общественного транспорта в данной местности;
• направление граждан в организации с целью трудоустройства без
подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест
(должностей);
• приглашение граждан в органы по вопросам занятости чаще одного раза в две
недели, за исключением случаев, когда такое предложение связано с
предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных
программах содействия занятости.
Безработный гражданин должен иметь в виду, что предоставление ему подходящей
для него работы не может быть гарантировано органом занятости. Согласно п. 10
Порядка, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы
осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных органов
занятости вакантных рабочих мест (должностей).
В этой связи, при отсутствии таких данных в информационном банке,
безработному в целях содействия в трудоустройстве может быть предложен план
самостоятельного поиска работы (п. 9 Порядка). Эта запись означает, что
такой план ему может быть предложен, а может быть и не предложен, т.е. эта
запись не носит для безработного и органа службы занятости обязательного
характера.
Поэтому безработный может, в принципе, отказаться от самостоятельного
поиска работы, но его отказ должен быть обоснованным. Например, он может
обосновать свой отказ от самостоятельного поиска работы, сославшись на то
обстоятельство, что такой поиск он безуспешно осуществляет уже в течение
длительного времени. Именно поэтому он и обратился за помощью в
трудоустройстве в орган службы занятости.
Согласно п. 11 Порядка, безработным гражданам, зарегистрированным в целях
поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их
желании участие в оплачиваемых общественных работах. Говоря другими
словами, участие в таких работах требует их согласия. Никаких отрицательных
последствий отказ от участия в таких работах для безработного не имеет. Тем
не менее отказ, поскольку он и все другие отказы фиксируются в его личном
деле, должен быть по мере возможности аргументирован.
Дело в том, что, согласно п. 17 Порядка, безработными не могут быть признаны
и зарегистрированы в качестве безработных граждане, отказавшиеся в течение
десяти дней со дня их регистрации в органах занятости в целях поиска
подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включай работу
временного характера.
С одной стороны, общественные работы, безусловно, носят временный характер.
С другой — орган службы занятости может направить на них безработного по его
желанию. Значит ли, что отказ безработного от участия в таких работах
подпадает под действие п. 17 Порядка, неясно. Поэтому в данном случае
возможны различные толкования. Возможно также, что работники органа службы
занятости будут исходить — по нашему мнению, необоснованно—из того положения,
что безработный не может отказаться от участия в общественных работах, если
они являются для него подходящими.
Отсюда следует, что при получении предложения от органа занятости об
участии в общественных работах заинтересованному лицу необходимо выяснить,
является ли его отказ от участия в таких работах основанием для непризнания
его безработным.
К сожалению — и это крайне затрудняет для безработных защиту их законных
прав, — в Порядке не дается разъяснения того, какая работа является для них
подходящей, а какая неподходящей. В этой связи им необходимо помнить, что
определение подходящей и неподходящей работы дается в ст. 4 «Подходящая и
неподходящая работа» Закона Российской Федерации «О занятости населения в
Российской Федерации». Комментарий к этой статье приводится в разделе «Что
такое подходящая работа?» данной работы.
Как видим, для того чтобы знать и уметь защитить свои права, безработному
необходимо ознакомиться не только с правилами регистрации безработных,
изложенными в указанном выше Порядке регистрации, но и с рядом положений
Закона о занятости. Это необходимо иметь в виду и профкомам, знакомящим лиц,
подлежащих высвобождению с производства в связи с сокращением численности
занятых, с правилами регистрации безработных.
В противном случае безработных может ожидать ущемление их законных прав со
стороны местных органов занятости, как это имело место, например, в
Республике Марий Эл. Там, по сведениям газеты профессиональных союзов
«Солидарность» (№ 10, май 1997 г.), безработных направляли — как правило,
под видом привлечения к общественным работам — на благоустройство улиц и
сельскохозяйственные работы, сортировку и доставку почты, мойку машин,
ремонт дорог, привлекали к патрулированию в народных дружинах и т.п.
Все это делалось, естественно, вопреки желанию безработных с прямым
нарушением Закона о занятости, поскольку за отказ от участия в таких
общественных работах безработных могуг лишить пособия по безработице. В то
же время, согласно ст. 3 Закона о занятости, безработными не могут быть
признаны граждане, отказавшиеся при определенных обстоятельствах от двух
вариантов подходящей работы, тогда как общественные работы, как это было
отмечено выше, к подходящим работам не относятся.
Гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы,
целесообразно учитывать и то обстоятельство, что, согласно п. 13 Порядка,
на него оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о
всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению
подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о
направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по
вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей
работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам
занятости. Соответственно фиксируются все действия или бездействие
безработного, которые могут повлечь за собой снятие его с регистрационного
учета в соответствии с п. 23—24 Порядка, о чем речь пойдет ниже.
3-й этап. Регистрация граждан в качестве безработных (пункты 14—18 Порядка
регистрации безработных граждан)
Согласно п. 14, безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска
подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве
безработных предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:
• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
• , трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
• документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
При необходимости граждане предъявляют дополнительную или уточненную справку
о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца
по последнему месту работы в установленном порядке.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии
(специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий
личность, и документ об образовании.
Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную
программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-
социальной экспертизы.
Органы по вопросам занятости имеют право проверять подлинность предъявляемых
документов.
Как видим, согласно п. 14, безработные граждане, зарегистрированные в целях
поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в
качестве безработных предъявляют в органы занятости соответствующие
документы. Такая редакция не исключает возможности его различного
толкования.
Во-первых, каждому конкретному гражданину может быть назначен определенный
день, когда он должен явиться в орган занятости и представить требуемые от
него документы.
Во-вторых, возможен такой вариант, когда безработный должен явиться в орган
занятости в любой приемный день. Для безработного, которому орган занятости
не смог подобрать подходящую работу или направить его на профессиональное
обучение, регистрация в качестве безработного весьма актуальна:
только зарегистрировавшись в качестве безработного, он получает право на
пособие, иную материальную помощь.
Поэтому каждому безработному необходимо быть особенно внимательным, не
стесняться обращаться, может быть неоднократно, к соответствующему инспектору
с просьбой назвать день, когда он может представить соответствующие
документы.
Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании
решения органа по вопросам занятости и признании его безработным. Такое
решение принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в
целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве
безработного является дата принятия органом по вопросам занятости решения о
признании его безработным (п.15 и 16 Порядка).
Согласно п. 16, безработными признаются граждане, которые:
• трудоспособны;
• не имеют работы и заработка (дохода);
• зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;
• ищут работу и готовы приступить к ней;
• не трудоустроены в течение десяти дней со дня их регистрации в целях
поиска подходящей работы. Здесь возникают вопросы по второй и четвертой
позициям этого перечня условий, при соблюдении которых гражданин может быть
признан органом службы занятости безработным. Как следует понимать фразу
«не имеют работы и заработка (дохода)»? Обратимся к сегодняшней
действительности. Квалифицированный рабочий, инженер, учитель в течение
многих месяцев не могут найти сколько-нибудь подходящую для них работу. Из-за
сильной нужды, которую испытывают их семьи, они работают от случая к случаю,
когда в них есть потребность, на разгрузке железнодорожных вагонов и т.п. То
есть они имеют работу и заработок. Поэтому они, исходя из вышеприведенной
фразы, не будут зарегистрированы органом службы занятости в качестве
безработных, хотя их работа носит случайный характер, а заработки мизерны.
Другой пример, весьма характерный для нашей действительности. Владелец
садового или приусадебного участка выращивает на нем овощи, т.е. имеет в
результате своей работы доход в натуральной форме. Исходя из буквы Порядка,
этот гражданин также не может быть признан безработным. Единственное, на что
он может рассчитывать со стороны федеральных органов, — содействие в его
трудоустройстве, которое весьма часто оказывается безрезультатным.
Таким образом, можно констатировать, что такая редакция указанного выше
условия признания граждан безработными может крайне затруднить для них
(особенно в сельской местности, поселках, маленьких городах, где о каждом
жителе все известно) получение пособия по безработице, иной помощи со
стороны органов власти. Что же следует делать безработному гражданину, как
вести себя в подобной ситуации, если в службе занятости будут у него
выяснять (а это весьма вероятно), имеет он или не имеет работу и заработок
(доход)?
По нашему мнению, при защите своих прав на регистрацию в службе занятости в
качестве безработного гражданину целесообразно исходить из того, что он не
должен оказаться в глазах работников этого органа занятым гражданином.
Представляется, что иного пути в сложившейся ситуации для доказательства
своего права на регистрацию в качестве безработного у него нет.
Как видим, безработному необходимо подготовиться соответствующим образом к
посещению службы занятости, с тем, чтобы многие вопросы, задаваемые ее
работниками, не оказались для него неожиданными.
Например, некий гражданин является членом производственного кооператива,
имеет в нем свой пай. Ранее этот гражданин работал в кооперативе по
трудовому договору, но был уволен в связи с сокращением численности занятых,
хотя и остался членом кооператива. Согласно ст. 2 Закона о занятости, такой
гражданин считается занятым и поэтому не может быть зарегистрирован в
качестве безработного. Другой формальной причиной для отказа в регистрации
в качестве безработного для него может служить тот факт, что он получает в
кооперативе по итогам работы за определенный период пусть минимальной, чисто
символический, доход (п. 16 Порядка).
Как свидетельствует практика, у граждан при их попытке зарегистрироваться в
качестве безработных нередко возникают (по инициативе работников службы
занятости) и другие, самые неожиданные для граждан проблемы, связанные с
пунктуальным соблюдением этими работниками положений Порядка. Это, в
частности, относится к применению п.16, где записано, что безработными
признаются граждане, которые ищут работу.
Какой смысл вложили разработчики Порядка в эту, казалось бы, простую фразу,
зависит в каждом отдельном случае от мнения работников службы занятости.
Поэтому они задают самые разные, часто неожиданные для гражданина вопросы,
на которые тем не менее необходимо дать убедительный ответ. Такой ответ,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|