реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

реферат
p align="left">С 1 января 2009 г. вступили в полную силу все требования ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это закон, который, прежде всего, призван развивать инициативу населения по месту жительства, так как он касается одновременно и одного из уровней власти, и важнейшего института гражданского общества.Мальковец Н.В. Указ. соч. С. 89. Новое законодательство пошло по пути более глубокой и детальной регламентации форм осуществления населением местного самоуправления, а также детального регулирования механизмов его осуществления почти в каждом конкретном случае.Захаров В.М. Местное самоуправление. О процедурах непосредственного народовластия // Закон и право. - 2008. - № 6. - С. 81.

Анализируя содержание данного закона, можно заметить, что законодатель придает особое значение формам прямого волеизъявления населения и формам его участия в осуществлении местного самоуправления, создавая дополнительные гарантии для реализации непосредственно населением права на местное самоуправление. Так, Закон, называя непосредственные формы демократии, в которых может быть осуществлено местное самоуправление, делит их на два вида:

1. формы непосредственного осуществления местного самоуправления населением;

2. формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.Антонова Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 4. - С. 38.

К первой группе относятся местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход граждан. Ко второй группе все остальные формы непосредственного волеизъявления граждан.Прудников А. С., Алексеев И. А. Указ. соч. С. 171.

При некоторой схожести этих форм между ними есть различия. Так, реализация форм непосредственного осуществления местного самоуправления населением ведет к принятию властного решения по вопросам местного самоуправления (такое решение может быть принято на референдуме, на выборах принимается решение о создании выборного органа и т. д.).

Нормы, устанавливающие формы участия населения в решении вопросов местного значения, предусматривают, что помимо населения в решении вопросов местного значения участвуют и другие субъекты (органы, должностные лица местного самоуправления). Реализация норм этой группы ведет только к выявлению мнения по конкретному вопросу местного значения, решать же этот вопрос будут органы местного самоуправления или должностные лица.

Отличие этих форм друг от друга состоит в том, что формы первой группы являются обязательными. Так, выборы с определенной периодичностью проводятся в муниципальном образовании для того, чтобы сформировать представительный орган или выборное должностное лицо. Референдум в определенных случаях также является обязательным, как и в установленных случаях обязательным является голосование о досрочном отзыве должностного лица.

Меньшая степень обязательности присутствует в отношении форм второй группы. Здесь лишь публичные слушания являются обязательным этапом в принятии решения по установленному кругу вопросов. Остальные же формы - только возможные формы участия населения в решении вопросов местного значения.Антонова Н. А. Указ. соч. С. 38.

В качестве общих признаков этих двух форм прямого волеизъявления граждан выступают:

1) обязательная правовая регламентация процедур их осуществления;

2) неопосредованный характер воздействия воли каждого участника на правовой результат; 3) предмет, по которому осуществляется волеизъявление граждан, - как правило, вопросы местного значения. Отличительными же признаками являются:

1) если формы осуществления местного самоуправления воздействуют на конечный правовой результат в императивном порядке, то есть воля каждого обязательно воздействует на окончательный правовой результат, то формы участия в осуществлении местного самоуправления предполагают выработку промежуточного правового результата (в виде проекта) и в консультативном (необязательном) порядке воздействуют на этот результат;

2) в отличие от формы осуществления местного самоуправления форма участия населения не предполагает персонифицированной фиксации участников прямого волеизъявления граждан, наличия кворума, специального контроля за соблюдением установленного регламента проведения мероприятий и других обязательных условий и атрибутов императивных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления.Уваров А.А. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 15. - С. 9.

В сравнении с прежде действовавшим федеральным законом от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» федеральный закон от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает расширение перечня форм непосредственного народовластия. К ним наряду с классическими образцами прямого участия граждан в решении вопросов местного значения (местный референдум, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива, собрания и обращения граждан) в настоящее время также отнесены голосование по отзыву депутата (члена) выборного органа или должностного лица местного самоуправления, публичные слушания, конференции граждан, опросы граждан и другие формы непосредственного осуществления местного самоуправления.Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал Российского права. - 2008. - № 6. - С. 18.

В целом ФЗ № 131 несколько сузил возможности населения муниципальных образований по непосредственному решению вопросов местного самоуправления. И, прежде всего тем, что более детально регламентирует процедурные вопросы почти всех форм непосредственного народовластия на местах, что граничит с заурегулированностью.Захаров В.М. Указ. соч. С. 84. Закон в ст. 33 указывает, что эти формы должны основываться на принципах законности и добровольности, устанавливает гарантии применения названных форм в виде обязанности государственных органов, их должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления содействовать населению в непосредственном осуществлении им местного самоуправления и участии в нем.Там же. С. 81.

В указанном Федеральном законе перечислены следующие формы народовластия:

· местный референдум;

· муниципальные выборы;

· собрание (сход) граждан;

· народная правотворческая инициатива;

· обращения граждан в органы местного самоуправления;

· территориальное общественное самоуправление;

· и другие.

Местный референдум. Референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.О референдуме Российской Федерации: федер. конст. закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008), ст. 1 // Российская газета. - 2004. - 30 июня. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума. Там же. Ст. 5.

Референдум является формой прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений.

Местный референдум - это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.См.: Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 2002. - 15 июня.

На местный референдум могут быть вынесены следующие вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов или должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.Усманова П.В. Указ. соч. С. 32.

В соответствие с действующим законодательством о местном самоуправлении в местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования. Это значит, что субъектом решения на таком референдуме является население муниципального образования в целом, т. е. сам уполномоченный Конституцией РФ главный субъект местного самоуправления непосредственно. Именно это обстоятельство делает местный референдум формой реализации публичной власти, а его решение - имеющим высшее юридическое значение по сравнению с другими правовыми актами местного самоуправления на территории муниципального образования.Захаров В.М. Историко-правовой анализ развития непосредственного осуществления населением местного самоуправления в России // История государства и права. - 2009. - № 2. - С. 14.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В 2007 г. было проведено 122 местных референдума в 12 субъектах федерации. Наибольшее количество местных референдумов прошло в Калужской области - 61, Белгородской области - 30. Средняя явка составила более 56 %. 7 запланированных референдумов не состоялись ввиду низкой явки населения в Челябинской, Новгородской, Московской и Калужской областях.Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в 2007 г.» // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 2(18). - С.15.

Муниципальные выборы. Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 30.12.2008), ст. 2 // Российская газета. - 2002. - 15 июня. Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 23 // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

Порядок проведения выборов определяется следующими основными положениями:

- право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, не участвуют в выборах лица, признанные недееспособными, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы;

- в большинстве муниципальных образований установлена мажоритарная избирательная система, однако возможна и пропорциональная;

- сроки полномочий кандидатов устанавливаются уставом муниципального образования, и не могут быть менее двух и более пяти лет;

- финансирование муниципальных выборов осуществляется за счет средств местного бюджета;

- итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.Усманова П.В. Указ. соч. С. 33.

В 2007 году продолжилось формирование органов местного самоуправления. В 1952 муниципальных образованиях прошли муниципальные выборы, в ходе которых избирались органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, довыборы в представительные органы муниципальных образований, выборы в органы местного самоуправления в связи с истечением срока полномочий. Наибольшее количество выборов прошло в марте 2007 г. - в 1872 муниципальных образованиях. В октябре 2007 г. муниципальные выборы прошли в 12 муниципальных образованиях, а в 75 муниципальных образованиях выборы прошли в иные дни.Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в 2007 г.» // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 2(18). - С.15.

Качество проведения местных выборов в ряде регионов и городов России вызывает критику со стороны многих экспертов. Кроме того, после 2004 г. в России нарастает стремление к отказу от всеобщих выборов должностных лиц местного самоуправления, в особенности - мэров городов, что ведет к ограничению избирательных прав граждан, к сужению рамок демократии.Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е. Указ. соч. С. 22.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.