. В связи с этим
особую важность приобретает воспитание у старшеклассников стремления к
самопознанию, к объективной самооценке.
Школьники обычно имеют довольно слабое представление о своих способностях,
склонностях, чертах характера, темпераменте. Они не знают, в какой степени
различные психологические особенности могут повлиять на успешность
профессионального обучения и деятельности, и поэтому затрудняются адекватно
решить вопрос о выборе будущей профессии.
Профессиональная консультация — центральный компонент профориентационной
работы, задача которого — дать конкретному человеку научно обоснованный
совет по выбору будущей профессии.
В ходе профессиональной консультации подросток может получить информацию о
мире профессий, о выборе профессии, о путях получения профобразования,
определить свои интересы и склонности, получить помощь в реализации
выбранной профессии путем посредничества при подыскании места профобучения,
а также финансовую поддержку для его обеспечения.
При профориентации подростков следует предусмотреть консультации для
родителей, в ходе которых проинформировать их о факторах, обычно оказывающих
значительное влияние на выбор профессии; о профессиях, об их содержании, о
предъявляемых требованиях, о перспективах и возможностях развития в
зависимости от форм обучения и вида рабочей деятельности; о путях
профессионального образования и возможностях финансового содействия; о
тенденциях развития и положении на рынке труда.
Практика показывает, что подростки практически не умеют пользоваться разными
источниками информации, поэтому первостепенное значение имеет устное
сообщение той или иной информации профконсультантом. В то же время одна из
задач профконсультантов — научить ребят работать с литературой,
справочниками, аудио- и видеоматериалами.
При проведении профессиональной консультации следует руководствоваться
следующими основными принципами:
право гражданина на свободный выбор профессии и места обучения;
обращение к услугам профессиональной консультации осуществляется на
добровольной основе;
профессиональная консультация всегда должна предлагать гражданам только
помощь и ни в коем случае не лишать их самостоятельности административными
мерами;
профконсультант должен быть независимым посредником между индивидуальными
интересами клиента, интересами экономики и потребностями рынка труда;
профконсультационные услуги предоставляются бесплатно;
профконсультант должен обеспечивать конфиденциальность консультационных бесед;
постоянная связь и сотрудничество с организациями (школами,
профессиональными учебными заведениями, предприятиями).
Профессиональная консультация проходит в три этапа.
Первый, подготовительный, обычно совмещается с профессиональным
просвещением школьников. На этом этапе изучаются динамическая функциональная
структура личности человека и его способности, профессиональные интересы,
личные профессиональные планы. Цель — формирование и упрочение
профессиональных устремлений, развитие необходимых личностных качеств,
самопознание и самовоспитание. На этом этапе учащиеся должны быть подготовлены
к анализу системы «человек — профессия» и знать требования профессионального
обучения и деятельности. Важно разъяснять старшеклассникам, что формирование
профессиональных устремлений, отдаленных целей может быть достигнуто через
приобретение, накопление хороших знаний, навыков, умений по школьным
предметам. А это требует целеустремленности, инициативности, исполнительности,
настойчивости.
Старшеклассники должны быть научены критически оценивать свои склонности и
способности в сопоставлении с требованиями, которые предъявляются избранной
профессией к личности. Эта задача очень трудна для школьников: у них нет
психологических знаний, которые могли бы помочь в адекватной самооценке; они
не располагают данными о требованиях профессий.
На втором этапе психолог-профконсультант оказывает помощь выпускнику
школы в правильном выборе жизненного пути в соответствии с его склонностями,
психологическими возможностями, состоянием здоровья.
Третий этап имеет целью исправление возможных ошибок в выборе профессии и
обычно совмещается с периодом адаптации человека к условиям профессионального
обучения.
Для успеха консультационной беседы необходимо, чтобы консультант признал и
оценил качества ищущего совета как личности и дал ему почувствовать это.
Консультанту следует проявлять внимание, теплое отношение, такт, чуткое,
сострадательное понимание, стараться говорить на понятном, доходчивом языке и
привлекать собственный опыт.
Профессиональная консультация, являясь одним из важнейших этапов всей работы
по профориентации молодежи, должна опираться на объективный и научно
обоснованный анализ свойств личности консультируемого и сопоставление этих
свойств с требованиями, которые профессия предъявляет к человеку.
Однако личностные качества могут рассматриваться только как предпосылки, так
как о невозможности прогнозирования будущей профессиональной успешности на
основе актуального уровня развития способностей говорят не только факты
позднего профессионального самоопределения, но и сама природа способностей.
Они - существуют только в движении, только в развитии, и «никто не может
предсказать, до каких пределов может развиться та или иная способность:
принципиально говоря, она может развиваться беспредельно».
Низкий уровень развития способностей далеко не всегда является препятствием
для овладения профессией. Развитие и проявление способностей у разных людей
различны: известно много случаев раннего профессионального самоопределения
при наличии ярко выраженных способностей (особенно в творческих профессиях),
но и примеров позднего самоопределения не меньше.
О способностях школьников можно судить по их академической успеваемости. Но
важно учитывать, какой ценой достигаются разными учащимися такие формальные
показатели, как оценки. В то время как одни с легкостью овладевают знаниями и
умениями, другим для этого требуются большие усилия.
Интеллектуальные способности, социальное и трудовое поведение, специальные
знания, интересы, склонности, уровень подготовки и общего развития,
физическая трудоспособность (ограничения трудоспособности по медицинским
показателям, инвалидность), социальная и семейная среда, система жизненных
мотивов подростков, оказавшихся перед профессиональным выбором, требуют
тщательного исследования. Их необходимо учитывать при подготовке учащихся к
выбору профессии.
До недавнего времени официальным тезисом наук об обществе и человеке являлась
социальная бесконфликтность. Так, предполагалось, что развитие
социалистического общества должно было привести к постепенному стиранию
различий между умственным и физическим, квалифицированным и
неквалифицированным трудом, к усилению ориентации на творческий труд и т.п.
Возможность, например, частного предпринимательства и безработицы просто не
вписывалась в общепринятую модель социализма.
Привычные ценностно-нормативные стереотипы в сфере занятости ориентировали
людей на стабильность, неизменность жизненного уклада, гарантированность
минимума социальных благ. Вся система моральных и материальных поощрений
(жилье, отдых, медицинское обслуживание, дефицитные товары и т.д.)
традиционно была направлена на закрепление профессионального и
квалификационного положения работника в сфере производства, на определенном
предприятии. Отсутствие прямой зависимости уровня благосостояния работника от
количества и качества труда, уравнительная система оплаты зачастую приводили
к снижению интереса к работе, способствовали развитию безразличного и
безответственного отношения к ней.
Современные социологические исследования демонстрируют равнодушие работников
производственной сферы к своей профессии, нежелание повышать квалификацию.
Опросы показывают, что большинство работников и руководителей работает не в
полную силу и без интереса. На творческий труд ориентированы рабочие только
самой высокой квалификации; для большинства основное значение имеют условия
труда, размеры заработной платы, наличие свободного времени в течение
рабочего дня и т.п.
Нарастающий распад экономических связей между предприятиями, рост
безработицы среди дипломированных специалистов и рабочих, снижение уровня
жизни ставят перед большинством трудоспособного населения проблему поиска
работы, позволяющей сохранить прежнее материальное положение,
профессиональный и социальный статус.
Молодые люди, еще не имеющие профессии, также должны по-новому решать вопрос
о выборе жизненного пути, приобретении специальности, поиске средств к
существованию. Специфика их жизни (учеба, быт, потребление, общение) дает им
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|