|отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. | | |
|Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие | | |
|бессознательного, так как внутренняя структура и | | |
|сущность его остается нераскрытой и толкуется по | | |
|аналогии с сознательными процессами. Узнадзе признает | | |
|заслуги Фрейда в разработке проблем, связанных с | | |
|бессознательным психическим. | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|Умственные действия формируются посредством перехода | |Главная функция самосознания – сделать доступными для |
|материальных действий в оперирование предметными | |человека мотивы и результаты его поступков и дать |
|психологическими структурами разных уровней (восприятие,| |возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить|
|представление, понятие). Это оперирование реализуется | |себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек|
|сначала средствами громкой внешней речи, а затем и речи | |может заняться либо самосовершенствованием, либо при |
|внутренней. Последний уровень – высшая форма "чисто | |помощи защитных механизмов устранить из сознания эти |
|умственного", "идеального" действия. | |неприятные сведения. |
|Изменение операндов (вещественных или психологических | |Литература: |
|предметных структур, являющихся объектами оперирования: | |Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского |
|материальные вещи, образы, понятия, символы, концепты, | |самосознания. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, |
|конструкты) приводит к изменению характеристик | |1980. |
|мыслительных операций. См.: Веккер Л. М. Психические | |Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. |
|процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981. | |Очерки российской психологии. – М., 1994. |
|Важнейшей характеристикой мыслительного процесса | |Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях |
|является обратимость мыслительных операций. Мышление как| |личности. – М., 1989. |
|процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод| |Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. |
|информации с языка образов на язык символов. См.: | |– М., 1977. |
|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: | |Сознание и бессознательное |
|ЛГУ, 1974-1981. | |В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень|
|Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. –| |немногие сигналы из внутренней и внешней |
|М., 1969. | |среды.Осознаются в данный момент времени те объекты, |
|Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. //Вопр.| |которые создают препятствия для нормального продолжения |
|психол. – 1966. – № 5. | |регулирования поведения или в силу других причин |
|Характеристики мысли | |являются значимыми для человека. Возникшие затруднения |
|как результата мыслительного процесса | |или значимые раздражители привлекают внимание и, таким |
|Отдельной структурной единицей мысли является суждение. | |образом, осознаются. После нахождения нового способа |
|Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное | |регулирования или решения затруднительной ситуации |
|предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и | |управление снова передается подсознанию. |
|связки. См.: | |Таким образом, к сфере подсознания относятся так |
|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: | |называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, |
|ЛГУ, 1974-1981. С. 28-85. | |профессиональные навыки и т.д.). В сферу подсознания |
|Сеченов И. М. О предметном мышлении с физиологической | |входят также психические явления, имеющие субъективный |
|точки зрения. //Иэбр. философ. и психол. произведения. –| |компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, |
|М., 1947. | |просоночное состояние взрослого, послеобморочное |
|Сеченов И. М. Элементы мысли. //Иэбр. философ. и психол.| |состояние и т.д.). Наиболее интересна та часть сферы |
|произведения. – М., 1947. | |подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. |
| | |Фрейд считает, что бессознательное – это не столько те |
| | |процессы, на которые не направляется внимание, сколько |
| | |переживания, подавляемые сознанием, такие, против |
| | |которых сознание воздвигает мощные барьеры. |
|[pic] | |Стадии развития мышления |
|Еще один вариант структуры сознания предлагается Ф. Е. | |В становлении мышления выделяются две стадии: |
|Василюком. | |допонятийное мышление; |
|Литература: | |понятийное мышление. |
|Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и | |Одновременно со становлением понятий происходит развитие|
|методология психологии. //Методологические и | |операций мышления. Для допонятийного мышления характерна|
|теоретические проблемы психологии. /Под ред. | |своя логика и организация. См.: |
|Е. В.Шороховой. – М.: Наука, 1969. | |Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. |
|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | |исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. |
|М.: МГУ, 1975. | |Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная |
|Сознание и самосознание | |анатомия головного мозга. – М., 1958. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|