|Блонский П. П. Память и мышление. //Избр. психолог. | |сознания – это восприятие и переживание ребенком |
|произведения. – М., 1964. | |результатов своего собственного действия. Постепенно |
|Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1974. | |начинают осознаваться не только эффекты действий, но и |
|Ипполитов Ф. В. Память школьника. – М., 1978. | |процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие |
|Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. | |сознания осуществляется путем перехода от сознания |
| | |отдельных моментов действия к целенаправленной |
|Внимание | |планомерной деятельности. При этом все состояние |
|Вниманием называется выделение, выбор актуальных, | |бодрствования становится сплошным "потоком сознания", |
|личностно значимых сигналов. Как и память, внимание | |переключаемого с одного вида деятельности на другой. |
|относится к так называемым "сквозным" психическим | |"Сознание как активное отражение объективной |
|процессам, так как присутствует на всех уровнях | |действительности есть регулирование практической |
|психической организации. | |деятельности человека в окружающем его мире" |
| | |По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле |
| | |охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, |
| | |эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более |
| | |узком смысле сознание представляет собой итог интеграции|
| | |когнитивных и эмоциональных процессов. |
| | |Совершенно иной взгляд на сознание характерен для |
| | |представителей восточных учений. Вот выдержка из работы |
| | |основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: |
| | |"Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он |
| | |отнюдь не охватывает всех возможных |
|сознания | |Традиционно внимание связывают прежде всего с |
|Определение сознания | |ограничением поля восприятия, то есть с такой |
|Определение сознания сталкивается с большим количеством | |организацией восприятия, при которой человек |
|трудностей, связанных с очень разными подходами к этой | |воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), |
|проблеме. Проблема сознания является одной из | |предвосхищая структуру информации, которая будет при |
|глобальнейших и сложнейших проблем в психологии | |этом получена. |
|Основные подходы к проблеме | |Внимание осуществляет выбор той информации, которая |
|"Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, | |будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки |
|что мы вообще находим в себе какие бы то ни было | |информации у человека могут иметь дело в данный момент |
|психические состояния". Сознание психологически | |времени лишь с одним объектом. Фиксированный объем |
|представляет собой, с этой точки зрения, как бы | |является основной характеристикой внимания. Объем |
|внутреннее свечение, которое бывает ярким или | |внимания нельзя изменить с помощью обучения и |
|помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при| |тренировки. |
|глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только| |Последовательность анализа среды (направление внимания) |
|чисто формальные свойства; их и выражают так называемые | |зависит от двух групп факторов: |
|психологические законы сознания: единства, | |структура внешних раздражителей (физические параметры |
|непрерывности, узости и т.д. | |сигнала: интенсивность, частота и т.д.); |
|По мнению У. Джеймса, сознание есть "хозяин психических | |структура внутреннего поля, определяемой деятельностью |
|функций", то есть фактически сознание отождествляется с | |человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и |
|субъектом. | |т.д.). |
|Сознание – это особое психическое пространство, "сцена" | |Внимание сопровождается приспособительными движениями, |
|(К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но| |но не сводится к ним. Сущность внимания в избирательном |
|не ее предметом (Наторп). Хотя его существование | |характере психической деятельности. |
|представляет собой основной и вполне достоверный | |Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность|
|психологический факт, оно не поддается определению и | |психической деятельности. |
|выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно,| |Виды внимания |
|потому что оно само есть качество – качество психических| |Если направленность и сосредоточенность носят |
|явлений и процессов; это качество выражается в их | |непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном |
|презентированности (представленности) субъекту (Стаут). | |внимании. По мнению К. К. Платонова, одной из форм |
|Качество это не раскрываемо, оно может только быть или | |непроизвольного внимания является установка (состояние |
|не быть. | |готовности или предрасположенности личности к действию |
|Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент | |определенным образом). |
|на психологической бескачественности сознания. | |Если направленность и сосредоточенность внимания связаны|
|Несколько иная точка зрения у представителей французской| |с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.|
|социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). | | |
|Психологическая бескачественность сознания здесь | |Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – |
|сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на | |послепроизвольное внимание (это внимание, естественно |
|которую проецируются понятия, концепты, составляющие | |сопровождающее деятельность личности; возникает оно, |
|содержание общественного сознания. Этим сознание | |если личность поглощена деятельностью; связано с |
|отождествляется со знанием: сознание – это "со-знание", | |наличной системой ассоциаций). |
|продукт общения знаний. | |Одни авторы склонны отождествлять внимание с |
| | |ориентировочной деятельностью (А. Н. Леонтьев, |
| | |А. В. Запорожец, А. И. Розов, Ж. Годфруа и др.). Другие |
| | |(П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая) считают внимание |
| | |самостоятельной формой психической деятельности, а |
| | |именно психологической формой контроля. При этом не |
| | |всякий контроль можно считать вниманием. |
|Пока контроль выполняется как развернутая предметная | |Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование |
|деятельность, он сам требует внимания. Контроль | |начинается там, где имеется как минимум двухуровневая |
|становится вниманием, когда достигает уровня идеального,| |иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести|
|сокращенного и автоматизированного действия. | |уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, |
|Н. Ф. Добрынин считает внимание определенной | |который отвечает критериям интеллектуальной, |
|организацией психической деятельности. | |эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности . |
|Характеристики внимания | |Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли |
|Устойчивость – длительность привлечения внимания к | |И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная |
|одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. | |сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование|
|Устойчивость определяется периферическими факторами, не | |включает в себя следующие компоненты: |
|превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание | |когнитивный; |
|внимания. Период устойчивости центрального внимания | |эмоциональный; |
|может достигать нескольких минут. При этом длительность | |поведенческий (деятельный). |
|привлечения центрального внимания, по мнению | |В структуру волевого акта включаются следующие |
|С. Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно | |составляющие: |
|раскрывать в объекте новое содержание. | |побуждение и осознание цели; |
|Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала | |борьба мотивов; |
|при ограниченности поля восприятия. Согласно принципу | |акт принятия решения; |
|доминанты А. А. Ухтомского, концентрация внимания | |исполнение. |
|является следствием возбуждения в доминантном очаге при | |Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает|
|одновременном торможении остальных зон коры головного | |из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием |
|мозга. | |побуждений к действию как мотивов и его результата как |
|Распределение внимания – субъективно переживаемая | |целей (С. Л. Рубинштейн). |
|способность человека удерживать в центре внимания | |Воля возникает, когда человек способен к рефлексии |
|определенное число разнородных объектов одновременно. | |собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля|
|Переключаемость – это скорость перехода от одного вида | |неразрывно связана с наличным планом действий. |
|деятельности к другому (рассеянность – плохая | |Посредством волевого действия человек планово |
|переключаемость). | |осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои |
|Предметность внимания связана со способностью выделять | |импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую |
|определенные комплексы сигналов в соответствии с | |действительность в соответствии со своим замыслом. |
|поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью | |Литература: |
|сигналов и т.д. | |Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: |
|Литература: | |ЛГУ, 1974-1981. |
|Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное | |Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. – Минск, |
|формирование внимания. – М., 1974. | |1966. |
|Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М.: Мир, 1992.| |Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в |
| | |спорте. – Л., 1977. |
|Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|