реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

реферат
p align="left">2. Пределы местного самоуправления устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ.

3. Основной субъект местного самоуправления - население. Это жители городских и сельских поселений, других муниципальных образований.

4. Основное содержание местного самоуправления - это самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Таким образом, содержание местного самоуправления составляет управленческая деятельность населения, направленная на решение вопросов местного значения.

5. Управленческие решения принимаются непосредственно населением и (или) органами местного самоуправления.

6. Основное ценностное предназначение местного самоуправления - обеспечение интересов местного населения с учетом исторических и иных местных традиций.Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 13.

Таким образом, в трех основополагающих документах понятие местного самоуправления трактуется по-разному: в Европейской хартии местного самоуправления это право органов местного самоуправления; в ФЗ 1995 г. это деятельность населения; в ФЗ 2003 г. это форма осуществления народом своей власти или решение населением вопросов местного значения.

В наше время целый ряд авторов продолжает искать наиболее приемлемое определение понятию местного самоуправления.

По мнению С. Авакьяна, «…абсолютно недостаточно сказать, что местное самоуправление это самостоятельное и под свою ответственность разрешение населением и избранными ими органами местных дел. Для понимания природы местного самоуправления необходимо рассматривать, такие факторы, как наличие или отсутствие государственных начал в местном самоуправлении, его положение в общей системе управления, набор функций и материально-финансовую базу».Цит. по: Вильямский В.С. Указ. соч. С. 216.

Заслуживает внимания точка зрения Н. С. Бондаря, считающего, что возможность для граждан управлять местными делами, осуществлять местную власть является важнейшим проявлением свободы личности.Морозова Л.Д. Указ. соч. С. 40. Отсюда и его определение: «…Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения непосредственно или через выборные либо иные органы в рамках закона по решению вопросов местного значения».Цит. по: Вильямский В.С. Указ. соч. С. 216.

Часть авторов такие, как: В.И. Фадеев, Е.С. Шугрина, Н.В. Постовой и др., дают определение понятия местного самоуправления в нескольких аспектах. Так, В.И. Фадеев, давая свое понимание местного самоуправления, пришел к выводу о том, что местное самоуправление можно рассматривать в качестве: 1) основы конституционного строя; 2) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения; 3) формы народовластия.

Е.С. Шугрина, опираясь на Европейскую хартию местного самоуправления и Конституцию РФ, определяет местное самоуправление как: 1. право граждан; 2. деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; 3. форму народовластия, т. е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти; 4. одну из разновидностей социального управления; 5. одну из основ конституционного строя.Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: монография / В.А. Баранчиков. - М., 2005. С. 51.

О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев предлагают использовать различные подходы к исследованию определения «местное самоуправление»: как основы конституционного строя, как прав населения на осуществление вопросов местного значения, как формы народовластия.Аппатов Ю.М. Правовые аспекты организации местного самоуправления в Российской Федерации // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 1. - С. 38.

С точки зрения И. И. Овчинникова, «понятие местного самоуправления можно раскрыть как минимум в двух аспектах: как право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами и как одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который вместе с принципом разделения властей определяет систему управления.Пешин Н.Л. Указ. соч. С. 10.

Каждый исследователь по-своему решает вопрос о степени самостоятельности местного самоуправления. Наиболее определенно об этом говорит С. Авакьян, предлагая рассматривать при определении природы местного самоуправления такой фактор, как наличие или отсутствие государственных начал в местном самоуправлении.Вильямский В.С. Указ. соч. С. 217.

В настоящее время практика показала, что природа местного самоуправления не может быть однозначно определена. Функции местного самоуправления имеют не только общественный, но и публичный характер. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в современной трактовке этого понятия.Морозова Л.Д. Указ. соч. С. 39.

Перечень авторов и мнений о содержании понятия местного самоуправления можно было бы продолжить, но уже из приведенных примеров видны основные различия в подходах к решению этой проблемы. Так сформировалось несколько подходов к пониманию местного самоуправления: 1. как основа конституционного строя; 2. как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения; 3. как форма народовластия; 4. как одна из разновидностей социального управления; 5. как институт гражданского общества.Трофимов М.С. К вопросу о системе гарантий местного самоуправления в России // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 1. - С. 44.

Отсутствие единого определения местного самоуправления позволяет все же очертить круг вопросов, которые объединены этим понятием: свободная деятельность населения, в личных целях, но и на благо всего общества; объединение людей по их интересам для совместной деятельности; достаточная финансовая база, формируемая преимущественно из собственных источников, доходов и частично из государственных дотаций; участие граждан в формировании и организации деятельности органов местного самоуправления, вхождение местного самоуправления в единую систему управления обществом и государством.Морозова Л.Д. Указ. соч. С. 39.

Важнейшим признаком, отличающим местную власть от государственной, является то, что принципы для местного самоуправления устанавливает государственная власть, а местное самоуправление не может эти принципы изменить.Дементьев А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации / А.Н. Дементьев. - М., 2007. С. 105.

В юридической науке под принципами понимают определенные идеи, выработанные практикой и получившие закрепление в нормах права. Принципы местного самоуправления должны отражать его особенности в сравнении с другими социальными явлениями, общественными отношениями. Во-первых, принципы предопределяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти; во-вторых, выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления, позволяют оценить, насколько практика местного самоуправления отвечает началам и идеям, выраженным в его принципах; в-третьих, принципы являются своего рода системой гарантий, позволяющей обеспечить права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.Там же. С. 108.

Европейская Хартия включает принципы, на основе которых определяется экономическая, финансово-бюджетная и налоговая политика демократического государства в отношении с органами местного самоуправления. Конституция РФ закрепила в ст. 12 принципы местного самоуправления, но содержание принципов не определено.Морозова Л.Д. Территориальное общественное самоуправление как реальная демократия населения // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 29.

Одним из первых определение принципов местного самоуправления предложил В.И. Фадеев: «Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами». В определении предпринята попытка обозначения критериев, на основании которых могут быть сформулированы принципы местного самоуправления. Выделен особый предмет деятельности населения и органов местного самоуправления - управление местными делами. Указана характерная черта этой деятельности - самостоятельность решения местных дел.Дементьев А.Н. Указ. соч. С. 110.

С учетом различных определений сущности местного самоуправления выделяются различные принципы.Бабинов Ю.А. Гражданское общество и демократия участия / Ю.А. Бабинов, А.А. Чемшит, В.Ф. Шрейдер. - Севастополь, 2006. С. 275.

В.И. Фадеев выделил следующие принципы местного самоуправления:

1. самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

2. организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; 3. соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; 4. ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; 5. многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; 6. соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 7. законность в организации деятельности местного самоуправления; 8. коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; 9. государственная гарантия местного самоуправления.Дементьев А.Н. Указ. соч. С. 110.

В.С. Четвериков выделил такие принципы деятельности органов местного самоуправления как: самостоятельность; народовластие; социальная справедливость; верховенство закона; разграничение по предметам ведения; приоритет прав человека и гражданина; ответственность и др.

В.А. Баранчиков обосновывает принципы организации и деятельности местного самоуправления:

1) население - главный субъект властеотношений в местном самоуправлении;

2) право населения городских, сельских и иных видов поселений на осуществление местного самоуправления;

3) обеспечение двухзвенной системы муниципальных образований;

4) многообразие форм организации местного самоуправления;

5) ответственность в системе местного самоуправления;

6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина и др.Вильямский В.С. Указ. соч. С. 142.

Интересной представляется точка зрения В.М. Долговой, которая выделяет следующие принципы: принадлежность политической власти всему коллективу; осуществление власти непосредственно или через выборные органы; единство субъекта и объекта самоуправления на местах; совместное ведение дел на местном уровне и др.Бабинов Ю.А. Указ. соч. С. 275.

Перечень принципов можно было бы продолжать, но уже из вышесказанного можно сделать некоторые выводы. Так часть авторов пишут о принципах местного самоуправления (О. Кутафин, В. Фадеев), другие о принципах его деятельности (В. Четвериков), третьи - о принципах организации и управления (В. Баранчиков, И. Выдрин). Проявляется неопределенность, неясно, к каким именно процессам, происходящим в муниципальных образованиях, они относятся.

В.С. Вильямский предпринял попытку критического анализа принципов, предлагаемых различными авторами. Анализу были подвергнуты принципы, которые вызывают сомнения. Так принцип ответственности - это скорее требование граждан к организации местного самоуправления. Многообразие форм организации не может являться принципом, т. к. это не руководство для повседневной деятельности, а мероприятие разового характера. Такие принципы, как государственные гарантии местного самоуправления, обеспечение государством минимальных местных бюджетов, равноправие муниципальной собственности среди других форм собственности и ряд других, касаются деятельности государства, связанной с местным самоуправлением, они не могут выполняться муниципальными образованиями самостоятельно, что является обязательным условием осуществления принципа. Анализ принципов позволяет отобрать те, которые можно рассматривать в качестве таковых: самостоятельность; законность; народовластие; гласность; научность. Дополнительно были сформулированы: доступность для населения информации о деятельности органов местного самоуправления; сочетание местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением.См.: Вильямский В.С. Указ. соч. 384 с.

Таким образом, понятие местного самоуправления можно раскрыть в следующих аспектах: как одну из основ конституционного строя, и основополагающий принцип организации власти; как одну из разновидностей социального управления, которая существует наряду с государственным; как форму народовластия, разновидности публичной власти на местном уровне; как право граждан местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами; как одну из форм реализации прав и свобод. С учетом мнения различных ученых перечень принципов деятельности муниципальных образований может быть представлен следующим образом: самостоятельность; законность; народовластие; гласность; научность; доступность информации о деятельности органов местного самоуправления (принцип прозрачности деятельности); сочетание местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением. Перечисленные аспекты и принципы местного самоуправления не являются исчерпывающими. Они могут изменяться и дополняться по мере развития местного самоуправления, а также обоснования новых взглядов на сущность местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.