реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления в Российской Федерации

1.1 Этапы становления института местного самоуправления

1.2 Понятие и принципы осуществления местного самоуправления

1.3 Система местного самоуправления в Российской Федерации

Глава 2. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

2.1 Понятие и признаки народовластия

2.2 Непосредственная демократия в системе местного самоуправления

2.3 Представительная демократия в системе местного самоуправления

Глава 3. Территориальное общественное самоуправление города Омска, как форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления

3.1 Организационно-правовые основы территориального общественного самоуправления

3.2 Взаимодействие комитетов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления и населением

3.3 Рекомендации по улучшению функционирования института территориального общественного самоуправления

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Так как Конституцией РФ установлено, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, то включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» конкретизировал положение Конституции РФ и установил, что население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. В этом же нормативном акте закрепляется положение, согласно которому население самостоятельно и под свою ответственность осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Вся наша повседневная жизнь связана с местным самоуправлением, которое посредством своих органов, должностных лиц, избираемых населением, решает значимые для нас вопросы. Местное самоуправление является опорой в нашей повседневной жизни. Ведь, избирая депутатов, мы верим, что они будут защищать и отстаивать наши права и интересы.

С 1 января 2009 г. все положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 вступили в законную силу. Но модель местного самоуправления, закрепленная в нормативных правовых актах, не сформировалась и тому есть много объективных и субъективных причин, тормозящих этот процесс. Вряд ли можно с уверенностью говорить о приближении управления на местах к гражданам. Закон предусматривает достаточно большое количество форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Однако в действительности данные положения, к сожалению, формальны.

В процессе исследования удалось сформировать определенную проблему - отсутствие четкости в правовой регламентации института территориального общественного самоуправления, как одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

Степень изученности темы исследования. Вопросы организации местной власти на протяжении многих лет привлекали к себе внимание ученых. Это связано с тем, что сама тема управления местными сообществами, их самоуправления является одной из главных для большинства научных дисциплин: истории, политологии, права, социологии и др. В последние годы по проблеме местного самоуправления написано множество статей, монографий, защищены кандидатские и докторские диссертации. В разработку современных проблем местного самоуправления определенный вклад внесли отечественные правоведы: Г. Атаманчук, О. Кутафин, Л. Гильченко; политологи: М. Афанасьев, В. Бакушев, Г. Марченко и др. Много полезных работ написано экономистами, историками, социологами. Накопленный опыт стал предметом «оживленных дебатов» и анализа среди ученых и практиков. В частности издан ряд обобщающих работ и материалов конференций по проблемам местного самоуправления.

Однако и среди исследователей, и среди политиков, и среди практиков не прекращаются дискуссии по данной проблематике.

Возникает множество вопросов: о месте и роли местного самоуправления в иерархической структуре государственной власти, характере его полномочий, степени его самостоятельности; об исторических традициях местного самоуправления в России и возможности использования западного опыта на российской почве; о субъектах местного самоуправления и их роли в решении вопросов местного значения, о формах участия населения в осуществлении местного самоуправления и др.

На сегодняшний день можно говорить о завершении муниципальной реформы, которая началась в начале 90-х годов XX века, когда местное самоуправление получило независимость и самостоятельность от государственной власти. Но это не означает, что в функционировании данного института не осталось неясностей и неточностей.

Несмотря на то, что наиболее активно это явление изучалось в нашей стране в 90-е годы XX века, можно заметить, что вопросы, связанные с организацией местной власти стали изучаться еще задолго до этого.

В исследовании данной темы можно выделить три этапа: 1) дореволюционный; 2) советский; 3) современный.

На протяжении всего времени изучения проблемы местного самоуправления сложилось два основных подхода к ее рассмотрению. Сторонники первого подхода сходятся на единстве мнений о полной независимости, автономности местного самоуправления от государственных органов. Сторонники же другого подхода считают, что органы местного самоуправления должны составлять единую вертикаль государственного управления, отсюда следует, что в понятие «местное самоуправление» сторонники различных подходов вкладывают разный смысл.

Вопросами организации местной власти стали интересоваться еще в дореволюционный период. В данный период ученых интересовали такие проблемы, как: природа местного самоуправления, его место и роль в системе государственного и общественного устройства. Классическими теоретическими трудами, содержащими анализ обусловленных взглядов и идей, которые сформировались в дореволюционной школе ученых, являются исследования: А.И. Васильчикова, Б.Б. Веселовского, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского и др.

Во все времена при определении содержания местного самоуправления, разработке всякого рода теорий местного самоуправления учитывалась, прежде всего, степень участия государства в местном управлении. Так Н.М. Коркунов определял местное самоуправление как часть государственного управления, осуществляемого местными жителями.См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. - СПб., 1909. - 214 с. А.Д. Градовский считал, что «…самоуправление есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального правительства».Цит. по: Основные теории местного самоуправления. - М., 1996. С. 54. Видный славянофил В.Н. Лешков, основываясь на идеях о самобытности русской общины и ее неотъемлемых правах, выступал за независимость местного самоуправления от государства, за необходимость равного участия в выборах всех членов земств.Муниципальное право РФ / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М.,1997. - С. 72. А.И. Васильчиков противопоставлял местное самоуправление бюрократическому государственному порядку управления, настаивал на том, что местное самоуправление чуждо политике: оно имеет свою особую цель и особую сферу деятельности.См.: Васильчиков А.Н. О самоуправлении / А.Н. Васильчиков. - СПб., 1870. - 234 с. Н.И. Лазаревский определял местное самоуправление как систему децентрализованного управления, где действительность децентрализации обеспечивается рядом юридических гарантий, которые с одной стороны отражают самостоятельность органов местного самоуправления, а с другой - обеспечивают тесную связь с данной местностью и ее населением.Кутафин О.Е., Фадеев В. И. Указ. соч. С. 67.

В советский период в разработку вопросов организации и деятельности местных органов советской власти внесли вклад такие ученые, как И.А. АзовкинАзовкин И.А. Местные Советы в системе органов власти / И.А. Азовкин. - М., 1971. - 272 с., С.А. АвакьянАвакьян С.А. Местное самоуправление // Вестник МГУ. - 1996. - №2. - С. 15-26., В.А. ПертцикПертцик В.А. Реализация законодательства местными Советами / В.А. Пертцик. - М., 1985. - 127 с. и др. Ученые неоднократно предпринимали попытки использовать идею местного самоуправления применительно к местным советам. В 1928 году была издана книга Л.А. Велихова «Основы городского хозяйства», в которой автор предпринял попытку «сжато изложить муниципальную науку в целом».Кутафин О.Е., Фадеев В. И. Указ. соч. С. 76. В 1963 году появилась работа В.А. Пертцика «Проблемы местного самоуправления», где местное самоуправление трактовалось автором как часть государственного самоуправления.См.: Пертцик В.А. Проблемы местного самоуправления в СССР / В.А. Пертцик. - М., 1963. - 192 с.

В отечественной юридической науке начало глубоко изучаться с 1960-х гг. такое правовое явление как прямая демократия. До этого в литературе общепринятой была точка зрения о том, что главной формой осуществления народовластия является форма представительной демократии. Ученые, рассматривающие прямую демократию в русле развернутого толкования, не ограничивались только констатацией факта прямого волеизъявления. Так, Н.П. Фарберов считал, что под непосредственной демократией понимается не только прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, но и «их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля».Фарберов Н.П. Демократия развитого социалистического общества / Н.П. Фарберов. - М., 1975. - С. 9. М.Ф. Чудаков пришел к выводу, что прямая демократия это общественные отношения, в рамках которых осуществляется широкий комплекс способов участия граждан в управлении делами государства и общества.Чудаков М.Ф. Правовые проблемы участия личности в осуществлении непосредственной демократии в СССР: автореф. дис. … к. ю. н. - Кишинев, 1984. - С. 7.

Ученые определили основной критерий отнесения того или иного института народовластия к прямой демократии, которым является способ участия граждан в управлении государством и обществом. На основании этого в советской науке выделялись следующие институты непосредственной демократии: референдум, выборы, отзыв депутатов, решения избирателей по отчетам Советов и должностных лиц, решения сельских сходов, обсуждение законопроектов и проектов решений, съезды и совещания трудящихся, общественные организации.Коток В.Ф. Проблемы развития непосредственной демократии в Советском государстве: автореф. дис. … д. ю. н. - М., 1965. - С. 3.

Свою точку зрения на определение данных институтов имел В.Т. Кабышев. Он, используя правовой метод, к институтам прямого народовластия, относил наказы избирателей депутатам и Совету, отзыв депутата Совета, деятельность общественных организаций как субъекта народовластия, общие собрания граждан.См.: Кабышев В.Т. Прямое народовластие в советском государстве / В.Т. Кабышев. - М., 1967. - 257 с. Все эти институты прямого волеизъявления были зафиксированы в советском законодательстве, считались важными институтами в советском прямом народовластии, однако носили в основном декларативный характер.

Таким образом, можно заметить, что советская система организации власти не знала противопоставления органов местного управления органам государственной власти, она была едина и монолитна.

Особенно активно проблема местного самоуправления изучалась в нашей стране в 90-е годы XX века, после начала радикальной реформы власти, юристами и правоведами. Оказались вновь востребованными труды отечественных социологов и правоведов XIX - н. XX века. С новых позиций начинается осмысление опыта советского самоуправления 20-х годов, давшего образцы диалога государственной власти и населения. Эти процессы нашли отражение в работах Т.В. Атаманчука, И.И. Овчинникова, О.М. Роя, Е.С. Шугриной и др.

В данный период наряду со сквозными проблемами местного самоуправления, появляется еще целый ряд наиболее существенных проблем: проблема демократии; проблема местной политической автономии; проблема местной экономической автономии; проблема интеграции местного самоуправления в общую систему управления государством; проблема проведения политического курса на местном уровне.

В.Ф. Шрейдер проводит исследование проблем социальной политики и практики местного самоуправления. Использует политико-социологический подход, который позволяет ему анализировать формирование структур политической власти в федеральном и региональном измерениях.См.: Шрейдер В.Ф. Местное самоуправление как институт социальной политики: монография / В.Ф. Шрейдер. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2005. - 190 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.