|//Психологическая наука в СССР. – Т. 1, М.: Изд. АПН | |Селиванов В. И. Психология волевой активности. – Рязань,|
|РСФСР, 1959. | |1974. |
|Поварнин Н. И. Внимание и его роль в простейших | |Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии. //Вопр. |
|психических процессах. | |психол. – 1964. – № 4. |
|Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – | |Розов А. Н. К вопросу о теории внимания. //Вопр. |
|М.: Прогресс, 1979. | |психол. 1956. – № 6. |
|Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987. | |Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др.|
|Тихомиров О. К., Виноградов Е. В. Эмоции в функции | |– М.: МГУ, 1976. |
|эвристик. //Психол. исследования. – М., 1969. | |Интеллект |
| | |Существует огромное количество подходов к определению |
|Теории эмоций | |понятия "интеллект". |
|Теории происхождения эмоций весьма многочисленны. | |Для большинства психологов в настоящее время это понятие|
|Особенно интересными являются следующие: | |ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому |
|моторная теория эмоций Джеймса-Ланге. См.: | |опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям |
|Джеймс У. Психология. – Пг., 1922; | |(В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш,|
|Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический | |Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк. |
|этюд. СПб., 1896; | |Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения. |
|психоаналитическая теория; | |Имеются и более конкретные определения интеллекта. Так, |
|интеллектуалистическая; | |М. Шюрер считает, что интеллект – это "относительно |
|когнитивная; | |постояная структура онтогенетически обусловленных |
|активационно-энергетическая; | |способностей индивида постигать и создавать осмысленные |
|мотивационная; | |или также функциональные связ |
|теория дифференциальных эмоций. См.: Изард К. Эмоции | |Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей |
|человека. – М.: МГУ, 1980. | |одаренности личности и представляет собой совокупность |
|Воля | |общих умственных способностей Эту позицию разделяет и |
| | |Ч. Спирмен. |
|Воля – высший уровень произвольной регуляции | |Оригинальныый подход к пониманию интеллекта предложил |
|деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при | |Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как |
|достижении цели. | |многоуровневую организацию познавательных сил, |
|Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие: | |охватывающую психофизиологические процессы состояния и |
|Непроизвольная регуляция: | |свойства личности. Эта организация связана “с |
|допсихические непроизвольные реакции; | |нейродинамическими, вегетативными и метаболическими |
|образная (сенсорная и перцептивная) регуляция. | |характеристиками человека. Они являются своеобразными |
|Произвольная регуляция: | |эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной |
|речемыслительный уровень регулирования. | |работоспособности и цену интеллектуального напряжения, |
|. Волевая регуляция | |степень их полезности и вредности для здоровья |
|.Специфика волевого регулирования | |человека.. |
|Традиционно считается, что главное для возникновения | | |
|волевого регулирования – наличие преград, препятствий | | |
|при достижении цели. См.: | |Л. М. Веккер считает интеллект категорией, охватывающей |
|Краткий психологический словарь. /Под ред. | |целостно функционирующую совокупность познавательных |
|А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985. | |процессов. |
|2. Практикум по общей психологии. /Под ред. | |Согласно Дж. Гилфорду, интеллект – многомерное явление, |
|А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. | |некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по |
| | |трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. |
| | |Умственная операция, включение в интеллектуальное |
| | |действие, может быть: |
| | | |
|по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, | |Факторы возникновения эмоций |
|позна-ние; | |На возникновение эмоций влияют следующие факторы: |
|по продукту: единица, класс, отношение, система, | |индивидуальные (типологические) особенности субъекта; |
|трансфор-мация, рассуждение; | |фактор времени; |
|по содержанию: действие с объектами, символами, | |характер потребностей; |
|преобразо-вание смыслов (семантические операции), | |уровень умственного развития человека и его способность |
|поведение. | |интегрировать различные элементы информации в целое |
|Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных | |(способность к целостной оценке ситуации) и т.д. |
|интеллектуальных процессов – частных способностей. Они | |П. В. Симонов полагает, что эти и многие другие факторы |
|образуются как всевозможные сочетания операций, | |лишь обеспечивают многообразие эмоций. Необходимыми и |
|содержаний и мыслительной деятельности. | |достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2)|
|Для оценивания уровня развития интеллекта обычно | |вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),...] ,|
|применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными| |где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и |
|являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера. | |качество актуальной потребности, Ин – информация о |
|Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью | |средствах, прогностически необходимых для удовлетворения|
|тестов не определилось до конца. | |потребности, Ис – информация о средствах, которыми |
|Литература: | |располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка |
|Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 2, М., | |вероятности удовлетворения потребности на основе |
|1982. | |врожденного и онтогенетического опыта. Низкая |
|Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая | |вероятность удовлетворения потребности ведет к |
|диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978. | |возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При |
|Веккер Л. М. Психические процессы. В 3-х томах. – Т. 2. | |возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с |
|Мышление и интеллект. – Л., 1976. | |ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают |
|Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. //Психология | |положительные эмоции |
|мышления. – М.: Прогресс, 1965. | | |
|Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков | |Об информационной теории эмоций см.: |
|человеческого интеллекта. М., 1976. | |Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология |
|Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология | |эмоций. – М., 1979. |
|интеллекта. – М., 1969. | |Симонов П. В. Эмоциональный мозг. – М., 1981. |
|Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. –| |Функции эмоций |
|М., 1969. | |Эмоции выполняют следующие функции: |
|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: | |отражательно-оценочную; переключающую; |
|Педагогика, 1973. | |подкрепляющую; компенсаторную (замещающую); |
|Речь и язык | |побудительную; дезорганизующую; |
|Возникновение и развитие языка знаменует собой появление| |функцию "аварийного" разрешения ситуаций; |
|новой особой формы отражения действительности и | |предвосхищающую; эвристическую; |
|управления ею. При помощи языка осуществляется | |функцию синтезирующей основы образа, целостности |
|отвлеченное мышление (то есть выход за пределы | |отражения; |
|непосредственного отражения действительности), | |функцию активации и мобилизации организма; |
|происходит | |экспрессивную. |
| | |Подробнее о функциях эмоций см.: |
| | |Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.:|
| | |МГУ, 1976. |
| | |накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык |
|Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, | |является важнейшим инструментом взаимодействия между |
|окрашивающее все поведение человека. | |людьми и одним из важнейших средств развития |
|Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной | |человеческой психики. |
|и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в| |Язык является сложной системой кодов, которая |
|таком состоянии, характерен комплекс реакций для | |сформировалась в общественной истории. Основным |
|приспособления к новым условиям: | |элементом языка является слово. Слово является средством|
|реакция тревоги; | |кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, |
|сопротивление; | |выделяет признаки, действия, отношения). |
|истощение. | |Происхождение и развитие слова |
|По мнению Г. Селье (см."Общий адаптационный синдром"), | |Слово как клеточка языка имеет не только аффективные |
|стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его | |корни. Выражением исключительно аффективных состояний |
|нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный | |является "язык" животных. Согласно Л. С. Выготскому и |
|уровень стресса, при котором достигается наибольшая | |его последователям, слово как знак, обозначающий |
|эффективность деятельности. | |предмет, возникло из труда, из предметного действия. На |
|Все эмоциональные проявления характеризуются | |первых этапах истории слово было вплетено в практику и |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|