реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

реферат
p align="left">7. Население как основной субъект системы местного самоуправления имеет свой правовой статус, который вытекает из смысла Федерального закона. Так, первым элементом правового статуса являются полномочия, среди которых право выбрать структуру органов местного самоуправления, право на изменение границ территории муниципального образования, преобразование муниципальных образований, на принятие устава муниципального образования и др. Следующим элементом правового статуса является ответственность населения. Особенность ее в том, что население отвечает «само перед собой», так как в ФЗ № 131 имеется формулировка: население решает вопросы местного значения «под свою ответственность», следовательно, на каждом жителе конкретного муниципального образования лежит часть ответственности. Механизм ответственности предполагает установление санкции. В самом общем виде они представлены как низкий уровень социальных благ и прочие негативные последствия для населения. Ответственность населения опосредована. Опосредуют ее, прежде всего органы местного самоуправления, так как в их руках находится наибольший объем полномочий, властных рычагов.Усманова П.В. Указ. соч. С.30. Вот почему ответственность местного сообщества в юридическом смысле трансформируется в органы местного самоуправления. Значит, население должно обладать возможностью контролировать властные органы и в случае необходимости применять к ним меры юридической ответственности. Следующим элементом правового статуса являются гарантии деятельности населения. К гарантиям деятельности можно отнести закрепленные законом возможности по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

8. Население муниципального образования составляют жители РФ, обладающие различными видами правоспособности: гражданской правоспособностью; избирательной правоспособностью; правоспособностью осуществлять местное самоуправление и обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам. Именно в процессе деятельности граждан по реализации правоспособности и реализует себя такой субъект местного самоуправления, как «население муниципального образования».Там же. С. 31.

Права граждан в связи с осуществлением местного самоуправления именуются «муниципальные правами граждан».

Муниципальные права граждан имеют ряд существенных признаков:

1. реализация этих прав предполагает связь с конкретным муниципальным образованием;

2. они являются элементом конституционного статуса граждан и производны от него;

3. перечень их устанавливается Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законами субъектов РФ.Чеботарев Г.Н. Указ. соч. С. 70.

Таким образом, под муниципальными правами граждан следует понимать систему гарантированных прав и свобод личности, которые реализуются на территории соответствующего муниципального образования, признаются им и закрепляются в законодательных актах РФ, ее субъектах и уставе муниципального образования.Петрова Т.К. Население как субъект местного самоуправления // Законодательство. - 2007. - № 5. - С. 61.

Право граждан на осуществление местного самоуправления нашло свое закрепление в гл. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Анализ нормативных актов позволяет выделить следующий перечень прав граждан на участие в местном самоуправлении. К ним относятся права:

- непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения путем местного референдума, сходов;

- избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

- получать равный доступ к муниципальной службе;

- на индивидуальное и коллективное обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления;

- получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления;

- защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном порядке;

- на территориальное общественное самоуправление;

- выступить с правотворческой инициативой;

- обратиться с инициативой о проведении публичных слушаний;

- на проведение собраний и конференций;

- голосовать по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

- право участвовать в других формах прямого волеизъявления.

Итак, народ, население - это по основной конституционно-демократической идее главный субъект властвования. Следует помнить, что местное самоуправление вообще строится на основе принципа - первичным субъектом является житель, а органы местного самоуправления - вторичны. Соответственно, возможности реализации им своих естественных прав на самоуправление должны быть самыми широкими и неограниченными.Захаров В.М. Местное самоуправление. О процедурах непосредственного народовластия // Закон и право. -2008. - № 6. - С. 80.

Однако нередко встречаются другие представления об основном субъекте местного самоуправления. То таковым считается выборный орган, то мэр или глава администрации, то органы местного самоуправления в целом. Получается, что население как субъект местного самоуправления может проявлять свою роль только опосредованно.Петрова Т.К. Указ. соч. С. 60.

Некоторые исследователи полагают, что преуменьшение в законодательстве значения инициативы граждан в сфере местного самоуправления является следствием неупоминания об институте местного сообщества в Законе о местном самоуправлении. Категорию «местное сообщество» можно встретить лишь в уставах и законах о местном самоуправлении некоторых субъектов РФ.Там же. С. 62. Местную территориальную власть преимущественно избирает население муниципальных образований, которое в политико-социологическом смысле слова является социальной популяцией, именуемой «местным сообществом». Местное сообщество одновременно является объектом и субъектом муниципальной политики института самоуправления, которое выступает фактором его жизнедеятельности.Бабинов Ю.А. Указ. соч. С. 250. В связи с этим понятен интерес ученых к данному институту.

Так, по мнению Н.С. Бондаря, местное сообщество является разновидностью территориального коллектива. В нем концентрируется по территориальному признаку система отношений, характеризующих реальное положение личности в обществе, ее фактическое участие в демократическом самоуправлении на местах, равно как и в решении общегосударственных вопросов.См.: Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие / Н. С. Бондарь. - М: Норма, 2008. - 592 с.

Например, И.В. Выдрин выделяет четыре признака, характерных для местного сообщества.

Во-первых, местное сообщество является социальной общностью, складывающейся в результате взаимодействия людей. Единство социальных общностей обеспечивается совокупностью присущих им признаков. К числу таковых относятся: добровольная самоорганизация, самоуправляемость сообществ граждан, их способность непосредственно осуществлять присущие им социальные функции.

Во-вторых, основой объединения людей в местные сообщества являются особые местные интересы.

В-третьих, местные сообщества выполняют специфические функции, обеспечивая обмен всеми основными видами деятельности людей.Петрова Т.К. Указ. соч. С. 62.

В-четвертых, местные сообщества складываются в рамках территориальных единиц.

Таким образом, по мнению М.А. Краснова, категория «местное сообщество» высвечивает сердцевину философии местного самоуправления.Там же. С. 63.

Первоначальным источником любой власти, в том числе и местной, по словам, А. Токвиля является не государство в лице своих представительных органов и даже не «нации» и не «народ», как обычно провозглашается в законе, а индивиды, добровольно объединившиеся с другими на основе своих «неотчуждаемых прав» и сами управляющие своими собственными делами.Усманова П.В. Указ. соч. С. 35.

Другие авторы считают подобные взгляды на местное самоуправление идеалистическими, призывая не абсолютизировать понятие «самоуправление» применительно к местному уровню. По мнению С.А. Авакьяна, «не надо создавать себе и населению иллюзий, будто оно осуществляет местное самоуправление непосредственно и только».Петрова Т.К. Указ. соч. С. 62.

Местное самоуправление возникает из частных и групповых интересов и существует, пока должным образом обеспечивает их удовлетворение. Представляется обоснованным мнение о том, что «если человек живет в обществе, значит, интересы общества включаются в систему его личных интересов независимо от того, осознает он это или не осознает».

Как справедливо отмечает В. Остром, именно на примере институтов местного самоуправления люди узнают о трудностях и опасностях, связанных с коллективными действиями, и лучше понимают, как их общие интересы влияют на качество жизни. Большинство людей может активно участвовать в деятельности местных сообществ, а не наблюдать со стороны за далекими от них играми политиков.Там же С. 61.

Сущность местного самоуправления как формы демократической, наиболее приближенной к населению публичной власти, предполагает широкое участие населения в решении местных дел. Так проведенное ВЦИОМ в 2007 г. репрезентативное исследование по теме «Россияне о местном самоуправлении: его роли, функциях, возможностях, перспективах» привело к выводу о том, что большинство граждан имеют искаженное представление о сути самого института местного самоуправления, идентифицируя его не столько с формой осуществления народом своей власти, «сколько с представительством государства» на местах».Васильев В.И. Организационно-правовые проблемы местного самоуправления // Журнал Российского права. - 2008. - № 11. - С. 38.

Интересно высказывание Л.С. Мамута, определяющего роль участия гражданина в делах местного самоуправления: «Поскольку без соответствующих личных усилий не возникнут и не упрочатся демократические институты публичной власти, не установится правовой порядок, люди не получат возможность в должном объеме осуществлять и защищать свои свободы».Усманова П.В. Указ. соч. С. 35. Основными препятствиями активному участию жителей в местном самоуправлении, по мнению Н.В. Мальковец, являются неверие в реальную возможность оказывать влияние на принимаемые решения, иждивенчество, привычку надеяться на готовое, безразличие к общим делам, недостаток знаний.Мальковец Н.В. Перспективы развития территориального общественного самоуправления и общественной активности граждан в современных условиях // Городское управление. - 2008. - № 12. - С. 97.

Главное в самоуправлении - не столько участие населения в выборах в целях формирования органов местного самоуправления, сколько его роль в выработке основных задач и способов их выполнения, контроле над деятельностью органов местного самоуправления. М.А. Краснов полагает, что «таким путем общество через государство резервирует себе избранную линию развития. Не зная еще, в чем конкретно может выразить реальное самоуправление людей в территориальном разрезе, общество уже сегодня закладывает такое юридическое понимание, которое бы не сковывало инициативу людей, делало бы именно их, а не властные структуры, имеющие даже на местном уровне фактически государственную природу, главным компонентом местного самоуправления».Петрова Т.К. Указ. соч. С. 62.

Таким образом, народовластие в системе местного самоуправления - это:

- осуществление населением муниципального образования полновластия в рамках действующего законодательства при решении вопросов местного значения;

- право на участие жителей в управлении своим муниципальным образованием через выборные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц.

Местное самоуправление как деятельность населения муниципального образования по осуществлению власти на определенной территории имеет свои формы реализации. Так же как государственная власть, муниципальная власть может осуществляться в формах непосредственной либо представительной демократии. И те и другие представляют собой формы организационной деятельности местного самоуправления.

2.2 Непосредственная демократия в системе местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 1 // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

Непосредственная демократия при осуществлении местного самоуправления - осуществление публичной власти непосредственно населением муниципального образования, принятие им общеобязательных решений по вопросам местного значения, участие в работе органов муниципального образования при решении вопросов местного значения.Чеботарев Г.Н. Указ. соч. С. 70.

Как уже упоминалось, самоуправление связано с активным участием граждан в решении вопросов своего жизнеобеспечения. Поэтому российское законодательство признает основным субъектом местного самоуправления именно граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.