p align="left">Как можно заметить, 1997 год стал переломным в развитии территориальных объединений в городе. Это можно объяснить принятием необходимых юридических документов, регулирующих данную сферу, как на федеральном, так и на региональном уровнях.Киселева А. М. Указ. соч. С. 74. КТОСы принимают собственный устав, и считаются учрежденными с момента его регистрации уполномоченным органом местного самоуправления, сами комитеты также регистрируются в течение одного месяца в органах местного самоуправления согласно Уставу г. Омска (см. приложение 2). С момента регистрации своих уставов КТОСы могут наделяться правами юридического лица и подлежат в этом случае государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Статус юридического лица для органов территориального общественного самоуправления не является обязательным. Его наличие необходимо в случае участия КТОСа в гражданских правоотношениях; в настоящее время для их признания юридическими лицами, необходимо также иметь в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету.Киселева А.М. Указ. соч. С. 75. КТОС в пределах своих полномочий: 1) представляет интересы населения, проживающего на соответствующей территории; 2) обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях, конференциях граждан; 3) может осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между комитетом и органами местного самоуправления с использованием средств бюджета города Омска; 4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Омска, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске: решение Омского городского Совета от 7 июня 2006 г. № 366, ст. 10 // Бюллетень Омского городского Совета. - 2006. - № 10. - Ст. 9. Специалисты выделяют в соответствии с Федеральным законом следующие их функции: управленческие, контрольно-эксперные, представительские, правоохранительные, воспитательные, информационные, правозащитные, экологические, благотворительные и др.Бабинов Ю.А. Указ. соч. С. 373. Как правило, в комитетах на общественных началах работают от 5 до 25 человек, председатель и специалисты работают на платной основе, получая дифференцированные вознаграждения.Киселева А.М. Указ. соч. С. 76. Комитеты вправе иметь собственную символику, средства массовой информации, оформлять и распространять на своей территории информационные материалы.Бабинов Ю.А. Указ. соч. С. 376. Финансово-материальная основа деятельности КТОСов - это средства регионального и местных бюджетов, собственные и заемные средства, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц. Бюджетное финансирование осуществляется по принципу финансирования текущих расходов на решение социальных проблем территории, при этом минимальный размер сметы в части расходов определяется, исходя из задач, функций, полномочий конкретных КТОСов. Для формирования собственной финансовой самостоятельности территориальных общественных образований в Омске в 1998 г. в каждом округе были созданы Фонды объединения и развития территориального общественного самоуправления.Киселева А.М. Указ. соч. С. 76. Таким образом, организационная система ТОС основана на сочетании форм непосредственной и представительной демократии, что существенным образом отличает его от всех других форм прямого волеизъявления населения.Белоусова Е.В. Указ. соч. С. 20. Другая особенность территориального общественного самоуправления проявляется в его дуалистической природе: во-первых, это институт местного самоуправления, сочетающий в себе элементы муниципального (публичного) управления, и, во-вторых, это институт общественного (гражданского) самоуправления граждан.Морозова Л.Д. Территориальное общественное самоуправление как реальная демократия населения // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С.30. Современная система территориального общественного самоуправления города Омска включает в себя 5 Фондов развития (объединения и развития) территориального общественного самоуправления административных округов города Омска, которые объединяют 133 органа территориального общественного самоуправления, в том числе: 76 КТОС и 63 ревизионных комиссий территориальных общественных самоуправлений, в составе которых работает 1257 человек. Все КТОСы обладают правами юридического лица. В их структуре работают 3464 старших по домам, 73 домовых комитета и комиссий по сохранности жилищного фонда и благоустройству, 494 квартальных комитетов активно сотрудничают с 79 советами общественности при участковых пунктах милиции по вопросам профилактики правонарушений на территориях территориальных общественных самоуправлений. Состав советов общественности насчитывает 498 члена (см. приложение 1).Территориальное общественное самоуправление // http://www.omskportal.ru По мнению Н.В. Максимовой, территориальное общественное самоуправление является самой массовой формой самоорганизации населения, которая имеет ряд особенностей: возникает только там, где есть инициатива граждан, отличается многообразием своих уровней (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов и т. д.), может иметь статус юридического лица.Максимова Н.В. Указ. соч. С. 24. Созданная система территориального общественного самоуправления позволяет более эффективно решать вопросы содержания, текущего и капитального ремонта жилищного фонда, общественного порядка и санитарного состояния территории городов. В сельских поселениях территориальное общественное самоуправление пока не нашло широкого применения, вопросы местного значения решаются при участии депутатов и общественности поселений.Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в 2007 г.» // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 2(18). - С.16. Итак, в г. Омске территориальное общественное самоуправление появилось задолго до появления первого правового акта о территориальном общественном самоуправлении. Основная цель которого заключается в объединении населения, совместно проживающего на определенной территории для защиты его прав и интересов. Основной формой реализации этой цели является организация специальных органов, ответственных за решение текущих вопросов территориального значения и взаимодействия с местными органами власти. В Омске основной организационной формой структур самоуправления стали комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС), которые впервые возникли в Центральном административном округе в 1992 г. Их формирование происходило с учетом особенностей соответствующих микрорайонов, количественного состава населения, социально-экономической инфраструктуры, географического положения территории и др. КТОСы принимают собственный устав, и считаются учрежденными с момента его регистрации уполномоченным органом местного самоуправления. В городе Омске действует более 70 КТОСов, в которых работает около 1000 человек. Развитие территориального общественного самоуправления, представляющего собой субъективное право граждан на участие в осуществлении публичной власти на местном уровне, объективно отвечает интересам местного самоуправления и должно способствовать его укреплению и совершенствованию. 3.2 Взаимодействие комитетов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления и населением Закономерности развития территориального общественного самоуправления, его активизация непосредственно связаны с демократизацией всей политической системы российского общества. ТОСы являются теми объединениями, которые представляют широкие возможности для привлечения граждан к решению наиболее актуальных и сложных задач, рождаемых самой жизнью, что требует выявления наиболее эффективных их возможностей.Морозова Л.Д. Создание условий общественному самоуправлению - конституционная обязанность власти // Закон и право. - 2008. - № 6. - С. 39. По своему содержанию институт территориального общественного самоуправления представляет собой динамичную форму жизнедеятельности людей, основанную на их способности и возможности к объединению и самоорганизации, поэтому органы местного самоуправления заинтересованы в его развитии.Морозова Л.Д. Территориальное общественное самоуправление как реальная демократия населения // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2008. - № 8. - С. 30. Раскрывая характер, организационные и правовое формы отношений, складывающихся между органами местного самоуправления и ТОС, следует отметить, что суть их взаимодействий - тесное сотрудничество и тесная помощь в решении задач по обеспечению жизнедеятельности населения в муниципальном образовании. В чем же конкретно выражается помощь и содействие органов местного самоуправления ТОСам, и каковы их основные формы? Так в городе Омске удалось сформировать систему взаимодействия Администрации города и территориального общественного самоуправления, которая предполагает: создание условий для ТОС; совместное участие в создании и совершенствовании нормативно-правовой базы ТОС; оказание консультативно-методической помощи, обучение актива ТОС; обобщение и распространение опыта, информационная поддержка ТОС.Шрейдер В.Ф. Взаимодействие Администрации города Омска с КТОСами // Бюллетень о деятельности органов территориального общественного самоуправления / А.В. Голев, Т.Н. Кишкина, Б.Р. Мухамедшин. Выпуск 11. - Омск: Департамент информационной политики и общественных отношений Администрации города Омска, 2007. - С. 3. Органы местного самоуправления наделяют территориальное общественное самоуправление широким объемом прав, который обеспечивает им возможность активно участвовать в решении своих уставных задач, вопросов местного значения. С целью создания условий для осуществления полномочий ТОС Администрация города оказывает им всестороннюю помощь. При этом речь идет как об экономическом взаимодействии (муниципальный грант, имущественная поддержка, поощрение актива ТОС), так и о неэкономических формах (Совет по ТОС, оказание информационной, методической помощи).Там же. С. 4. Органы местного самоуправления содействуют созданию территориального общественного самоуправления, процессу их организационного оформления, оказывают организационную помощь в осуществлении их функций.Морозова Л.Д. Указ. соч. С. 40. Администрация оказывает содействие территориальному общественному самоуправлению в работе, координирует деятельность, организует методическую поддержку территориального общественного самоуправления.Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске: решение Омского городского Совета от 7 июня 2006 г. № 366, ст. 25 // Бюллетень Омского городского Совета. - 2006. - № 10. - Ст. 9. Методическая поддержка предполагает систему обучения и издание сборников информационных материалов. В этих целях разработан план обучения как представителей ТОС, так и всех желающих активных жителей. Обучение проходит в различных формах: конференции, круглые столы, но в большинстве случаев - это семинары.Методическое обеспечение деятельности органов ТОС в рамках реализации общегородской целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2006-2010 гг.» // Бюллетень о ходе реализации общегородской целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2006-2010 годы» в 2007 году / А.В. Голев, Т.Н. Кишкина, Б.Р. Мухамедшин. Выпуск 1. - Омск: Департамент информационной политики и общественных отношений Администрации города Омска, 2008. - С. 10. В соответствии со ст. 25 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 главой местной администрации обеспечивается содействие оргкомитетам создаваемых ТОСов в проведении конференций, собраний.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 25 // Российская газета. - 2003. - 8 окт. Для повышения эффективности работы территориального общественного самоуправления, оказание методической помощи органам территориального общественного самоуправления и выработки предложений по развитию законодательства о территориальном общественном самоуправлении при Мэре образуется Совет по территориальному общественному самоуправлению, в который входят депутаты Омского городского Совета, представители Администрации, представители общественного самоуправления города Омска, а также иные лица.Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске: решение Омского городского Совета от 7 июня 2006 г. № 366, ст. 26 // Бюллетень Омского городского Совета. - 2006. - № 10. - Ст. 9. Так, преобладающими направлениями совместной деятельности городской Администрации и ТОСов являются: благоустройство города, социальная поддержка малообеспеченных слоев населения, организация культурно-досуговых мероприятий (табл. 1). Киселева А.М. Указ. соч. С. 77. Таблица 2 Помощь, оказываемая КТОСами населению территории (в % от числа опрошенных) |
Округ Виды помощи | Центральный | Кировский | Ленинский | Советский | | Контакты с органами власти по поводу решения проблем населения Решение жилищно-коммунальных проблем: организация ремонтных работ на придомовой территории и в домах Социальная и консультационная (юридическая, экономическая) помощь населению Организация детских спортивных мероприятий Информирование населения о деятельности на территории Финансовая поддержка малообеспеченных семей, работа с инвалидами, пенсионерами Содействие трудоустройству молодежи | 30 24 18 16 4 6 8 | 17 25 26 7 9 7 9 | 18 16 12 29 15 - 5 | 17 29 16 16 10 6 6 | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|