реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая психология

реферат

| | |проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие |

| | |движение и относительное положение частей тела при |

| | |помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, |

| | |суставных сумках); |

| | |интероцептивные (органические) ощущения – возникающие |

| | |при отражении обменных процессов в организме с помощью |

| | |специализированных рецепторов. |

| | |Литература: |

|Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при | |Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1. М.: |

|работе органов чувств, можно найти ряд принципиально | |Мир, 1992. |

|общих признаков в их строении и функционировании. В | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – |

|целом можно сказать, что анализаторы представляют собой | |М.: МГУ, 1975. |

|совокупность взаимодействующих образований | |Обуховский К. Психология влечений человека. – М.: |

|периферической и центральной нервной системы, | |Прогресс, 1972. |

|осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, | |Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987. |

|происходящих как внутри, так и вне организма. | |Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. – М.: |

|Общие свойства анализаторов | |Педагогика, 1986. |

|Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным | |Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации |

|раздражителям. Количественной мерой чувствительности | |поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. |

|является пороговая интенсивность, то есть наименьшая | | |

|интенсивность раздражителя, воздействие которого дает | |ЛИЧНОСТЬ |

|ощущение. | |Понятие личности |

|Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: | |В психологии существует множество определений личности. |

|различительной, разностной, контрастной), то есть | |Задачей данного курса является лишь введение в эту |

|способности устанавливать различие по интенсивности | |труднейшую и богатейшую проблематику. Подробное изучение|

|между раздражителями. | |темы будет рассматриваться в курсе "Теории личности". |

|Адаптация, то есть способность анализаторов | |В психологии применительно к человеку используются |

|приспосабливать уровень своей чувствительности к | |понятия "индивид", "личность", "субъект деятельности", |

|интенсивности раздражителя. | |"индивидуальность". Зачастую эти понятия подменяют друг |

|Тренируемость анализаторов, то есть повышение | |друга. Так, говоря о личности, исследователи могут |

|чувствительности и ускорение адаптационных процессов | |подчеркивать индивидные характеристики человека либо |

|под влиянием самой сенсорной деятельности. | |характеризовать его индивидуальность. Поэтому |

|Способность анализаторов некоторое время сохранять | |представляется целесообразным развести эти понятия. |

|ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая | |Такие попытки имеются у С. Л. Рубинштейна, |

|"инерция" ощущений обозначается как последствие, или | |А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева. См.: |

|последовательные образы. | |Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, |

|Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях | |1969. |

|нормального функционирования. | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – |

| | |М.: МГУ, 1975. |

|Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |

|В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей | |Большинство отечественных психологов включает в понятие |

|нервной деятельности человека. См.: Небылицын В. Д. | |личности комплекс природных свойств, психологическая |

|Исследование взаимосвязи между чувствительностью и | |многозначность которых определяется системой |

|силой нервной системы. //Типологические особенности в | |общественных отношений, в которую включен человек. |

|нервной деятельности человека. – М.: Просвещение, 1969. | | |

| | | |

|Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и| | |

|различения) посвящен огромный раздел психологии – | | |

|психофизика. | | |

|А. Н. Леонтьев считает данную попытку построения | |О порогах чувствительности см.: |

|иерархии неудачной. Он считает, что иерархические | |Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов.радио, 1966. |

|отношения между мотивами являются релятивными | |Стивенс С. С. Экспериментальная психология. – М., |

|(относительными) и определяются складывающимися связями | |Изд. ИЛ, 1963. |

|деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы | |Рассматривая ощущение как отражение, нужно помнить и о |

|всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов. | |другой стороне – регуляторной. Оценка расстояния, сила |

|Концепции мотивации | |действия руки на предмет, громкость произнесенного слова|

|Существует огромное количество концепций мотивации. | |регулируются возникшими ощущениями. |

|Условно их можно свести к трем основным направлениям. | |Актуальный вопрос в теории ощущений – чувствительность в|

|Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе | |структуре личности. Он наиболее полно разработан |

|организма автоматически приводит к появлению | |Б. Г. Ананьевым в учении о сенсорной организации |

|соответствующей потребности и к возникновению | |личности. См.: Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ,|

|биологического импульса, который как бы толкает | |1961. С. 89-112. |

|индивидуума к его удовлетворению. | |О развитии чувствительности см.: |

|Теория оптимальной активации. Организм стремится | |Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – М.: |

|поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий | |Изд. АПН РСФСР, 1960. С. 122-137. |

|ему функционировать наиболее эффективно. | |Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961. |

|Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм | |Люблинская А. А. Детская психология. – М., Просвещение, |

|выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать | |1971. С. 35-155. |

|выбор, надо обратиться к процессу мышления. | |Восприятие |

| | |Восприятие, как и любой другой психический феномен, |

| | |можно рассматривать как процесс и как результат. |

| | |Восприятие делает возможным целостное отражение мира, |

| | |создание интегральной картины действительности, в |

| | |отличие от ощущений, отражающих отдельные качества |

| | |реальности. |

| | |Итог восприятия – интегральный, целостный образ |

| | |окружающего мира, возникающий при непосредственном |

| | |воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. |

| | |Свойства восприятия: |

| | |Константность – относительная независимость образа от |

| | |условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. |

| | |Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за |

| | |предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий|

| | |восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, |

| | |условия освещенности, угол восприятия и т.д.). См.: |

| | |Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. |

| | |Индивидуальное развитие человека и константность |

| | |восприятия. – М.: Просвещение, 1986. С. 9-39. |

| | | |

|Предметность – объект воспринимается нами как | |самосохранения; далее – уверенность, престижность, |

|обособленное в пространстве и времени отдельное | |любовь. На вершине иерархии – познавательные и |

|физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется | |эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и |

|во взаимообособлении фигуры и фона. См.: Коффка К. | |самоактуализации личности. |

|Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия| |Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу) |

|по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,| |физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); |

|М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975. С. 96-113. | |потребность в безопасности (стабильность, порядок); |

|Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей| |потребности в любви и принадлежности (семья, дружба); |

|и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта | |потребность в уважении (самоуважение, признание); |

|этого свойства: а) объединение разных элементов в целом;| |потребность в самоактуализации (развитие способностей). |

|б) независимость образованного целого от качества | |Иерархическая пирамида потребностей |

|составляющих его элементов. См.: Найссер У. Познание и | |(по А. Маслоу) |

|реальность. – М., 1981. С. 281-295. | |[pic] |

|Принципы организации восприятия (свойства предметности и| | |

|целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и | | |

|проанализированы представителями гештальтпсихологии | | |

|(М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.). | | |

|Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.