в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением
квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными
причинами, а также граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций,
за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц
(ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих
организаций. При этом последних следует относить к третьей группе занятого
населения лишь в том случае, если они не осуществляют фактическую работу в
процессе деятельности соответствующего юридического лица.
Перейдем конкретно к процессу регистрации гражданина в центре занятости.
Все граждане, в том числе и те, которые уже имеют работу, имеют право на
регистрацию в отделе занятости в целях поиска подходящей работы. В этом
случае отдел берет на себя обязанность подыскать гражданину работу, которая
его более устраивает, исходя из его деловых качеств — полученной профессии,
специальности, опыта работы и иных профессиональных данных.
Однако следует иметь в виду, что отдел исходит из реальных возможностей —
наличия на рынке труда соответствующих вакансий. Гарантировать
предоставление гражданину желаемой работы отдел не может.
Иначе обстоит дело с признанием гражданина безработным, что влечет за собой
выплату ему в течение определенного периода пособия по безработице, а также
предоставление иных льгот. Безработными не могут быть признаны граждане,
которые в соответствии с классификацией, приведенной в ст. 2 Закона РФ «О
занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости),
отнесены к числу занятых граждан. Приводим текст указанной статьи полностью.
«Статья 2. Занятые граждане.
Занятыми считаются граждане:
— работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие
работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего
времени, а также имеющие оплачиваемую работу (службу), включая сезонные,
временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан,
участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 настоящего
Закона);
— занимающиеся предпринимательской деятельностью;
— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
— выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера,
предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по
договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским
договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов
(артелей);
— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
— проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и
высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях,
включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости
населения (далее — органы службы занятости);
— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью;
отпуском; переподготовкой; повышением квалификации, приостановкой
производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы; привлечением
к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе; исполнением
других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
— являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением
учредителей (участников) общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и иных органов, объединений юридических
лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении
этих организаций».
Как видим, к числу занятых отнесены также учредители (участники)
хозяйственных обществ и товариществ, хотя и не являющиеся их работниками.
Таких граждан в стране очень много — это все те, кто в период приватизации
государственной и муниципальной собственности стал собственником нескольких
акций, не приносящих вообще или приносящих дивиденды, исчисляемые, как
правило, мизерными суммами, несопоставимыми с теми, которые необходимы для
удовлетворения минимальных потребностей людей.
Все эти граждане, включая и членов производственных кооперативов (артелей),
являясь безработными, не вправе рассчитывать на государственную поддержку.
Правда, можно предположить, что для указанных граждан имеется возможность
обжаловать в суде решение органов службы занятости об отказе
зарегистрировать их в качестве безработных. Дело в том, что статья 3
«Порядок и условия признания граждан безработными» Закона о занятости не
ставит признание граждан безработными в зависимость от того, являются ли
они занятыми или не являются.
Согласно п. 1 указанной ст. 3, безработными признаются граждане, которые не
имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в
целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Как
видим, между текстами ст. 2 и 3 нет никакой связи, зависимости.
Парадоксально, но факт: если гражданина зарегистрировали в качестве
безработного, то государство признало, что он безработный. Если же гражданин
не зарегистрирован в качестве безработного, то он не является таковым, хотя
не имеет работы и заработка. Тем не менее факт остается фактом: одним из
двух условий признания граждан безработными служит то, что они не имеют
работы и заработка, но не то, что они относятся к числу незанятых.
В этой связи важно отметить, что, согласно п. 1 ст. 13акона о занятости,
«занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и
общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской
Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее —
заработок)».
В этом пункте Закон о занятости установил, что главным в определении понятия
«занятость» признается то, что она приносит гражданам, как правило,
заработок, трудовой доход. Что же касается дивидендов, кооперативных выплат
и т.п., то о них ничего не сказано.
В конечном счете, безусловно, следует признать, что положения ст. 2 и 3
Закона о занятости вступают между собой в противоречие, что может служить
основанием для обжалования в суд отказа службы занятости в регистрации в
качестве безработного члена хозяйственного общества, товарищества,
производственного кооператива (артели), не имеющего работы и заработка.
В законодательстве и практике деятельности федеральных органов исполнительной
власти, реализующих государственную политику в области занятости, сложились
различные классификации занятости в зависимости от того или иного аспекта
данного общественного явления.
Одна из распространенных классификаций занятости на основании полноты охвата
трудоспособного населения - это ее подразделение на полную и неполную. При
этом имеется в виду полная или неполная занятость населения в целом, а не
отдельных граждан.
Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости, указывает, что
полная занятость представляет собой состояние на рынке труда, при котором
полностью удовлетворяется потребность граждан в работе. Полная занятость
предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как
по стране в целом, так и по отдельным регионам, что возможно в рыночной
экономике как исключение. В политике занятости полная занятость является
важнейшей целью, когда реализуется право каждого гражданина на труд.
Неполная занятость трактуется как занятость в неполное рабочее время
либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается
длительность рабочего времени с согласия или без согласия работников. Одной из
форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по
инициативе администрации.
Такое разделение полной и неполной занятости вызывает определенные
возражения. Выделение полной и неполной занятости как элементов единой
классификации должно происходить по полноте занятости в определенном смысле.
Если в первом случае (определение полной занятости) определяется занятость
населения в целом, то при определении неполной занятости акцент ставится на
занятости конкретного гражданина.
Полная занятость - это занятость населения при наличии естественного
уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от
социально-экономического положения страны. При этом под естественным уровнем
безработицы понимается объективный, экономически и социально приемлемый уровень
безработицы, обусловленный структурными изменениями в спросе на рабочую силу
(структурная безработица), а также поисками или ожиданием работы (фрикционная
безработица). Например, в США занятость определяется как полная лишь в том
случае, если уровень безработных граждан составляет 3% общего количества
трудоспособного населения. В российском же законодательстве это определение не
имеет цифровых ориентиров, что негативно отражается на государственной политике
в области занятости в целом.
Частичная безработица - характерное и в какой-то мере необходимое явление
для рыночной экономики. Причина неполной занятости объясняется тем, что
работник в связи с переменой работы, места жительства и т.п. выходит на
определенное время из непосредственного производства. Это значит, что в каждый
момент имеется часть не использованной в производстве рабочей силы, что
обусловливается действием объективных законов воспроизводства независимо от
уровня его организации и протекания. Кроме того, наличие социально приемлемого
уровня безработицы оказывает положительное влияние на конкуренцию на рынке
труда, стимулируя развитие трудовых ресурсов.
Поэтому для эффективного осуществления государственной политики в области
занятости в законодательстве необходимо определить понятие полной занятости с
учетом приемлемого (естественно необходимого) уровня безработицы. Неполную
занятость, с учетом приведенного определения полной занятости, можно
охарактеризовать как занятость, при которой превышен естественный уровень
безработицы.
Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда
он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения,
неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную
и вынужденную (частичную безработицу), и незанятость, также добровольную или
вынужденную (полную безработицу).
К сожалению, на сегодняшний день российское законодательство, регламентируя
правовой статус безработных граждан, практически полностью обходит стороной
регулирование вопросов частично занятого населения и предоставления им
соответствующей социальной помощи и государственного содействия в обеспечении
полной занятости.
Вместе с тем количество лиц, которые по не зависящим от них причинам не могут
трудиться полный рабочий день, огромно. Игнорирование со стороны государства
регулирования данных вопросов представляется, как минимум, необоснованным.
Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной
организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми
цивилизованными странами.
При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-
разному из-за двоякой оценки данного социального явления.
С одной стороны, расширение масштабов частичной занятости вызывает
недовольство многих людей, поскольку, по их мнению, оно приводит к росту
конкуренции на рынке труда. Другие же, наоборот, поддерживают частичную
занятость, которая позволяет сочетать трудовую деятельность с выполнением
семейных обязанностей и с учебой, а также обеспечить постепенный выход
трудящихся на пенсию, избегая резкого изменения режима работы и стиля жизни.
Многие определения частичной занятости, принятые в различных странах, исходят
из трактовки, сформулированной Международной организацией труда, которая под
частичной занятостью понимает регулярную занятость по найму при значительно
сокращенной продолжительности рабочего времени. Продолжительность рабочего
времени при частичной занятости существенно ниже установленного стандарта. В
законодательстве некоторых стран она меньше нормативного рабочего времени,
как минимум, на 20% (хотя в большинстве случаев этот размер не определяется).
Как показал зарубежный опыт, отсутствие точного определения размера
стандартной продолжительности рабочего времени при частичной занятости
затрудняет выделение данной категории граждан в общей структуре
трудоспособного населения. При определении частично занятых лиц существуют
трудности и иного порядка. Например, человек, работающий по совместительству,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|