|Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, | | |
|1992. | |Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. |
|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | |Выготский Л. С. Исторический смысл психологического |
|М.: МГУ, 1975. | |кризиса. Собр. соч. в 6 томах. – Т.1, М., 1982. |
|Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. | |Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 томах. –|
|Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. | |Т. 2, М., 1982. |
|– М.: Прогресс, 1988. | |Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления.|
|Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – | |– М., 1965. |
|Служебный перевод. | |Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М.: Мир, |
|Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. | |1992. |
|Структура и функции психики | |Гостев А. А. Образная сфера человека. – М., 1992. |
|Основными функциями психики являются отражение и | |Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л.:|
|регулирование. | |ЛГУ, 1984. |
|Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение| |Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993. |
|регулируется, а регулирование основано на информации, | |Изард К. Эмоции человека. – М., 1980. |
|полученной в процессе отражения. "Единство психики как | |Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924. |
|системы выражается в общей ее функции: являясь | |Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1975. |
|субъективным отражением объективной действительности, | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., |
|она выполняет функцию регуляции поведения" | |1969. |
|Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает | |Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979. |
|целостность психики в норме, единство всех психических | |Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973. |
|проявлений, интеграцию всей внутренней психической | |Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. |
|жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное | |Платонов К. К. Система психологии и теории отражения. – |
|взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с | |М., 1982. |
|окружающей средой. Человек – активная система, и в | |Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В. К. Вилюнаса, |
|окружающем его мире также много активных объектов. | |Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1984. |
|Поэтому следует различать активное и реактивное | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. (Любое |
|отражение, активное и реактивное регулирование. | |издание). |
|Тогда функциональная структура психики человека в | |Сеченов И. М. Элементы мысли. – М., 1935. |
|общенаучных категориях выглядит так: | |Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология |
| | |эмоций.- М., 1961. |
| | |Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., |
| | |1961. |
| | |Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – |
| | |Служебный перевод. |
| | |Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др.|
| | |– М.: МГУ, 1976. |
| | |Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – |
| | |М.: МГУ, 1981. |
| | |Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. |
| | |Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975. |
| | |Юнг К. Психологические типы. – М., 1928. |
|Характер формируется на основе темперамента под влиянием| |Функциональная структура психики человека в общенаучных |
|условий жизни. В характере черты темперамента содержатся| |категориях |
|в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не | |(по В. А. Ганзену) |
|приняты человеком. Особое значение для формирования | |[pic] |
|характера имеют первые годы жизни человека (см. | | |
|З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б. Г. Ананьев). | |Функциональная структура психики человека в |
|Структура характера | |психологических понятиях |
|В структуре характера разные авторы выделяют различные | |(по В. А. Ганзену) |
|свойства. | | |
|Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и | | |
|условием цельности личности и к основным его свойствам | | |
|относит направленность, привычки, коммуникативные | | |
|свойства, эмоционально-динамические проявления, | | |
|сформированные на основе темперамента. | | |
|А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру | | |
|характера такие пары свойств: | | |
|уравновешенность – неуравновешенность; | | |
|сензитивность – агрессивность; | | |
|широту – узость; | | |
|глубину – поверхностность; | | |
|богатство, содержательность – бедность; | | |
|силу – слабость. | | |
|Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его | | |
|цельность, сложность, динамичность, оригинальность, | | |
|силу, твердость. Эти и множество других попыток | | |
|выделения структурных свойств характера требуют анализа | | |
|и обобщения. | | |
|Литература: | | |
|Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. //Избр. | | |
|психол. труды. – М.: Педагогика, 1980. | | |
|Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском | | |
|возрасте. – М.: Просвещение, 1968. | | |
|Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности | | |
|человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. | | |
|Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924. | | |
|Лазурский А. Ф. Очерк науки о характере. – Пб., 1917. | | |
|Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: Просвещение, | | |
|1969. | | |
|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | | |
|М.: МГУ, 1975. | | |
|Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. | | |
|[pic] | |Литература: |
| | |Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности |
| | |человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. |
| | |Крутецкий В. А. Психология математических способностей |
| | |школьников. – М.: Просвещение, 1968. |
| | |Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922. |
| | |Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии |
| | |личности. Вып. 6. – Пермь, 1970. |
| | |Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. |
| | |Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.|
| | | |
| | |Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.|
| | | |
| | |Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., |
| | |1961. |
| | |Характер |
| | |Характер – совокупность устойчивых индивидуальных |
| | |особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в |
| | |деятельности и общении, обусловливая типичные для нее |
| | |способы поведения. |
| | |Понятие характера весьма различается в различных |
| | |теоретических построениях. В современной зарубежной |
| | |характеро-логии можно выделить три направления: |
| | |конституционно-биологическое (связано с именем |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|