реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

реферат
p align="left">В целом, Временное правительство проводило реформу, направленную на демократизацию и децентрализацию местной власти.

Пришедшая к власти партия большевиков отказалась от концепции местного самоуправления для организации власти на местном уровне. Повсеместно органами власти стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.Авакьян С.А. Указ. соч. С. 62. Они выступали как звенья единой системы: как орган государства, исполнявший роль представительных учреждений, и одновременно как орган местной власти.Салов О.А. Указ. соч. С. 34. Придание государственной природы должно было усилить местные органы. Но базе всеобщей национализации экономика стала полностью государственной, а управление почти всеми сферами стало общегосударственным, к тому же централизованным. В этих условиях местные Советы региональных административно-территориальных единиц обладали весьма скромными полномочиями.Авакьян С.А. Указ. соч. С. 63.

Конституция РСФСР 1918 г. устанавливала, что предметами ведения органов советской власти на местах были: проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов советской власти; принятие всех мер поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях; разрешение всех споров, имеющих чисто местное значение и др. К 1926 г. Советы фактически стали осуществлять полномочия по руководству подведомственной им территорией.

После изменения в 1929 г. административно-территориального устройства РСФСР Советы стали создаваться не только в городах, но и в сельских поселениях. Таким образом, к этому времени сложилась соответствующая система органов власти на местах: административных районах, городах и сельских территориях в виде соответствующих Советов.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. городские и сельские Советы избирались непосредственно населением и являлись постоянно действующими органами. В принятой в 1937 г. Конституции РСФСР Советы стали называться Советами депутатов трудящихся. Все звенья системы местных советов стали избираться на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В период с 1960-1970 гг. была проведена работа по совершенствованию законодательства о местных советах. Конституция 1977 г. внесла изменения в название советов, которые стали именоваться Советами народных депутатов.Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 73. Она ушла далеко вперед в закреплении вопроса о местном самоуправлении, это было связано с усилением партийных установок. Их реализация на практике означала, что управление должно осуществляться не только в интересах трудящихся, но становиться непосредственным делом самих трудящихся.Захаров В.М. Указ. соч. С. 13.

Серьезные государственные изменения, начавшиеся в СССР и РСФСР после 1985 г., затронули и систему местной власти. В новейших реформах можно выделить ряд этапов.

Первый этап связан с реформами 1988-1990 гг. Толчком к изменениям послужило осознание обществом ряда недостатков существовавшей системы: формальный характер представительных институтов, низкий уровень профессионализма в деятельности органов власти. Высшим звеном партийно-государственного руководства СССР была предпринята попытка выведения представительных органов из-под плотной «опеки» органов исполнительно-распорядительных. 27 октября 1989 г. принят Закон «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов в РСФСР», содержавший ряд новшеств, дополнивших принципы избирательного права принципами гласности, альтернативности, состязательности. Было решено в советах создавать постоянно действующие руководящие органы - президиумы, состоявшие исключительно из депутатов, избирать в советах председателей, освобожденных от работы в исполнительно-распорядительных органах.Кокотов Н.А. Указ. соч. С. 75.

В 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», совмещавший два важнейших принципа демократизации. Во-первых, в нем четко закреплялись принципы существования местного самоуправления, определялись структура и функции его органов. Во-вторых, документ обозначил независимость и самостоятельность органов местного самоуправления с финансовой и экономической точки зрения.Захаров В.М. Указ. соч. С. 13.

Второй этап начался с изменений, воплощенных в Законе РСФСР от 06.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Произошло сужение действий коллегиальных начал, исполкомы ушли в небытие, а их правопреемниками стали главы местных администраций. Компетенция исполнительных и представительных органов все более разводилась.Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 76.

Третий этап. Осень 1993 г. Произошел слом представительной власти, а ее функции на местах были переданы власти исполнительной. Вместе с упразднением представительных органов местного самоуправления в форме советов началось формирование представительной власти на местах: дум, муниципальных комитетов, собраний представителей.

Четвертый этап начинается с принятия новой Конституции РФ. Но принципы местного самоуправления, заложенные в ней, искажались в нормативных актах субъектов РФ. Более эффективно процесс восстановления и совершенствования самоуправленческих начал на местах пошел после принятия Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ.

Пятый этап. Начинается с внесения Президентом РФ в Государственную Думу проекта нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации». Окончательно он был принят 6 октября 2003 г. Масштабность перемен потребовала ввести переходный период в течение которого, наряду с новым законом, продолжал действовать Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ.Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 80. Министерство регионального развития РФ проанализировало итоги реализации Федерального закона № 131-ФЗ в 2007 г. По итогам анализа был сделан вывод о том, что в РФ: создана современная модель территориальной организации местного самоуправления; сформированы органы местного самоуправления; организована муниципальная служба; приняты и прошли государственную регистрацию уставы муниципальных образований; реализуются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в 2007 г.» // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 2(18). - С. 4. 1 января закончился переходный период и вступил в полную силу Федеральный закон № 131-ФЗ, тем самым завершился важный этап муниципальной реформы. Реформа была направлена на конкретизацию финансовой основы местного самоуправления, приближение муниципальной власти к населению, различение правового статуса различных видов муниципальных образований, расширение перечня моделей местного самоуправления, развитие форм территориального общественного самоуправления.Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 80. Сейчас все внимание сосредоточено на оценке соотношений провозглашенных целей муниципальной реформы и реально достигнутых результатов.Бабун Р.В. Современные проблемы местного самоуправления // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 6. - С. 14.

Самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории, но говорить о местном самоуправлении в его современном понимании имеет смысл, лишь начиная, с реформ 60-70-х гг. XIX в. Наиболее важный этап в развитии местного самоуправления связан с муниципальной реформой, начавшейся в н. 90-х годов XX века. Процесс организации местного самоуправления после 1993 г. следует рассматривать в контексте федерализации и борьбы центра и регионов за права, ставшей основным политическим процессом в данный период. На сегодняшний день можно говорить о ее завершении, но модель местного самоуправления, закрепленная в нормативных правовых актах, в действительности не сложилась. А это означает, что преобразования данного института продолжатся, а в истории его становления пока еще рано ставить точку.

1.2 Понятие и принципы местного самоуправления

Несмотря на наличие законов, множества монографий и статей о местном самоуправлении единое понимание содержания «местного самоуправления» до сих пор отсутствует.

Во все времена при определении содержания местного самоуправления, разработке всякого рода теорий местного самоуправления, учитывалась, прежде всего, степень участия государства в местном управлении. В трудах отечественных и зарубежных исследователей, которые интересовались в прошлые времена данной проблемой, содержание понятия определяется по-разному.

А. Васильчиков под самоуправлением понимал такой порядок управления, «при коем местные дела и должности заведуются и замещаются местными жителями - земскими обывателями». В. Безобразов, К. Коркунов считали местное самоуправление частью государственного управления, осуществляемого местными жителями. Б. Чичерин рассматривал местное самоуправление как общину, представляющую собой союз местных жителей во имя общих интересов.

Германский государствовед Г. Еллинек рассматривал самоуправление как «государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными должностными лицами, - управление, которое в противоположность государственно-бюрократическому есть управление через посредство самих заинтересованных лиц».Вильямский В.С. Указ. соч. С. 213. А.Д. Градовский определял самоуправление как результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального правительства.Морозова Л.Д. Местное самоуправление в России - сочетание государственных и общественных начал // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 38.

Представление о местном самоуправлении за истекшие десятилетия сильно изменились. Так, в начале 1980-х годов самоуправление трактовали, скорее, как форму самоорганизации населения. Термин «местное самоуправление» использовался как равнозначный в ряду таких терминов, как «самоуправление трудовых коллективов», «выборность органов власти». Ни о какой властной природе местного самоуправления речи не шло. Понятие «местное самоуправление» приняло новое содержание с момента коренного реформирования, поэтому, его анализ имеет смысл начать с тех нормативных документов, включая и международные акты, в которых оно содержится, начиная с 1990-х годов.Вобленко С.В. Эволюция понимания роли и значения местного самоуправления в Российской Федерации (1990-2008 гг.) // Городское управление. - 2008. - № 11. - С. 36.

Понятие местного самоуправления стало общеупотребительным после того, как в качестве юридического термина оно было закреплено в законе СССР от 9 апреля 1990 г. № 1418-ФЗ «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».Пешин Н.Л. Указ. соч. С. 10.

В ходе Конституционного Совещания (весна-осень 1993 г.) была выработана «формула» местного самоуправления. Первоначально она выглядела так: «Местное самоуправление - вид публичной власти, равноправный государственной власти. Местное самоуправление отделено от государства». В ходе дискуссии эта формула была переосмыслена. В конечном итоге участники Конституционного Совещания пришли к следующему пониманию места и роли местного самоуправления в РФ: «Местное самоуправление - публичная власть, такая же, как государственная, органы которой не входят в систему органов государственной власти». Конституция РФ не содержит определение местного самоуправления. Так, например, в ч. 1 ст. 130, скорее всего, речь идет о назначении местного самоуправления: «Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».Вобленко С.В. Указ. соч. С. 36.

Кроме Конституции РФ данный термин содержится в еще ряде не менее важных документах. Так, определение данного понятия содержится в Европейской хартии: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя, в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.Европейская хартия местного самоуправления от 11 апреля 1998 г. № 155-ФЗ, ст. 3 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 дает следующее определение содержания понятия местного самоуправления: «Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя их интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Новый Федеральный закон № 131-ФЗ закрепил иное понятие местного самоуправления: «Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение население непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 1 // Российская газета. - 2003. - 8 окт. Основными элементами приведенного законодательного определения являются:

1. Местное самоуправление - эта форма осуществления народом своей власти. Значит, местное самоуправление призвано, как и государство, выражать волю многонационального российского народа. Выявить действительную волю народа невозможно, не учитывая волеизъявление местных территориальных сообществ жителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.