p align="left">В систему органов местного самоуправления законодатель включил представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих полномочиями по решению вопросов местного значения.Захаров И.В. Учет интересов населения - основной принцип организации местного самоуправления в России // Российский юридический журнал. - 2008. - № 4. - С. 86. В регулировании статуса избирательной комиссии муниципального образования федеральный законодатель сначала исходил из того, что данный орган входит в структуру органов муниципального образования. Однако, в связи с тем, что избирательная комиссия является частью системы избирательных комиссий в РФ, для обеспечения ее самостоятельности в 2005 г. в Федеральный закон 2003 г. было внесено не совсем логическое положение: «Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.Авакьян С.А. Особенности российской модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2008. - № 3. - С. 73. Весьма интересный анализ органов местного самоуправления дал А.Е. Козлов. В частности, он определил функции местного самоуправления. К их числу он справедливо отнес: 1. Осуществление нормотворческой и контрольной деятельности, обеспечение реализации федерального и местного законодательства на территории. 2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местными финансами, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов. 3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории. 4. Обеспечение содержания и развития социальной и инженерно-коммунальной инфраструктуры территории, оказания полного комплекса услуг населению. 5. Охрана общественного порядка, обеспечение законности.Морозова Л.В. Указ. соч. С. 40. По вопросам местного значения населением муниципальных образований и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 7 // Российская газета. - 2003. - 8 окт. В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.Там же. Ст. 43 Местное самоуправление должно решать большое количество вопросов местного значения, что требует наличия необходимых ресурсов, прежде всего финансовых и экономических.Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е. Указ. соч. С. 23. Органы местного самоуправления почти во всех муниципалитетах сталкиваются со значительным дефицитом ресурсов. В 1990-е годы главными причинами такого положения дел служили экономический кризис в стране, с одной стороны, и препятствование экономической автономии муниципалитетов региональными и отчасти федеральными органами власти, с другой. В 2000-е годы, несмотря на ощутимый экономический рост, политика децентрализации, проводимая федеральным Центром, привела к еще большему сужению экономической автономии местного самоуправления.Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е. Указ. соч. С. 23. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами; могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 51 // Российская газета. - 2003. - 8 окт. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют бюджет муниципального района. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.Там же. Ст. 52. В системе местного самоуправления следует выделять также ее внешние и внутренние связи. Внутренние связи в свою очередь делятся на внутримуниципальные (имеющие место внутри отдельных муниципальных образований) и межмуниципальные связи, связывающие между собой разные муниципальные образования, невластные объединения муниципальной направленности. Если ядром внутримуниципальных отношений является муниципальная власть, то межмуниципальные отношения строятся как принципиально не властные. В совокупности внешних связей на первом месте находятся отношения субъектов местного самоуправления с Российской Федерацией, субъектов РФ, призванными гарантировать подлинность, действительность местного самоуправления.Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 24. Таким образом, система местного самоуправления включает в себя совокупность субъектов таких как: население, система органов местного самоуправления, иные субъекты, которые взаимодействуют между собой и с внешней средой. А так же территориальную организацию местного самоуправления, муниципальное законодательство и экономику. Самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории, но говорить о местном самоуправлении в его современном понимании имеет смысл, лишь начиная, с реформ 60-70-х гг. XIX в. Наиболее важным этапом в развитии местного самоуправлении является н. 90-х годов XX века, когда местное самоуправление получило независимость и самостоятельность от государственной власти. На сегодняшний день можно говорить о завершении муниципальной реформы, но в функционировании данного института осталось много неясностей и неточностей. Отсутствие единого определения местного самоуправления позволяет очертить круг тех вопросов, которые объединены этим понятием: свободная деятельность населения, в личных целях, но и на благо всего общества; объединение людей по их интересам для совместной деятельности; достаточная финансовая база, формируемая преимущественно из собственных источников, доходов и частично из государственных дотаций; участие граждан в формировании и организации деятельности органов местного самоуправления, вхождение местного самоуправления в единую систему управления обществом и государством. Система местного самоуправления представлена совокупностью субъектов: население, система органов местного самоуправления, иные субъекты, которые взаимодействуют между собой и с внешней средой, территориальная организация местного самоуправления, муниципальное законодательство и экономика. Деятельность местного самоуправления основывается на таких принципах, как самостоятельность, законность, народовластие, гласность, научность, доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, сочетание местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением. Перечни принципов местного самоуправления и элементов его системы не являются исчерпывающими. Они могут изменяться и дополняться по мере развития местного самоуправления, а также обоснования новых взглядов на его сущность. Скорее всего, реформирование данного института будет происходить и в дальнейшем, а история его становления будет продолжена. Можем только предположить, что с учетом сложившейся на сегодняшний день ситуации, а именно в условиях финансово-экономического кризиса, а также с учетом положения России на международной арене, тенденции централизации будут усилены, а модель местного самоуправления, закрепленная в нормативных правовых актах, останется не реализованной в жизни. Глава 2. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 2.1 Понятие и признаки народовластия Народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления.Конституция РФ от 12 декабря 1993, ст. 3 // Российская газета. - 1993. - 25 дек. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако их существование признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Роль органов местного самоуправления, естественно, высока. Однако главная идея местного самоуправления связана с необходимостью обеспечения участия самого населения в реализации его функций и задач.Авакьян С. А. Указ. соч. С. 73. Конституция Российской Федерации гласит, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, и оно осуществляется через формы прямого волеизъявления, выборные и иные органы местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 конкретизировал положение Конституции РФ и установил, что население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. В этом же нормативном акте закрепляется положение, согласно которому население самостоятельно и под свою ответственность осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.Усманова П.В. Население как субъект местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право - 2006. - № 5. - С.30. Самоуправление связано с активным участием граждан в решении вопросов своего жизнеобеспечения. Поэтому российское законодательство признает основным субъектом местного самоуправления именно граждан, проживающих на территории муниципального образования. Среди российских ученых нет единства в том, каким понятием обозначить всю совокупность граждан, проживающих на территории муниципального образования и участвующих в осуществлении местного самоуправления. Как и в других странах, наиболее распространенными определения являются «население», «жители», «местное сообщество». Законодатель пока остановился на нейтральном понятии «население».Авакьян С.А. Указ. соч. С. 73. Народовластие в системе местного самоуправления - это осуществление населением муниципального образования полновластия в рамках действующего законодательства при решении вопросов местного значения, а также права на участие жителей в управлении своим муниципальным образованием через выборные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц.Муниципальное право России: учебник / под ред. Г.Н. Чеботарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. С. 71. Таким образом, население является основным компонентом системы местного самоуправления, и в данном случае анализу подлежат основные черты населения как элемента целого. 1. Население является особым субъектом местного самоуправления. Это вытекает из ст. 1 и 2 ФЗ № 131, согласно которым местное самоуправление осуществляется на территории муниципального образования особым субъектом - населением. 2. Население муниципального образования осуществляет свою власть непосредственно путем референдума, схода, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, территориального общественного самоуправления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. 3. Население, осуществляя деятельность местного самоуправления, направляет ее на особый объект - вопросы местного значения. 4. Население осуществляет функции местного самоуправления самостоятельно. Исходя из смысла Конституции РФ, можно констатировать, что местное самоуправление выступает в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.Усманова П.В. Указ. соч. С. 30. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органов местного самоуправления на основе своих полномочий, но в рамках действующих законов.Муниципальное право РФ: учеб. пособие / под ред. Ю.А. Дмитриева. - М., 2007. С. 101. 5. Население осуществляет право собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. 6. Население муниципального образования осуществляет контроль над органами и должностными лицами местного самоуправления, исходя из своих интересов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|