| | |Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме |
| | |конституции и темперамента); |
| | |психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д.|
| | |Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений|
| | |человека); |
| | |идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер |
| | |заключается в торможении инстинктов, которое определяет |
| | |этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и |
| | |какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних |
| | |имманентных свойств личности. Бауд: характер |
| | |определяется социальным положением человека и т.д.). |
| | |В отечественной психологии исследование характера |
| | |связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, |
| | |А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, |
| | |Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.). Здесь также |
| | |можно выделить различные направления: идеалистические, |
| | |биологизаторские, материалистические. Опираясь на |
| | |различные подходы к этой теме, можно отметить |
| | |социально-оценочный оттенок при определении характера; |
| | |значительную устойчивость психологических характеристик.|
|Для способностей характерна возможность переноса | |Функциональная структура психики (в психологических |
|выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом| |категориях), |
|новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее | |представленная в радиально-круговой системе координат |
|задачами не последовательностью способов действия, а | |(По В. А. Ганзену) |
|требованиями к тем же психическим свойствам человека. | |[pic] |
|Основу способностей составляют задатки. Задатки – это | |Форма представления функциональной структуры психики в |
|природные предпосылки, которые являются условием | |радиально-круговой системе координат имеет явные |
|развития способностей не только в смысле того, что они | |преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше |
|придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле | |согласована с возможностями отражающей системы человека,|
|того, что они в известных пределах могут определять | |здесь значительно нагляднее проявляются соотношения |
|содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К| |между компонентами психики. |
|задаткам относятся не только анатомо-морфологические и | |Приведенные схемы структуры психики касаются прежде |
|физиологические свойства мозга, но и психические | |всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о |
|свойства в той степени, в которой они прямо и | |наличии бессознательного уровня в структуре психики. |
|непосредственно обусловлены наследственностью. | |Бессознательными могут быть как процессы психического |
|Способности – понятие динамическое. Они формируются, | |отражения, так и процессы регулирования. В понятие |
|развиваются и проявляются в деятельности. | |бессознательного разные авторы вносят различный смысл |
|Общие и специальные способности | |(например, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. Н. Узнадзе и т.д.) |
|Специальные способности – способности к определенным | | |
|видам деятельности (математические способности, | | |
|музыкальные способности, педагогические и т.д.). | | |
|Общие способности – это способность к развитию | | |
|специальных способностей. | | |
|Одаренность – это качественно своеобразное сочетание | | |
|способностей, от которого зависит возможность достижения| | |
|большего или меньшего успеха в выполнении той или другой| | |
|деятельности. | | |
|Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной | | |
|деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования| | |
|способностей нет, хотя традиционно именно сфера | | |
|умственной деятельности исследовалась и продолжает | | |
|исследоваться в связи со способностями. | | |
|Высокое общее умственное развитие может не | | |
|сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной | | |
|области способностей или каким-либо видом специальной | | |
|одаренности. Однако проявление и достижение высоких | | |
|специальных способностей, специальной одаренности | | |
|немыслимо без наличия общих способностей, общей | | |
|одаренности. См.: Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. | | |
|Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – | | |
|Л.: ЛГУ, 1960. | | |
|В соответствии с этим по-разному выглядит структура | |Темперамент |
|бессознательного. Фрейдовское "Ид" – это совокупность | |Темперамент – биологический фундамент, на котором |
|биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, | |формируется личность. Он отражает динамические аспекты |
|желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура | |поведения, преимущественно врожденного характера. |
|бессознательного. Она включает в себя такие элементы: | |В. С. Мерлин считает свойствами темперамента |
| | |индивидуальные особенности, которые |
|Индивидуальное бессознательное: | |регулируют динамику психической деятельности в целом; |
|тень (аналог фрейдовского "Ид") | |характеризуют особенности динамики отдельных психических|
|Анима и Анимус | |процессов; |
|самость | |имеют устойчивый и постоянный характер; |
|Коллективное бессознательное | |находятся в строго закономерных соотношениях, |
| | |характеризующих тип темперамента; |
|С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного | |однозначно обусловлены общим типом нервной системы. |
|следует свести или даже заменить понятием психической | | |
|установки. | |Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические |
|Литература: | |особенности, если они представляют собой особенности |
|Бессознательное. Природа, функции, методы | |темперамента, не обусловлены никаким объективным |
|исследования:В 4-т. – Тбилиси: Мецниереба, 1978. | |содержанием деятельности. (Кстати, по мнению |
|Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ,| |В. С. Мерлина, свойства темперамента, вопреки |
|1984. | |психологическим традициям, нельзя относить к свойствам |
|Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и | |личности. Свойства темперамента характеризуют не |
|гносеологические основания системного подхода. //Психол.| |личность, а индивидуальность). |
|журн. – 1982, т.3. | |Способности |
|Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. – М.: | |По определению Б. М. Теплова, способности – это |
|Мысль, 1972. | |индивиду-ально-психологические особенности, отличающие |
|Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. | |одного человека от другого и имеющие отношение к |
|– М.: Наука, 1982. | |успешности выполнения деятельности. Говоря о |
|Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – | |способностях, необходимо иметь в виду следующее: |
|Служебный перевод. | |Это особенности, отличающие одного человека от другого. |
|Методы психологии | |Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает |
|Подробное обсуждение методов психологии не входит в | |индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, |
|задачу данного курса. В пособии приводится одна из | |оригиналь-ность и самобытность приемов, используемых в |
|наиболее удачных современных классификаций методов | |деятельности. |
|психологического исследования | |Способности служат успешному выполнению деятельности. |
| | |Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, |
| | |полагают, что в данном случае логичнее говорить об |
| | |обучаемости как успешности в приобретении умений, |
| | |знаний, навыков. |
|Нейротипические (нейродинамические) свойства человека | |[pic] |
|Нейротипические свойства входят в структуру индивидных | | |
|свойств. Основаниями для этого являются: | | |
|простота, обобщенный характер этих свойств; | | |
|их генетическая первичность; | | |
|отнесенность к субстрату психического. | | |
|Нейродинамические свойства связаны с нижележащими | | |
|уровнями организма (восстановительные функции организма;| | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|