реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

реферат
p align="left">Сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Он может созываться главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек, и его проведение обеспечивается главой местной администрации. В работе схода граждан принимают участие граждане, достигшие 18 лет, проживающие на соответствующей территории и обладающие избирательным правом. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Также в работе имеют право принимать участие граждане, имеющие на соответствующей территории земельный участок на праве собственности или индивидуальный дом и заявившие о желании участвовать в работе схода. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан, оно подлежит обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 25 // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

Сход граждан, по мнению В. Захарова, является формой самого простого и естественного выражения воли местным населением. Ему не ясен замысел законодателя, который запретил сходы в поселениях с численностью жителей более 100 человек.Захаров В.М. Местное самоуправление. О процедурах непосредственного народовластия // Закон и право. - 2008. - № 6. - С. 82.

Обращения граждан в органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 33 Конституции граждане РФ имеют право лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращение граждан - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Обращение в органы местного самоуправления и к их должностным лицам является важной формой участия населения в местном самоуправлении.Бучарова М.А. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления: уч. пос. / М.А. Бучарова. - Омск, 2007. С. 34.

Правотворческая инициатива граждан. Возможность использования данного института демократии была впервые предусмотрена ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г.

Правотворческая инициатива - это вхождение в компетентный орган с предложением принять нормативный юридический акт, а зачастую и внесение проекта такого акта. Право правотворческой инициативы представляет собой право разработки проекта нормативного акта и его внесение в орган местного самоуправления.

В юридической литературе приводятся различные типы правотворческих инициатив. Выделяется применение прямой и косвенной инициатив: 1. прямая инициатива выражается в разработке проекта нормативного акта (проекта о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовой акт); 2. косвенной инициативой является сбор подписей в поддержку предложения о принятии проекта нормативного акта (проекта о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовой акт). ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. не дает понятия правотворческой инициативы граждан, но вместе с тем подробно регламентирует процедурные механизмы осуществления данной формы непосредственной демократии.Там же. С. 35.

Территориальное общественное самоуправление. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС осуществляется посредством проведения собраний и конференций граждан, создания органов территориального общественного самоуправления.См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008) // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

Территориальное общественное самоуправление представляет собой широкие возможности для привлечения граждан к решению наиболее актуальных вопросов.Морозова Л.Д. Создание условий общественному самоуправлению - конституционная обязанность власти // Закон и право. - 2008. - № 6. - С. 40. Основная его цель заключается в объединении населения, совместно проживающего на определенной территории для защиты его прав и интересов.Онанко Н.А. Государственное и муниципальное управление: уч. пос. / Н.А. Онанко. - М., 2008. С. 48.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает достаточно большое количество форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Однако в действительности данные положения, к сожалению, формальны. Например, установлено, что выборное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало более половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе. С учетом того, что даже на муниципальные выборы явка около 30 % считается весьма успешной, выборное лицо никогда не будет отозвано.Захаров И.В. Учет интересов населения - основной принцип организации местного самоуправления в России // Российский юридический журнал. - 2008. - № 4. - С. 85.

Важно отметить, что формы участия населения в осуществлении местного самоуправления должны иметь четко регламентированный механизм фиксации проявления воли населения и ее трансформации в принимаемые органами местного самоуправления решения. В противном случае уполномоченные должностные лица местного самоуправления будут стремиться обеспечить только формальные признаки проведения этих мероприятий, не заботясь о том, чтобы при этом полнее учесть мнение населения и его интересы.Уваров А.А. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 15. - С. 9.

В ФЗ № 131 четко называются лишь две формы непосредственного народовластия - местные референдумы и муниципальные выборы. Все остальные отнесены законодателем к «иным формам прямого волеизъявления».Захаров В.М. Местное самоуправление. О процедурах непосредственного народовластия // Закон и право. -2008. - № 6. - С. 83.

Таким образом, формы прямого волеизъявления местного населения неоднородны. Не случайно в названии главы 5 ФЗ от 6 октября 2003 г. говорится как о формах непосредственного осуществления населением местного самоуправления, так и об участии население в осуществлении местного самоуправления. Одни из этих форм, такие как местный референдум, муниципальные выборы можно считать формами непосредственной демократии, другие - публичные слушания, собрания, конференции, опросы граждан и т. п. следует расценивать как консультативные формы политической активности граждан. Если первые из них тяготеют к формам публичной власти, то вторые - к формам гражданского общества.

2.3 Представительная демократия в системе местного самоуправления

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Представительная демократия при осуществлении местного самоуправления - это осуществление власти населением муниципального образования через депутатов представительных органов и деятельность выборных органов и должностных лиц муниципального образования.Чеботарев Г.Н. Указ. соч. С. 71.

Представительное народовластие основывается на ряде принципов: во-первых, высшие органы государства формируются исходя из воли народа, определяемой результатами всеобщих выборов; во-вторых, предполагается, что решение важнейших вопросов жизни отнесено к компетенции представительных органов власти; в-третьих, народовластие исходит из равного доступа граждан к службе в публичных органах власти.Волох О.В. Публичная служба как институт народовластия / О.В. Волох // Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: сб. науч. ст. - Омск, 2006. С. 8.

Для реализации конституционных принципов представительной демократии при осуществлении местного самоуправления был принят Федеральный закон от 28.08.95 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормы которого закрепляют организационные основы местного самоуправления. После вступления его в силу определение понятия «органы местного самоуправления» было закреплено нормативно (ст. 1), что, тем не менее, породило различные точки зрения относительно его смысла. Под органами местного самоуправления, например, понимались «органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий». Другие авторы полностью соглашались с формулировкой Федерального закона № 154-ФЗ, рассматривая органы местного самоуправления как «выборные органы и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти».

Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел несколько иной смысл термина «органы местного самоуправления», определив ему в ст. 2 следующее понятие: «органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 2 // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

Данное определение построено на следующих нормативных принципах:

1. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления;

2. Формирование органов местного самоуправления осуществляется населением посредством муниципальных выборов;

3. Представительный орган местного самоуправления, если это предусмотрено уставом муниципального образования, вправе избирать главу муниципального образования, а также формировать контрольный орган муниципального образования и учреждать органы местной администрации с правом юридического лица;

4. Органы местного самоуправления наделены полномочиями по решению вопросов местного значения.Гулидов П.В. Органы местного самоуправления как одна из основных форм осуществления народовластия в системе местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007 г. - № 7. - С. 23.

При этом закон устанавливает также основные положения, касающихся органов местного самоуправления и его должностных лиц. Федеральный закон к органам местного самоуправления относит: выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.Андреева О.А. Политико-правовое обеспечение представительства на уровне местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 5. - С. 20.

На сегодняшний день для оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов разработан специальный перечень показателей.См.: Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 18. - Ст. 2003.

Органы местного самоуправления - это способ организации и осуществления власти на местах, обеспечивающий российским гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения.Маслова Н.Е. Указ. соч. С. 147.

Отличие органов местного самоуправления от органов власти государственной четко прослеживаются в Конституции РФ. В качестве таковых выступают: во-первых, субъект, который данные органы представляют и от имени которого совершают любые юридические действия, во-вторых, территориальные пределы юрисдикции властных органов, в-третьих, исключительные, им одним присущие особенности. Субъектом, представленным органами местного самоуправления, является население каждого отдельного муниципального образования, в то время как субъектом, представленным органами государственной власти, является либо весь народ РФ, либо население отдельного субъекта. Территориальные пределы юрисдикции органов местного самоуправления ограничены рамками муниципального образования, органы государственной власти на всей территории РФ, органы государственной власти субъекта, соответственно, - на всей территории субъекта. Признаваемыми Конституцией РФ особенностями органов местного самоуправления являются их тесная связь с населением муниципальных образований, не вхождение в систему органов государственной власти и собственная компетенция, которая позволяет им решать вопросы местного значения.Пешин Н.Л. Указ. соч. С. 283.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.