агентств занятости США, где наблюдается попытка взять в свои руки учет
квалифицированных специалистов и посредничество в их трудоустройстве.
С этой целью создается сеть тесно связанных между собой учреждений учебы и
содействия в трудоустройстве высококвалифицированных специалистов, данные о
спросе и предложении обрабатываются автоматизированной информационной
системой. Еще в 1983 г. авторы международного сравнительного исследования
начала трудовой деятельности молодежи Запада справедливо заметили: «В любой
момент времени занятых среди молодежи больше, чем безработных, и то, что
происходи занятостью молодежи, важнее, чем то, что имеет место в период
безработицы» (yoi at work: an international survey, Totowa, 1983 (№ 4. P. 1).
Однако, когда среди ищущих работу молодежь в возрасте 16-29 лет составлю
более 35%, то проблема безработицы начинает приобретать иное значение
становится проблемой всего общества. Без учета этих явлений невозможно
оценить социально-экономические проблемы молодежи.
Анализ работы региональных служб занятости показывает, что в целом большому
удельному весу числа безработных в регионе соответствует более высокий
уровень ищущих работу подростков. Поэтому выявление причин, обусловливающих
появление на рынке труда значительного количества подростков, имеет большое
значение для определения стратегии деятельности служб занятости по отношению
к этой категории молодежи.
К этой возрастной группе относятся прежде всего выпускники неполной и полной
средней школы, а также подростки, которые по различным причинам оставили
школу.
Все они в подавляющем большинстве не имеют профессиональной подготовки и
неконкурентоспособны на рынке труда.
Отметим, что проблема профессионализации подростков не является специфически
российской проблемой. Даже в странах с развитой рыночной экономикой и низким
уровнем безработицы проблемы профессионализации и социализации молодежи стоят
весьма остро.
Поэтому службы занятости должны содействовать получению подростками,
оказавшимися на рынке труда, полноценной профессиональной подготовки и
одновременно принимать превентивные меры по недопущению подростков на рынок
труда без получения ими профессий.
Эта задача исключительно сложная и должна решаться совместно с
заинтересованными государственными органами.
Следует отметить, что за последние годы в общей численности молодежи,
обращающейся в службу занятости за содействием в трудоустройстве, наметилась
тенденция увеличения доли несовершеннолетних граждан. В 2000 г. служба
занятости частично субсидировала создание дополнительных рабочих мест для
подростков, что позволило трудоустроить в каникулярное время более 1 млн.
человек.
В ближайшие годы тенденция незанятости подростков сохранится. Для решения
этой сложнейшей проблемы потребуется:
-совершенствование организационных форм деятельности органов службы
занятости, в том числе с использованием программно-целевого метода работы;
-расширение социального партнерства между заинтересованными сторонами как на
федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации;
-совершенствование нормативной базы.
Серьезную озабоченность вызывает тенденция роста численности безработной,
молодежи по сравнению с ростом общей численности безработных граждан. В этой
связи приоритетными задачами в области содействия занятости молодежи
являются создание условий для трудоустройства молодежи, впервые начинающей
трудовую деятельность, и максимальное сокращение срока поиска работы для
незанятой молодежи, особенно выпускников учебных заведения, детей-сирот,
подростков из семей безработных граждан и неблагополучных семей, а также
подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
В этих целях Федеральная программа содействия занятости предусматривает
следующие направления деятельности:
-корректировку перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется
подготовка молодежи в профессиональных учебных учреждениях, и количества
выпускаемых ими молодых специалистов с учетом спроса рабочей силы рынке
труда;
-разработку на федеральном и региональном уровнях прогноза потребности
экономики в кадрах, а также прогнозов обучения и трудоустройства молодежи,
окончившей образовательные учреждения;
-реализацию мер по экономическому стимулированию работодателей, принимающих
на работу выпускников образовательных учреждений, а также создающих
ученические рабочие места для молодежи;
-создание с участием молодежных организаций, органов исполнительной власти
специализированных молодежных бирж труда по трудоустройству, социально-
психологической адаптации выпускников учебных заведений, включая инвалид
детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей;
-широкое информирование выпускников образовательных учреждений о возможности
обучения в учреждениях профессионального образования, получении
дополнительной профессии (специальности) для последующего трудоустройства, в
том числе посредством организации ярмарок вакансий и учебных мест для
молодежи;
-реализацию программы «Молодежная практика» с целью трудоустройства
выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных
более 3 месяцев, на временные рабочие места, позволяющие приобрести
профессиональные знания и навыки для повышения конкурентоспособности на рынке
труда и получения постоянного рабочего места.
(трудоустройство женщин)
Доля женщин, зарегистрированных среди безработных, составляет около 60%.
Женская и мужская безработица различаются по многим параметрам (по возрасту,
уровню образования, социальному статусу, продолжительности и пр.).
Процессы, происходящие в социально-бытовой инфраструктуре, здравоохранении и
системе учреждений дошкольного воспитания детей, несоответствие многих мер
семейной политики условиям рыночных отношений приводят к тому, что
безработные женщины при устройстве на работу сталкиваются с большими
трудностями, особенно на предприятиях негосударственного сектора экономики.
Трудоустройство безработных женщин затруднено отсутствием достаточного числа
вакантных рабочих мест, традиционно считающихся женскими, и несоответствием
характеристик имеющихся вакантных рабочих мест образовательному уровню
безработных женщин. Содействие трудоустройству безработных женщин
осуществляется путем:
-расширения практики самозанятости безработных женщин;
-расширения перечня профессий и специальностей, по которым ведется
переобучение безработных женщин;
-государственного поощрения работодателей в приеме на работу безработных
женщин, прошедших переобучение.
Как показали результаты анкетного опроса безработных, женщины более
ллительно, чем мужчины, готовы пройти переобучение с целью получения новой
профессии, часто они хотят стать бухгалтерами, психологами, секретарями,
работниками культуры, здравоохранения, образования, сферы обслуживания и др.
Анализ перечня профессий, по которым учебные заведения предлагают обучение и
переобучение, показал, что число этих профессий крайне ограничено и
традиционно рассчитано на общую конъюнктуру рынка труда.
Действующая в настоящее время система профессионального обучения безработных
по многим профессиям не обеспечивает достаточного уровня квалификации
обучающихся, не дает им необходимого набора практических навыков.
Работодатели же в большинстве случаев не заинтересованы в приеме на работу
людей, не имеющих высокой квалификации, не способных к быстрому включению в
процесс работы, и подчас не представляют в службы занятости сведений о
наличии вакансий, потенциально привлекательных для женщин.
Одним из возможных вариантов решений проблемы занятости женщин может стать
введение стажировки обучающихся женщин на предприятиях. Это, с одной стороны,
поможет женщине получить минимум практических знаний и дать полное
представление о той профессии, по которой она обучается, с другой —
работодатель имеет возможность оценить потенциального работника, его знания,
умения и навыки, характер и т.д. Эта схема взаимодействия службы занятости по
обучению женщин и работодателей хорошо зарекомендовала себя в Англии.
Результаты анкетного опроса безработных показывают также, что треть
безработных женщин хотела бы заняться предпринимательством, хотя подавляющее
большинство из них не знает, как это делается. Плохое знание рынка товаров и
услуг, неумение найти свою нишу в предпринимательстве приводят к тому, что
женщины, решившие начать свое дело, как правило, не выходят за рамки
традиционной женской занятости. Проведение специализированного исследования
потребностей рынка в товарах и услугах, необходимых в данном регионе,
позволит расширить сферу приложения сил женщин-предпринимательниц, более
гармонично вписаться в экономику региона.
Основой повышения потенциала трудоустройства и уровня занятости является
высокий уровень конкурентоспособности женщин на рынке труда. В 2000 г. из
общего количества направленных на профессиональное обучение безработных
граждан 60% составляли женщины. Из общей численности женщин, прошедших
профессиональное обучение, 50,6% прошли переподготовку, 27,3% —первоначальное
обучение, 10,3% — освоили вторые (смежные) профессии, 10,1% — повысили свою
квалификацию. Трудоустроено 90,2% женщин, прошедших профессиональное
обучение.
Региональные центры занятости участвуют и в развитии женского
предпринимательства и самозанятости, организуя школы малого бизнеса
(например, в Рязани), работу по обучению безработных женщин профессиям,
возрождающим традиционные народные промыслы (кружевоплетение, художественная
вышивка, роспись по дереву, машинное и ручное вязание и т.п. — Челябинск,
Тверь).
Орловским учебным центром организована профессиональная подготовка женщин-
инвалидов, многодетных матерей, челябинским учебным центром — женщин,
воспитывающих детей-инвалидов.
Заслуживает внимания опыт сотрудничества службы занятости населения Санкт-
Петербурга и Международного института «Женщина и управление» по организации
опережающего обучения женщин, высвобождаемых с конверсируемых предприятий и
из научных учреждений.
Традиционной стала организация ярмарок вакансий для женщин. В целом создание
возможности массового обучения безработных женщин используют учебные центры
службы занятости, образовательные учреждения профессионального образования,
учебные подразделения предприятий и организаций, а также специализированные
негосударственные организации. В настоящее время при поддержке службы
занятости создаются учебные структуры специально для женщин. Такие структуры
помогут женщинам, проживающим в сельской местности и имеющим малолетних
детей, детей-инвалидов.
В решении проблем, связанных с трудоустройством и профессиональным обучением
женщин, служба занятости сотрудничает со многими заинтересованными
министерствами, ведомствами и с общественными организациями. Так, Союзом
женщин России заключено соглашение о проведении совместной работы по решению
проблем женской занятости, разработке программ обучения малому бизнесу
безработных женщин.
Служба занятости принимает участие в реализации российско-британской,
российско-американских программ, направленных на совершенствование форм и
методов профессионального обучения женщин в России.
Российско-британская программа «Профессиональная подготовка и переподготовка
безработных женщин в условиях перехода к рыночной экономике» осуществляется
британской национальной организацией WTN (Wоmеп's Тгаining Nеtwork) и ее
партнером с российской стороны — Сеть ОЦЖ (Сеть обучающих центров для
женщин), которая является неправительственной, некоммерческой организацией и
состоит из ассоциированных членов Московского центра тендерных исследований.
Цель программы состоит в создании в России сети женских обучающих центров,
объединенных единой концепцией и координирующих свои усилия по разработке
методик обучения и внедрению новых программ профессиональной подготовки и
переподготовки женщин.
Работа по российско-американской программе «Женщина на рынке труда,
предпринимательство и поиск работы» проводится с 1993 г. и направлена на
адаптацию безработных женщин к новым рыночным отношениям: повышение
конкурентоспособности на рынке труда, развитие женского предпринимательства и
самозанятости. Участники программы — Висконсинский университет США, Центр
тендерных исследований ИСЭПН Российской академии наук. В тесном контакте с
территориальными центрами занятости Центром тендерных исследований проведены
семинары-тренинги для организаторов профессионального обучения женщин в
Москве, Санкт-Петербурге, Дубне, Перми, Мурманске, Рязани. С 1995 г.
реализуется интересная российско-канадская программа по поддержке женского
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|