мнению, является сексуальность, и наслаждения вообще. Человеческое тело
Г.Маркузе понимал не как рабочий инструмент, или орудие труда, а как средство
наслаждения и предмет красоты.
Все это привело, в конечном итоге, к формированию иждивенческих настроений в
молодежной среде. И до сих пор это вызывает тревогу и обеспокоенность у
западных социологов, экономистов и политиков. Теперь, к сожалению, такие
тенденции получили распространение и в современной России.
В 2000 г. службой занятости была предоставлена возможность пройти
профессиональное обучение около 200 тыс. человек из числа молодежи, что
составляет более 50% всех направленных на обучение безработных за этот
период. Из числа обученной молодежи трудоустроено более 90%.
Изменения в системе образования, связанные с переходом от обязательного
среднего (полного) общего образования к основному 9-летнему образованию,
также с возможностью отчисления из школ подростков 7-9-х классов, обусловив
появление проблем профессионального самоопределения, трудоустройства и
cоциальной защиты молодежи. Особую озабоченность вызывают 14-15-летние
подростки, не закончившие по разным причинам общеобразовательную школу и
нуждающиеся в социально-трудовой реабилитации. Работа с этой группой
подростков осложнена тем, что они не достигли возраста, с которого по
действующему Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации»
территориальные органы службы занятости начинают работать с гражданами.
По прогнозам, в 2001 г. из числа выпускников 9-х классов общеобразовательных
школ около 200 тыс. человек не планируют продолжать обучение в
общеобразовательных учреждениях. Для помощи этим подросткам потребуется
реализация специальных программ направленных на привитие подросткам трудовых
навыков путем организации временной занятости молодежи с профессиональной
ориентацией на получение профессий, имеющих спрос на рынке труда.
Деятельность органов Государственной службы занятости сосредоточена на
организации и оснащении совместно с Минобразованием России, региональными
органами исполнительной государственной власти ученических и рабочих мест на
базе действующих образовательных учреждений.
Совместно с органами управления образованием органы службы занятости стали
создавать специализированные образовательные учреждения, где покинувшие школу
подростки могут получить основное общее образование и углубление трудовое
обучение.
Важным направлением работы становится создание совместно с органами
образования специализированных центров социально-профессиональной
реабилитации подростков, оставивших образовательные учреждения.
В Московской, Омской и Нижегородской областях, Санкт-Петербурге,
Краснодарском крае органами службы занятости и образования на основе
соучредительства создаются такие учебные центры, где эта категория молодежи
может получить общее среднее образование и профессиональные навыки.
Сегодня возникли серьезные осложнения с трудоустройством выпускников 11-х
классов общеобразовательных школ, среди них около 400 тыс. человек будут
нуждаться в трудоустройстве, в том числе с помощью органов государственной
службы занятости. При этом предприятиям, учреждениям и организациям,
сохраняющим и создающим дополнительные рабочие и ученические места, будет
оказана финансовая поддержка, будет совершенствоваться и развиваться система
компенсаций работодателям расходов, связанных с трудоустройством и
использованием труда молодежи.
Молодежь в возрасте до 18 лет, обращающаяся в органы службы занятости, в
основном не имеет ни профессии, ни специальности. Поскольку вакантных мест
для этой категории населения нет, проблема ее трудоустройства перерастает в
проблему профподготовки.
Учитывая достаточно высокий уровень незанятости среди подростков,
территориальные органы службы занятости разрабатывают меры по обеспечению
трудоустройства выпускников учебных заведений. Среди них следующие:
-квотирование рабочих мест. Так, Воронежской областной службой занятости
населения в 1999 г. квотировано более 3 тыс. рабочих мест для трудоустройства
выпускников общеобразовательных школ и более 1 тыс. рабочих мест для
несовершеннолетних из спецшкол и прекративших обучение в школах по разным
причинам;
-организация при областных центрах занятости и учебных заведениях всех
уровней различного рода курсов для обучения молодежи профессиям,
способствующим развитию самозанятости. Например, Московской
областной службой занятости населения организованы школы народных промыслов в
городах Мытищи, Егорьевск и др.;
-организация переподготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых
ощущается потребность на региональном рынке труда. Так, при содействии
Пермской областной службы занятости в ПУ № 72 г. Нытвы Пермской области
ведется подготовка по новой специальности «хозяйка сельской усадьбы», в ПУ №
40 г. Березники ведется подготовка по новой специальности «мастер жилищно-
коммунального хозяйства», пользующейся спросом на рынке труда;
-увеличение объемов приема в 10-е классы общеобразовательной школы, что
позволит снизить напряженность положения с трудоустройством лиц, закончивших
9 классов;
-увеличение сроков обучения в учебных заведениях, занимающихся
профессиональной подготовкой с целью коррекции трудового потенциала
выпускников в соответствии с потребностями регионального рынка труда.
Например, Челябинской областной службой занятости совместно с органами
образования продлен срок обучения в ряде ПУ для освоения учащимися вторых и
смежных профессий, изучения основ маркетинга, предпринимательской
деятельности и пр.;
-организация для молодых людей, не имеющих возможности быстро
трудоустроиться, общественных работ в жилищно-коммунальном и сельском
хозяйстве, торговле, строительстве, а также в различных фондах и общественных
организациях.
Сегодня обострилась проблема трудоустройства выпускников образовательных
учреждений. Это связано с тем, что они социально менее защищены от
безработицы по сравнению с высвобождающимися работниками, особенно
квалифицированными, так как не имеют производственного опыта работы. В 2000
г. до 30% выпускников профессиональных образовательных учреждений нуждались в
трудоустройстве.
Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников
профессиональных образовательных учреждений, являются:
-отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда рынком
образовательных услуг;
-несоответствие профессиональной структуры безработных выпускников структуре
имеющихся вакансий;
-незаинтересованность учреждений системы профессионального образования в
трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с
абитуриентами и студентами, изучении изменений требований к работникам на
рынке труда;
-отсталость кадровой политики большинства организаций, ориентированных в
основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;
-отсутствие у большинства выпускников необходимых знаний и навыков сам
определения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров
работодателями по вопросам трудоустройства;
За последние годы принят ряд мер, направленных на повышение уровня
трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, введена
контрактная система подготовки специалистов с высшим и средним
профессиональным образованием. Определен временный порядок согласования
объемов и профилей подготовки специалистов, в учреждениях созданы
специализированные подразделения по работе с выпускниками.
Для выпускников профшкол, попавших в критическую ситуацию с трудоустройством
и получивших статус «безработных», государственная служба занятости оказывает
поддержку, используя различные программы: «молодежная практика»,
трудоустройство, переподготовка, профориентация и психологическая поддержка.
Ежегодно более 20 ты безработных выпускников профшколы трудоустраиваются в
рамках программ, предусматривающих финансовое стимулирование работодателей. В
ряде субъектов Российской Федерации введены различные системы комплексного
регулирования рынка образовательных услуг и рынка рабочей силы.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Министерством
образования России и Минтрудом России разработана и утверждена
Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку
труда выпускников профессионального образования.
Ее цель — создание системы содействия трудоустройства выпускников учреждений
профессионального образования и их адаптации к рынку труда.
В целях содействия занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда,
предусматривается создание с участием молодежных организаций и органов
исполнительной государственной власти специализированных молодежных бирж
труда (центров) по трудоустройству, социальной и психологической адаптации
выпускников образовательных учреждений.
В этом плане хорошо зарекомендовала себя молодежная биржа труда службы
занятости населения Санкт-Петербурга. На территориях с высоким уровнем
безработицы разрабатываются целевые региональные программы обеспечения
занятости выпускников образовательных учреждений. Кроме того, создаются
региональные проекты развития молодежного предпринимательства, самозанятости,
организуются специальные обучающие курсы, желающим открыть собственное дело
оказывается финансовая поддержка за счет средств государственного фонда
занятости.
Кроме того, Государственная служба занятости участвует в поддержке
международных программ развития малого бизнеса в России (российско-
американской программы «Партнерство» и т.д.). Более 1 тыс. человек, в
основном молодые предприниматели, прошли стажировку в США. Для содействия
занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда, предусматриваются
создание специализированных молодежных бирж по трудоустройству и другие меры
социальной и психологической адаптации.
На территориях с высоким уровнем безработицы разрабатываются целевые
региональные программы обеспечения занятости выпускников образовательных
учреждений, региональные проекты развития молодежного предпринимательства и
самозанятости. Одновременно предполагается выделение средств работодателям на
покрытие издержек по организации учебных рабочих мест для обучения молодежи,
не имеющей профессии. Практикуется разработка таких целевых программ, как
«Молодежная практика», «Поддержка временной занятости», «Организация
общественных работ», «Поддержка предпринимательства и самозанятости» и другие
новые формы содействия трудоустройству молодежи.
В условиях проведения экономической реформы, включения механизма банкротства
предприятий тенденция отказа предприятий от приема на работу
малоконкурентоспособной рабочей силы будет возрастать. Поэтому требуются
специальные меры государственной поддержки молодежи в период поиска работы,
получения практических навыков и производственной адаптации. Нужна массовая
ранняя профессионализация молодежи как важнейшее средство ее социальной
защиты.
Во многих зарубежных странах при вузах созданы подразделения по планированию
профессий, функционирующие как службы трудоустройства.
В Великобритании в каждом университете созданы Комитеты по трудоустройству,
основной задачей которых являются:
-сбор сведений об имеющихся в стране вакансиях;
-организация встреч студентов с работодателями, представителями фирм, органов
образования;
-изучение интересов будущих выпускников и их профориентация;
-организация экскурсий на предприятия и фирмы;
-издание буклетов, информационных сборников и материалов по вопросам
трудоустройства выпускников.
Во многих зарубежных странах широкое распространение получило создание на
базе студенческих исследовательских групп при вузах молодежных предприятий,
которые помогают студентам решать триединую задачу:
-повышать уровень теоретической и практической подготовки;
-улучшать материальное положение;
-устанавливать деловые связи с фирмами, в которых они желали бы трудиться.
В механизме трудоустройства молодых специалистов за рубежом практикуется
также заключение соглашений промышленных компаний с вузами о совместно
участии в программах кооперированного обучения (сандвич-курсы), которые
предусматривают работу студента по избранной специальности на производстве и
по мере повышения его профессиональных и научных знаний студент поэтапно
перемещается с начальных должностей на более высокие, а после окончания вуза
назначается на должность дипломированного специалиста.
Многие из перечисленных подходов могли бы применяться и нашими вузами, что
при посредничестве служб занятости позволит более эффективно решать вопросы
трудоустройства выпускников вузов. Это подтверждается практикой работы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|