|формирования лабильного типа. | |
|Главная черта лабильного типа - | |
|крайняя изменчивость | |
|настроения... | |
|Можно говорить о намечающемся | |
|формировании лабильного типа в | |
|случаях, когда настроение | |
|меняется слишком часто и | |
|чрезмерно круто, а поводы для | |
|этих коренных перемен бывают | |
|ничтожными. Кем-то нелестно | |
|сказанное слово, неприветливый | |
|взгляд случайного собеседника, | |
|некстати пошедший дождь, | |
|оторвавшаяся от костюма пуговица | |
|способны погрузить в унылое и | |
|мрачное расположение духа при | |
|отсутствии каких-либо серьезных | |
|неприятностей и неудач. В то же | |
|время какая-нибудь приятная | |
|беседа, интересная новость, | |
|мимолетный комплимент, удачно к | |
|случаю одетый костюм, услышанные | |
|от кого-либо, хотя и | |
|малореальные, но заманчивые | |
|перспективы могут поднять | |
|настроение, даже отвлечь от | |
|действительных неприятностей, | |
|пока они снова не напомнят | |
|чем-либо о себе. При | |
|психиатрическом осмотре во время | |
|откровенных и волнующих бесед, | |
|когда приходится касаться самых | |
|разных сторон жизни, на | |
|протяжении получаса можно видеть | |
|не раз готовые навернуться слезы | |
|и вскоре радостную улыбку. | |
|Настроению присущи не только | |
|частые и резкие перемены, но и | |
|значительная их глубина. От | |
|настроения данного момента | |
|зависят и самочувствие, и | |
|аппетит, и сон, и | |
|трудоспособность, и желание | |
|побыть одному или только вместе с| |
|близким человеком или же | |
|устремиться в шумное общество, в | |
|компанию, на люди. Соответственно| |
|настроению и будущее то | |
|расцвечивается радужными | |
|красками, то представляется серым| |
|и унылым, и прошлое предстает то | |
|как цепь приятных воспоминаний, | |
|то кажется сплошь состоящим из | |
|неудач, ошибок и | |
|несправедливостей. Одни и те же | |
|люди, одно и то же окружение | |
|кажутся то милым, интересным и | |
|привлекательным, то надоевшим, | |
|скучным и безобразным, наделенным| |
|всяческими недостатками. | |
|Маломотивированная смена | |
|настроения иногда создает | |
|впечатление о поверхностности и | |
|легкомыслии. Но это суждение не | |
|соответствует истине. | |
|Представители лабильного типа | |
|способны на глубокие чувства, на | |
|большую и искреннюю | |
|привязанность. Это прежде всего | |
|сказывается в их отношении к | |
|родным и близким, но лишь к тем, | |
|от кого они сами чувствуют | |
|любовь, заботу и участие. К ним | |
|привязанность сохраняется | |
|несмотря на легкость и частоту | |
|мимолетных ссор. | |
|Не менее свойственна лабильным | |
|подросткам и преданная дружба. В | |
|друге они стихийно ищут | |
|психотерапевта. Они предпочитают | |
|дружить с тем, кто в минуты | |
|грусти и недовольства способен | |
|отвлечь, утешить рассказать | |
|что-нибудь интересное, | |
|приободрить, убедить, что "все не| |
|так страшно", но и в то же время | |
|в минуты эмоционального подъема | |
|легко откликнуться на радость и | |
|веселье, удовлетворить | |
|потребность сопереживания. | |
|Лабильные подростки весьма чутки | |
|ко всякого рода знакам внимания, | |
|благодарности, похвалам и | |
|поощрениям - все это доставляет | |
|им искреннюю радость, но вовсе не| |
|побуждает к заносчивости или | |
|самомнению. Порицания, осуждения,| |
|выговоры, нотации глубоко | |
|переживаются и способны вторгнуть| |
|в беспросветное уныние. | |
|Действительные неприятности, | |
|утраты, несчастья лабильные | |
|подростки переносят чрезвычайно | |
|тяжело, обнаруживая склонность к | |
|реактивным депрессиям, тяжелым | |
|невротическим срывам. | |
|Реакция эмансипации у лабильных | |
|подростков выражена весьма | |
|умеренно. Им хорошо в семье, если| |
|они чувствуют там любовь, тепло и| |
|уют. Эмансипационная активность | |
|проявляется в виде коротких | |
|вспышек, обусловленных капризами | |
|настроения и обычно трактуемых | |
|взрослыми как простое | |
|упрямство... | |
|Ей чужд и опьяняющий азарт игр, и| |
|скрупулезная дотошность | |
|коллекционирования, и настойчивое| |
|совершенствование силы, ловкости | |
|умений и высоты утонченных | |
|интеллектуально-эстетических | |
|наслаждений... | |
|Самооценка отличается | |
|искренностью (Ефременкова, | |
|Иванов, 1971). Лабильные | |
|подростки хорошо знают | |
|особенности своего характера, | |
|знают, что они - "люди | |
|настроения" и что от настроения у| |
|них все зависит. Отдавая отчет в | |
|слабых сторонах своей натуры, они| |
|не пытаются что-либо скрыть или | |
|затушевать, а как бы предлагают | |
|окружающим принимать их такими, | |
|какие они есть. В том, как | |
|относятся к ним окружающие, они | |
|обнаруживают удивительно хорошую | |
|интуицию - сразу, при первом | |
|контакте чувствуя, кто к ним | |
|расположен, кто безразличен, а в | |
|ком таится хоть капля | |
|недоброжелательности или | |
|неприязни. Ответное отношение | |
|возникает незамедлительно и без | |
|попыток его утаить... | |
|АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП | |
|У подростков | |
|астено-невротического типа с | |
|детства нередко обнаруживаются | |
|признаки невропатии - беспокойный| |
|сон и плохой аппетит, | |
|капризность, пугливость, | |
|плаксивость, иногда ночные | |
|страхи, ночной анурез, заикание и| |
|т. п. | |
|Главными чертами | |
|астено-невротической акцентуации | |
|являются повышенная утомляемость,| |
|раздражительность и склонность к | |
|ипохондричности. Утомляемость | |
|особенно проявляется в умственных| |
|занятиях. Умеренные физические | |
|нагрузки переносятся лучше, | |
|однако физические напряжения, | |
|например обстановка спортивных | |
|соревнований, оказываются | |
|невыносимыми. Раздражительность | |
|неврастеников существенно | |
|отличается от гневности | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|