|1983. | |С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957. |
|Промежуточная (буферная) память – промежуточная | |При анализе механизмов сознания важно преодоление так |
|инстанция между кратковременной и долговременной | |называемой мозговой метафоры. Сознание является |
|памятью. Здесь информация сохраняется до возможности | |продуктом и результатом деятельности систем, к которым |
|перевести ее в долговременную память. Очищение буферной | |относится и индивид, и общество, а не только мозг. |
|памяти и категоризация информации, накопленной за день, | |Важнейшим свойством таких систем является возможность |
|происходит во время сна. См.: | |создания недостающих им функциональных органов, своего |
|Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 1974.| |рода новообразований, которые в принципе невозможно |
| | |редуцировать к тем или иным компонентам исходной |
|Латаш Л. П., Манов Г. А. Связь дельта-сна и физического| |системы. Сознание должно выступать в качестве |
|компонента "быстрого сна" с сохранением и | |"суперпозиции функциональных органов". |
|воспроизведением заученного перед сном словесного | | |
|материала. //Физиология человека. – 1975. – № 2. | | |
|Долговременная память не ограничена по объему и времени | |Свойства сознания как функционального органа: |
|сохранения информации. Но не всегда информация может | |реактивность; |
|быть вовремя извлечена. Доступность информации | |чувствительность; |
|определяется организацией хранения. Имеется два типа | |диалогизм; |
|хранения информации в долговременной памяти: с | |полифоничность; |
|произвольным доступом к информации (информация | |спонтанность развития; |
|непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа | |рефлексивность. |
|(информация хранится в неизменном виде). | |Функции сознания |
|Скорость извлечения информации из долговременной памяти | |К основным функциям сознания относятся следующие: |
|зависит от следующих факторов: | |отражательная; |
|величины класса (количества альтернатив, из которых | |порождающая (творческая, или креативная); |
|производится выбор); | |регулятивно-оценочная |
|ценности информации; | | |
|установки человека; | |рефлексивная; |
|логической категоризации. | |духовная; |
|Факторы, определяющие сохранение информации в | | |
|долговременной памяти: | | |
|привычность материала; | | |
|контекст; | | |
|принцип специфичности кодирования; | | |
|мотивация; углубление в изучаемый материал | | |
|. | | |
|диапазонов сознания, точно так же как человеческое | |Процессы памяти |
|зрение не может охватить все цветовые оттенки, а | |Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, |
|человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество| |углубляется во время передачи информации в |
|звуков и цветов, которые находятся выше или ниже | |кратковременную память и укрепляется в долговременной |
|доступного человеку диапазона, которые человек не может | |памяти (где происходит анализ и идентификация |
|видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания | |информации). |
|выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не| |Хранение – накопление материала в памяти. Хранение |
|имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными | |по-разному осуществляется для эпизодической |
|сознания – супраментальный или глобально-ментальный и | |(автобиографической) и семантической памяти. В |
|субментальный планы. ...То, что мы называем | |эпизодической памяти хранится информация о различных |
|"несознанием" – это просто иное сознание. ...На самом | |событиях нашей жизни. Семантическая память содержит |
|деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы| |правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных|
|находимся под влиянием наркотиков, или когда мы | |действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные |
|"мертвы", или находимся в любом другом состоянии – в это| |данной культуре. Семантическая память служит своего рода|
|время мы не более бессознательны, чем при глубокой | |каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в |
|внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы| |эпизодической памяти. |
|не замечаем ни нашего физического "Я", ни того, что нас | |Способы организации информации в памяти: |
|окружает... По мере того как мы продвигаемся вперед и | |пространственная организация, лежащая в основе |
|пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам | |построения "когнитивных карт" (позволяет установить |
|становится ясно, что сознание присутствует и в | |связи и "опорные точки" в физическом пространстве); |
|растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в| |ассоциативная организация (группировка элементов с |
|любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, | |какими-либо общими признаками); |
|что оно ни в каком отношении не является низшей или | |иерархическая организация (каждый элемент информации |
|более ограниченной формой по сравнению с ментальной; | |относится к определенному уровню в зависимости от того, |
|наоборот, во многих "неживых" формах оно является более | |какой категории – более общей или более частной – он |
|интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в | |соответствует). |
|направлении к поверхности". | |Воспроизведение (извлечение). Информация всегда |
|По мнению ряда авторов (например, представителей | |воспроизводится на основе той структуры, в составе |
|трансперсональной психологии), возможен выход человека | |которой она запоминалась. Извлечение информации может |
|за пределы индивидуального сознания. См.: Гроф С. За | |осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.|
|пределами мозга. – М., 1993. | | |
|Литература: | |Поскольку очень важную роль в извлечении информации из |
|Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.| |памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать |
|– М.: Наука, 1977. | |какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а |
|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.3, Л.: | |не воспоминание считают более чувствительным показателем|
|ЛГУ, 1974-1981. | |фактического объема усвоенного материала. |
|Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. | |Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы |
|– М., 1960. | |памяти. С помощью забывания человек поднимается над |
|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | |бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает |
|М.: МГУ, 1975. | |себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.|
|Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957. | | |
|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: | |Факторы, влияющие на забывание: |
|Педагогика, 1973. | |возраст; |
|Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – | |характер информации и степень ее использования; |
|СПб., 1992. | | |
|интерференция: проактивная интерференция, связанная с | |Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского |
|событиями, происходящими до запоминания информации; | |на сознание. Он пишет о том, что сознание – это |
|ретроактивная интерференция, связанная с событиями, | |рефлексия субъектом действительности, своей |
|происходящими после запоминания материала; | |деятельности, самого себя. "Сознательно то, что |
|подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение | |передается в качестве раздражителя на другие системы |
|следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в | |рефлексов и вызывает в них отклик". "Сознание есть как |
|область бессознательного. Современные психологи | |бы контакт с самим со-бой". Сознание есть со-знание, но |
|предпочитают говорить о мотивированном забывании. С | |лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может |
|помощью него человек пытается "уйти" от неприятных | |существовать только при наличии общественного сознания и|
|сторон той или иной ситуации). См.: Годфруа Ж. Что такое| |языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не |
|психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: Мир, 1992. С. 353-358. | |дано изначально и не порождается природой, сознание |
|О процессах памяти см.: | |порождается обществом, оно производится. Поэтому |
|Выготский Л. С. История развития высших психических | |сознание не постулат и не условие психологии, а ее |
|функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – Т. 3, М., 1984. | |проблема – предмет конкретно-научного психологического |
|Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1981. | |исследования. При этом процесс интериоризации (то есть |
|Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., | |вращивания внешней деятельности во внутренюю) состоит не|
|1978. | |в том, что внешняя деятельность перемещается в |
|Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., | |предсуществующий внутренний "план сознания"; это |
|1968. | |процесс, в котором этот внутренний план формируется. |
|Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная | |Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, |
|анатомия головного мозга. – М., 1958. | |являются словесные значениясистема, работающая как |
|По происхождению различают два вида памяти: генетическую| |единое целое и определяющая каждое отдельное знание.. |
|(наследственную) и прижизненную. В прижизненную память | |Эта работающая система есть состояние бодрствования |
|входят двигательная, образная (зрительная, слуховая, | |человека, или, другими словами, специфически |
|кинестетическая и т.д.), эмоциональная, символическая | |человеческая характеристика бодрствования и есть |
|(словесная и логическая) и волевая память. | |сознание" По Ананьеву, со-знание выступает как |
|О видах памяти см.: | |составная часть эффекта действия. Первоначальные факты |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|