реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

реферат
p align="left">4) Локальные нормативные акты. К данной группе относится Устав КТОС «Центральный - 9».

Приведенный список не является исчерпывающим. Источниковая база местного самоуправления достаточна обширна, но это не означает, что в трактовке концепции местного самоуправления все стало ясно. Достаточно сказать, что за период с 2003 по 2007 гг. было принято около 30 федеральных законов и внесений изменений и дополнений в базовый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. Новое законодательство пошло по пути более глубокой и детальной регламентации форм осуществления населением местного самоуправления. Что касается ТОС, то пока оно не имеет законодательного обеспечения в виде собственного федерального закона. В настоящее время ТОСы руководствуются в своей деятельности федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, который насчитывает 87 наименований, и приложений. Первая глава посвящена теоретическим основам местного самоуправления. В ней рассказывается об этапах становления данного института власти, приведены подходы различных авторов к содержанию определения понятия местного самоуправления, перечислены принципы его осуществления, рассмотрена система местного самоуправления. Во второй главе раскрыты понятие и принципы народовластия, формы прямой и представительной демократий. Третья глава посвящена территориальному общественному самоуправлению, как одной из наиболее распространенных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. В данной главе рассмотрены организационно-правовые основы ТОС, его взаимодействие с органами местного самоуправления и населением, а также даны рекомендации по улучшению функционирования данного института.

Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления в Российской Федерации

1.1 Этапы становления института местного самоуправления

В России имеются давние традиции в области местного самоуправления. На актуальность данного вопроса указал бывший Президент Российской Федерации: «Считаю, что федеральным законодателям необходимо определиться со структурой местного самоуправления. И, прежде всего, закрепив законом те его формы, которые доказали свою жизнеспособность на практике. При этом необходимо вспомнить и наш собственный, еще дореволюционный исторический опыт».Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 16 мая 2003 г. // Российская газета. - 2003. - 17 мая.

Элементы самоуправления существовали в стране, начиная со средних веков. Но официально местное самоуправление было введено в царской России в 60-е гг. XIX в.См.: Авакьян С.А. Особенности российской модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2008. - № 2. - С. 61-75.

Необходимо выделить две очень важные тенденции, изначально обусловившие развитие местного самоуправления:

- во-первых, история развития местного самоуправления в нашем государстве со времен Киевской Руси представляет собой процесс постоянной борьбы централизации и децентрализации публичной власти;

- во-вторых, развитие местного самоуправления в России происходило параллельно непосредственно в городах и сельских местностях, но его содержание было различным.Муниципальное право России: учебник / под ред. А.С. Прудникова, И.А. Алексеева. - 4-е изд., М., 2009. С. 54.

Одно из ранних проявлений самоуправленческих начал - это вечевая демократия, которая являлась главной формой самоуправления в домосковской Руси. Вече выступало высшей властью, наделявшей полномочиями главных должностных лиц. Чаще всего его деятельность сводилась к призванию князя.

В завершающий период и после свержения татаро-монгольского ига в Московском государстве шло усиление центральной власти, в том числе за счет ослабления местного самоуправления.

История местного самоуправления в России XVI в. - второй половины XVII в. можно разделить на три условных периода: 1) «кормление» - до середины XVI в.; 2) земское и губное управление - вторая половина XVI - н. XVII в.; 3) приказно-воеводское управление в сочетании с традиционным местным самоуправлением - н. XVII в.- вторая половина XVII в.Прудников А.С., Алексеев И. А. Указ. соч. С. 56.

Особое значение имела земская реформа Ивана IV, пришедшая на смену периоду кормлений, т. е. управление через наместников, цель которого состояла в максимальном извлечении доходов из управляемой территории.Вильямский В.С. Основы организации муниципального управления / В.С. Вильямский. - Ростов н/Д., 2007. С. 269. Параллельно с системой кормления, были созданы губные учреждения и округа, впоследствии было создано губное ведомство. Во главе губного управления, стояли губные старосты, избиравшиеся на всесословном уездном съезде из служилых людей.

Сущность земского управления состояла не столько в праве обществ «ведать местными земскими делами», сколько в обязанности исполнять общегосударственные приказные поручения. Реформа предусматривала возможность осуществления самоуправления путем проведения сходов, а также формирования такого органа местного самоуправления, как земская изба, которая состояла из старосты, дьячка и целовальников. Земские избы содержались за счет местного населения. В их ведении находились управление населением, сбор податей, суд и полиция.Муниципальное право России / под ред. А.Н. Кокотова. - М., 2008. С. 57.

Новый период в укреплении верховной власти и организации местного управления и самоуправления связан с деятельностью Петра I. В 1699 г. было решено в городах учредить бурмистрские, или земские, избы, которые должны были ведать сбором податей и несением повинностей городским населением, осуществлять суд над городским населением.Захаров В.М. Историко-правовой анализ развития непосредственного осуществления населением местного самоуправления в России // История государства и права. - 2009. - № 2. - С. 12. Указом от 10 марта 1702 г. упразднились губные старосты, а в уездах формировались дворянские советы, которые должны были управлять уездом совместно с воеводой. В 1721 г. были утверждены регламент и устав главного магистра. Магистрат занимался сбором и распределением налогов, определял повинности, осуществлял судебные функции.Маслова Н.Е. Власть первичного уровня. Исторические предпосылки формирования местного самоуправления в России // Российское предпринимательство. - 2008. - № 3. - С. 145.

Реформирование системы местного самоуправления было продиктовано желанием главы государства укрепить власть дворянства на местах, а система органов управления была скопирована с зарубежных аналогов.Захаров В. М. Указ. соч. С. 13.

Предпосылками формирования земского и городского самоуправления в России во второй половине XIX в. следует считать реформы Екатерины II, необходимость которых была связана с большим количеством злоупотреблений, допускаемых правящими административными органами, что вызвало недовольство населения.См.: Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели / Н.Л. Пешин. - М., 2007. - 461 с. Екатерина II основной задачей считала вовлечение дворянства в местное управление, введение в него элементов самоуправления, которые получили свое закрепление в таких актах, как Учреждение для управления губерний (1775 г.), Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства (1785 г.), Грамота на права и выгоды городам Российской Империи (1785 г.).

Основными идеями Екатерининской реформы были: децентрализация, выборные должности, самостоятельность суда. Она первая продекларировала, что государство существует для пользы граждан и должно считаться с их правами и нуждами.Салов О.А. Местное самоуправление: историческая практика и современность / О.А. Салов. - М., 2003. С. 18. В результате система земского и городского управления была модифицирована, это позволило повысить эффективность государственного управления на местах. Основным недостатком реформ можно считать их сословный характер, возвысивший дворянство и их роль в управлении.

Последующий период характеризовался отходом практически во всех сферах жизни от начал самоуправления, созданных Екатериной II, усилением централизованных начал управления государством на всей территории. Так, при Александре I участие дворянства в местном управлении было еще больше расширено.См.: Муниципальное право России / под ред. А.Н. Кокотова - М., 2008. - 504 с. При императоре Николае I продолжилась тенденция укрепления абсолютизма. Еще более закрепился принцип сословности в городском управлении. И только приход к власти Александра II позволил провести реформы в земском и городском самоуправлении, наделив их соответствующей правовой базой.

В середине XIX в. при императоре Александре II началось очередное реформирование системы государственного управления на местах.Прудников А.С., Алексеев И.А. Указ. соч. С. 65. Земская реформа 1864 г. предполагала определенную децентрализацию, гражданское всесословное самоуправление, отделение суда от администрации.Салов О.А. Указ. соч. С. 20. 1 января 1864 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. С февраля 1865 г. начали создаваться земские учреждения - органы местного самоуправления нового типа. Окончательное становление нового земского самоуправления в России обычно датируется 1867 г.Пешин Н.Л. Указ. соч. С. 81. Земские учреждения функционировали вне системы государственных органов, служба в них относилась к общественным обязанностям. Система земского самоуправления включала в себя: земские избирательные собрания, которые один раз в три года избирали гласных, земские собрания и управы. Особенностью земств было то, что они имели всесословный характер, но принцип всесословности был ограничен применением сословных начал при выборе гласных.Кокотов А Н. Указ. соч. С. 64. Правительство не финансировало земства, их бюджеты складывались из сборов, которыми земство облагало население.Салов О.А. Указ. соч. С. 21. Представительным органом в системе земского самоуправления было земское собрание, формируемое на избирательных съездах сроком на три года. Исполнительным органом была земская управа, избираемая земским собранием в составе председателя и членов управы. Деятельность земских учреждений замыкалась решением дел местного хозяйства. Но уже с 1866 г. правительство ограничило земское самоуправление, и местное самоуправление рассматривалось как нижний уровень государственного управления.Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 66.

Таким образом, с середины XIX в. земства действовали на большой территории и в широких административных рамках. Они обеспечивали те сферы общественной жизни, которым бюрократические структуры не уделяли должного внимания. Но самое главное, земства, опираясь на принципы самофинансирования, создали основу своего хозяйства.

16 июня 1870 г. Александром II было подписано «Городовое Положение», устанавливающее, что городское общественное управление в пределах предоставленной ему власти действует самостоятельно. Сословно-бюрократические органы городского управления были заменены на всесословные на основе имущественного ценза.Салов О.А. Указ. соч. С. 26. Система городского самоуправления включала в себя: городское избирательное собрание, Городскую Думу и Городскую Управу. Городская Дума избиралась сроком на 4 года, по характеру выполняемых функций выступала как представительный орган. Члены Городской Управы избирались Городской Думой, в обязанности которой входило непосредственное руководство городским хозяйством, сбор и расходование городских налогов, разработка проектов городских смет и т. д.Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 68.

Земская и городская реформы были частью преобразований, включавших земельную реформу и отмену крепостного права, а также судебную и военную реформы. Их подготовка началась после поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг., сделавшего очевидной неэффективность крайне централизованного управления государством и хозяйственной деятельности на местах.Реформа местной власти в городах России, 1991-2006 / В. Гельман, С. Рыженков, Е. Белокурова. - Спб., 2008. С. 14.

Несмотря на ограничения, достаточно жесткий контроль со стороны государственных чиновников, земское и городское самоуправление за 20 лет сделало крупные шаги: прежде всего это утверждение принципа всесословности; переход к территориальному принципу формирования основных институтов самоуправления.Салов О.А. Указ. соч. С. 27. Впервые была сделана попытка реализации идеи о местном самоуправлении, самостоятельно и под свою ответственность занимающимся решением вопросов местного значения.Пешин Н.Л. Указ. соч. С. 88.

Правительство неоднократно пыталось ограничить как экономическую, так и в особенности политическую автономию местного самоуправления. Наиболее известной мерой на этом пути стала «контрреформа» 1890-1892 годов, которая привела к огосударствлению земств.Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е. Указ. соч. С. 15.

В н. XX в. предпринимались попытки реорганизации местной власти. В 1905-1913 гг. каждая политическая партия считала своим долгом подготовить и представить в Государственную думу проект реформы местного самоуправления. Однако ни I, ни II Государственные думы ничего в этом отношении сделать не смогли в силу их кратковременного существования.Салов О.А. Указ. соч. С. 30.

Позднее городские и земские самоуправления стали объединяться в союзы. Так в 1914 г. были созданы Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов. После Февральской революции Временное правительство приняло Декларацию от 3 марта 1917 г., в которой предусматривались важные преобразования в сфере местного самоуправления: введение всеобщего избирательного права, превращение земств в полновластные субъекты управления на местах и др. В рамках реформы местного самоуправления были приняты законы: «О волостном земском управлении» (21 мая 1917 г.); «Об изменении действующего положения о губернских и уездных земских учреждениях» (9 июня 1917 г.). После вооруженного восстания в октябре 1917 г. Временное правительство было низложено.См.: Муниципальное право России / под ред. А.Н. Кокотов. - М., 2008. - 504 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.