реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

реферат
p align="left">3.3 Рекомендации по улучшению функционирования института территориального общественного самоуправления

Главная идея местного самоуправления заключается в обеспечении участия населения в реализации его функций и задач. В этом отношении в Российской Федерации существует немало реальных трудностей, главными из которых были и остаются недостаточная материальная обеспеченность и очень слабое участие непосредственно населения в осуществлении задач местного самоуправления. Как известно, люди оценивают государственную политику, прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд, через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, благоустройства и др. Ведь гражданин - это житель конкретного села, поселка, города, где на практике идет процесс формирования правового государства, институтов гражданского общества. На сегодняшний день организацией, являющейся выразителем интересов населения, выступает институт территориального общественного самоуправления.

В правовой регламентации территориального общественного самоуправления есть ряд спорных моментов. Различное толкование системообразующих понятий, правовая неурегулированность его статуса, компетенции и взаимоотношений органов территориального общественного самоуправления с властными структурами всех уровней, позволяет региональным органам власти различно трактовать муниципально-правовые отношения, возникающие в процессе организации и деятельности территориального общественного самоуправления. Как следствие этого в различные нормативно-правовые акты субъектов РФ закладываются понятия организационно-правовых форм территориального общественного самоуправления - от общественных объединений до низовых структур органов местного самоуправления.

Так в нашем регионе территориальное общественное самоуправление утвердилось в качестве исходного «низового» звена местного самоуправления и играет определенную роль, как в выработке, так и в реализации муниципальной социальной политики в интересах местных сообществ. В п. 5 ст. 27 Федерального закона установлено, что территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом. По сложившемуся в юридической литературе определению юридического лица, им может быть, созданная в предусмотренной законом форме организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности и вправе выступать в качестве истца и ответчика в суде, арбитраже и третейском суде. Согласно ст. 27 Федерального закона 2003 г. под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Другими словами, самоорганизация - это деятельность, это еще не организация как общественное формирование. Поэтому юридическим лицом может быть орган ТОС, но не само территориальное общественное самоуправление.

Спорным является вопрос и о том, могут ли быть закреплены в Законе исключительные полномочия собраний, конференций граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление. Ведь ТОС - это самоорганизация как определил законодатель. Самоорганизуясь, граждане сами определяют перечень вопросов, решение которых берут на себя. Разрешение проблем целесообразно начать с приведения в полный порядок нормативно-правовых актов РФ всех уровней в сфере местного самоуправления.

Отсюда, первая рекомендация - устранить вышеперечисленные неясности и неточности в действующем законодательстве.

Для того чтобы форма непосредственной демократии - ТОС - была адекватна политической и экономической ситуации, целесообразна разработка федеральных и дальнейшая реализация региональных программ по развитию института ТОС, обеспечивающих необходимые для этого условия, - это вторая рекомендация.

Рекомендация, заложенная в решении от 7 июня 2006 г. № 366 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске», о приведении уставов ТОС в соответствии с данным решением до сих пор не реализована в некоторых КТОСах. Сами председатели отмечают, что уставы устарели и нуждаются в изменениях и дополнениях. Так в уставе КТОС «Центральный-9» нет четкости по поводу сроков полномочий органов ТОС, нет четкости в самой структуре органов. В большей степени он дублирует примерный устав территориального общественного самоуправления, который находится в Приложении к Положению о ТОС г. Омска, тем самым перечисляет общие положения и не отражает специфики данного ТОС,

Третья рекомендация - необходимо привести уставы органов территориального общественного самоуправления в соответствие с федеральным и региональным законодательством.

Положительные изменения наметились в финансировании ТОС. Но пока сохраняется проблема финансово-ресурсной ограниченности.

Следующая рекомендация - создать материальную и финансовую базу для полноценного функционирования данного звена местного самоуправления. Так как на увеличение объема финансирования из средств местного бюджета рассчитывать не приходится, поскольку в настоящее время само местное самоуправление испытывает недостаток финансовых средств. Поэтому органы ТОС должны в полной мере задействовать возможности, предоставленные законодателем. А именно использовать статусы юридических лиц для ведения предпринимательской деятельности, средства от которой пойдут на реализацию уставных целей. Следующим источником могут быть средства, полученные от участия органов ТОС в конкурсах на предоставление муниципальных грантов. Именно на этот источник финансирования на сегодняшний день возлагаются большие надежды. Пополнить свои финансовые основы органы ТОС могут с помощью привлечения средств предприятий, учреждений, находящихся на самоуправляемой территории.

Существенные изменения наблюдаются во взаимоотношениях с органами муниципальной власти, они определяются обновленной нормативно-правовой базой, регламентирующей совместную работу, ростом взаимодействия по разным вопросам (чаще всего методическим, консультационным). Но при этом говорить о расширении сфер совместной деятельности органов ТОС и городской администрации пока еще рано.

Пятая рекомендация - уточнить и расширить формы взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления, определить основные принципы наделения ТОС отдельными полномочиями органов местного самоуправления. В законе не определены формы взаимоотношений органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления, за исключением того, что последние могут вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, а ведь перечень возможных форм шире. Например, органы местного самоуправления могут передавать отдельные полномочия органам ТОС, могут принимать решения по согласования с органами ТОС и т.д. Так органы ТОС самостоятельно могут организовывать культурные, спортивные мероприятия, осуществлять контроль над деятельностью ЖЭУ, РЭУ. При решении финансово-материальных проблем у органов ТОС будут возможности и для реализации таких направлений в работе, как экологический контроль, организация экономического и юридического консультирования, борьба с наркоманией.

Недостаточно отработаны механизмы взаимодействия органов территориального общественного самоуправления с малым и средним бизнесом, с предприятиями которые находятся на самоуправляемой территории; СМИ еще не уделяют должного внимания территориальному общественному самоуправлению, хотя городская газета «Вечерний Омск» старается публиковать новости о деятельности КТОСов.

Шестая рекомендация - налаживать отношения с представителями бизнес - структур, со средствами массовой информации.

Чаще всего ТОСы узнают о деятельности друг друга на административных совещаниях и заседаниях, а также на информационных мероприятиях администрацией округов или города.

Отсюда следующая рекомендация - производить обмен опытом между КТОСами, использовать зарубежный опыт.

Сложности процедур, присущие организации и деятельности ТОС подтверждают, что законодателем как федерального, так и регионального уровней совершенно не принимается во внимание тот факт, что рядовые жители, которые вышли на улицу, чтобы решить свои наболевшие вопросы - это простые люди, не имеющие юридического образования. Большинство людей, которые принимают участие в ТОС - это люди преклонного возраста, люди, не имеющие нужной квалификации в решении проблем.

Седьмая рекомендация - пополнить дефицит квалифицированных кадров в органах ТОС, также привлекать молодых людей, которые активны и мобильны. Ведь именно такие люди способны внести изменения и достичь поставленных целей. На сегодняшний день квалифицированных специалистов, которые могли бы заниматься вопросами самоуправления достаточно, но проблема в том, что интересы территорий, на которых они проживают, не превалируют в их шкале ценностей. Для того чтобы их привлечь к самоуправлению необходимы экономические стимулы, а так же практическая значимость тех проблем, которые нужно решать.

Тяжело организовать даже жителей одного подъезда для решения совместных проблем. Некоторые общие дела не возможно осуществить в силу того, что частные интересы не всегда совпадает с общественными потребностями. Но все же наметился рост формирующейся потребности жителей участвовать в решении проблем своей территории, что свидетельствует о росте гражданского потенциала населения.

Следующая рекомендация - комитетам самоуправления необходимо грамотно задействовать гражданский потенциал населения. Для этого добровольность и общедоступность участия населения в осуществлении полномочий ТОС, обеспечение открытости деятельности органов ТОС перед обществом, учета общественного мнения, востребованность на практике проводимых мероприятий органами ТОС.

На перспективу, можно порекомендовать: во-первых, разработать и принять федеральный закон о территориальном общественном самоуправлении; во-вторых, - наделить ТОС властными полномочиями, нормативно закрепив его в виде «низового» звена местного самоуправления.

В крупном городе территориального общественного самоуправления приобретает особый смысл, так как активность населения, его инициативы помогают решать многие социальные проблемы; интенсивное развитие территориальных образований является, чуть ли не единственным способом преодоления дефицита местной инициативы, свойственной крупным городам. На сегодняшний день, говорить о высокой повсеместной активности КТОСов в решении социальных задач рано. Однако уже сейчас видны тенденции, которые могут в будущем превратить некоторые из них в реальные институты гражданского общества, действительно защищающие права человека. Если бы повсеместно действовали институты ТОС, это позволило бы решить значительную часть муниципальных проблем, или снять их остроту. Право граждан на реализацию своих интересов посредством форм муниципальной демократии должно гарантироваться и защищаться. Только тогда, когда люди почувствуют реальную заинтересованность в местном самоуправлении, а последнее приобретет необходимую стабильность, в том числе финансовую и компетенционную, может достаточно быстро вырасти активность населения, появится позитивный опыт его участия в осуществлении местного самоуправления.

Итак, основная цель территориального общественного самоуправления г. Омска заключается в объединении населения, совместно проживающего на определенной территории для защиты его прав и интересов. Основной организационной формой структур самоуправления стали комитеты территориального общественного самоуправления. Их формирование происходит с учетом особенностей соответствующих микрорайонов, количественного состава населения, социально-экономической инфраструктуры, географического положения территории и др. КТОСы принимают собственный устав, и считаются учрежденными с момента его регистрации уполномоченным органом местного самоуправления. Взаимодействие территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления г. Омска заключается в том, что органы местного самоуправления наделяют территориальное общественное самоуправление широким объемом прав; содействуют созданию ТОСов, процессу их организационного оформления, оказывают организационную и материальную помощь в осуществлении их функций; стимулируют активность ТОСов и их членов. Руководители КТОСов принимают участие в работе органов местного самоуправления, с право совещательного голоса. Взаимодействие территориального общественного самоуправление с населением происходит по следующим направлениям: контакты с органами власти по поводу решения проблем населения; решение жилищно-коммунальных проблем; социальная и консультационная помощь населению; организация детских спортивных мероприятий; информирование населения о деятельности на территории; финансовая поддержка малообеспеченных семей, работа с инвалидами, пенсионерами; содействие трудоустройству молодежи.

В функционировании данного института имеется ряд проблем, для устранения которых были разработаны некоторые рекомендации: устранить неясности и неточности в действующем законодательстве; разработать федеральных и продолжать реализацию региональных программ по развитию института ТОС; привести уставы органов территориального общественного самоуправления в соответствие с федеральным и региональным законодательством; уточнить и расширить формы взаимодействия КТОСов с органами местного самоуправления; комитетам необходимо налаживать отношения с представителями бизнес-структур, со средствами массовой информации; производить обмен опытом, использовать зарубежный опыт; пополнить дефицит квалифицированных кадров в органах ТОС; комитетам самоуправления необходимо грамотно задействовать гражданский потенциал населения. На перспективу, можно порекомендовать: во-первых, разработать и принять федеральный закон о территориальном общественном самоуправлении; во-вторых, - наделить ТОС властными полномочиями, нормативно закрепив его в виде «низового» звена местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.