реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

реферат
p align="left">В систему органов местного самоуправления законодатель включил представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих полномочиями по решению вопросов местного значения.Захаров И.В. Учет интересов населения - основной принцип организации местного самоуправления в России // Российский юридический журнал. - 2008. - № 4. - С. 86. В регулировании статуса избирательной комиссии муниципального образования федеральный законодатель сначала исходил из того, что данный орган входит в структуру органов муниципального образования. Однако, в связи с тем, что избирательная комиссия является частью системы избирательных комиссий в РФ, для обеспечения ее самостоятельности в 2005 г. в Федеральный закон 2003 г. было внесено не совсем логическое положение: «Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.Авакьян С.А. Особенности российской модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2008. - № 3. - С. 73.

Весьма интересный анализ органов местного самоуправления дал А.Е. Козлов. В частности, он определил функции местного самоуправления. К их числу он справедливо отнес:

1. Осуществление нормотворческой и контрольной деятельности, обеспечение реализации федерального и местного законодательства на территории.

2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местными финансами, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории.

4. Обеспечение содержания и развития социальной и инженерно-коммунальной инфраструктуры территории, оказания полного комплекса услуг населению.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение законности.Морозова Л.В. Указ. соч. С. 40.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 7 // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.Там же. Ст. 43

Местное самоуправление должно решать большое количество вопросов местного значения, что требует наличия необходимых ресурсов, прежде всего финансовых и экономических.Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е. Указ. соч. С. 23. Органы местного самоуправления почти во всех муниципалитетах сталкиваются со значительным дефицитом ресурсов. В 1990-е годы главными причинами такого положения дел служили экономический кризис в стране, с одной стороны, и препятствование экономической автономии муниципалитетов региональными и отчасти федеральными органами власти, с другой. В 2000-е годы, несмотря на ощутимый экономический рост, политика децентрализации, проводимая федеральным Центром, привела к еще большему сужению экономической автономии местного самоуправления.Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е. Указ. соч. С. 23.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами; могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 51 // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют бюджет муниципального района.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.Там же. Ст. 52.

В системе местного самоуправления следует выделять также ее внешние и внутренние связи. Внутренние связи в свою очередь делятся на внутримуниципальные (имеющие место внутри отдельных муниципальных образований) и межмуниципальные связи, связывающие между собой разные муниципальные образования, невластные объединения муниципальной направленности. Если ядром внутримуниципальных отношений является муниципальная власть, то межмуниципальные отношения строятся как принципиально не властные. В совокупности внешних связей на первом месте находятся отношения субъектов местного самоуправления с Российской Федерацией, субъектов РФ, призванными гарантировать подлинность, действительность местного самоуправления.Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 24.

Таким образом, система местного самоуправления включает в себя совокупность субъектов таких как: население, система органов местного самоуправления, иные субъекты, которые взаимодействуют между собой и с внешней средой. А так же территориальную организацию местного самоуправления, муниципальное законодательство и экономику.

Самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории, но говорить о местном самоуправлении в его современном понимании имеет смысл, лишь начиная, с реформ 60-70-х гг. XIX в. Наиболее важным этапом в развитии местного самоуправлении является н. 90-х годов XX века, когда местное самоуправление получило независимость и самостоятельность от государственной власти. На сегодняшний день можно говорить о завершении муниципальной реформы, но в функционировании данного института осталось много неясностей и неточностей. Отсутствие единого определения местного самоуправления позволяет очертить круг тех вопросов, которые объединены этим понятием: свободная деятельность населения, в личных целях, но и на благо всего общества; объединение людей по их интересам для совместной деятельности; достаточная финансовая база, формируемая преимущественно из собственных источников, доходов и частично из государственных дотаций; участие граждан в формировании и организации деятельности органов местного самоуправления, вхождение местного самоуправления в единую систему управления обществом и государством. Система местного самоуправления представлена совокупностью субъектов: население, система органов местного самоуправления, иные субъекты, которые взаимодействуют между собой и с внешней средой, территориальная организация местного самоуправления, муниципальное законодательство и экономика. Деятельность местного самоуправления основывается на таких принципах, как самостоятельность, законность, народовластие, гласность, научность, доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, сочетание местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением. Перечни принципов местного самоуправления и элементов его системы не являются исчерпывающими. Они могут изменяться и дополняться по мере развития местного самоуправления, а также обоснования новых взглядов на его сущность. Скорее всего, реформирование данного института будет происходить и в дальнейшем, а история его становления будет продолжена. Можем только предположить, что с учетом сложившейся на сегодняшний день ситуации, а именно в условиях финансово-экономического кризиса, а также с учетом положения России на международной арене, тенденции централизации будут усилены, а модель местного самоуправления, закрепленная в нормативных правовых актах, останется не реализованной в жизни.

Глава 2. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

2.1 Понятие и признаки народовластия

Народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления.Конституция РФ от 12 декабря 1993, ст. 3 // Российская газета. - 1993. - 25 дек. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако их существование признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Роль органов местного самоуправления, естественно, высока. Однако главная идея местного самоуправления связана с необходимостью обеспечения участия самого населения в реализации его функций и задач.Авакьян С. А. Указ. соч. С. 73.

Конституция Российской Федерации гласит, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, и оно осуществляется через формы прямого волеизъявления, выборные и иные органы местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 конкретизировал положение Конституции РФ и установил, что население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. В этом же нормативном акте закрепляется положение, согласно которому население самостоятельно и под свою ответственность осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.Усманова П.В. Население как субъект местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право - 2006. - № 5. - С.30.

Самоуправление связано с активным участием граждан в решении вопросов своего жизнеобеспечения. Поэтому российское законодательство признает основным субъектом местного самоуправления именно граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Среди российских ученых нет единства в том, каким понятием обозначить всю совокупность граждан, проживающих на территории муниципального образования и участвующих в осуществлении местного самоуправления. Как и в других странах, наиболее распространенными определения являются «население», «жители», «местное сообщество». Законодатель пока остановился на нейтральном понятии «население».Авакьян С.А. Указ. соч. С. 73.

Народовластие в системе местного самоуправления - это осуществление населением муниципального образования полновластия в рамках действующего законодательства при решении вопросов местного значения, а также права на участие жителей в управлении своим муниципальным образованием через выборные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц.Муниципальное право России: учебник / под ред. Г.Н. Чеботарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. С. 71.

Таким образом, население является основным компонентом системы местного самоуправления, и в данном случае анализу подлежат основные черты населения как элемента целого.

1. Население является особым субъектом местного самоуправления. Это вытекает из ст. 1 и 2 ФЗ № 131, согласно которым местное самоуправление осуществляется на территории муниципального образования особым субъектом - населением.

2. Население муниципального образования осуществляет свою власть непосредственно путем референдума, схода, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, территориального общественного самоуправления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

3. Население, осуществляя деятельность местного самоуправления, направляет ее на особый объект - вопросы местного значения.

4. Население осуществляет функции местного самоуправления самостоятельно. Исходя из смысла Конституции РФ, можно констатировать, что местное самоуправление выступает в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.Усманова П.В. Указ. соч. С. 30. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органов местного самоуправления на основе своих полномочий, но в рамках действующих законов.Муниципальное право РФ: учеб. пособие / под ред. Ю.А. Дмитриева. - М., 2007. С. 101.

5. Население осуществляет право собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

6. Население муниципального образования осуществляет контроль над органами и должностными лицами местного самоуправления, исходя из своих интересов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.