|представителей этого типа почти | |
|всегда бывает окрашена мрачными | |
|тонами ревности. Измен как | |
|действительных, так и мнимых, они| |
|никогда не прощают. Невинный | |
|флирт трактуется как тяжкое | |
|предательство... | |
|Реакция эмансипации у | |
|эпилептоидных подростков нередко | |
|протекает очень тяжело. Дело | |
|может доходить до полного разрыва| |
|с родными, в отношении которых | |
|выступает крайняя озлобленность и| |
|мстительность. Эпилептоидные | |
|подростки не только требуют | |
|свободы, самостоятельности, | |
|избавления от власти, но и | |
|"прав", своей доли имущества, | |
|жилища, материальных благ. При | |
|конфликтах с матерью и отцом они | |
|могут держаться за бабушек и | |
|дедушек, которые их балуют, о них| |
|заботятся, им потакают. В отличие| |
|от представителей других типов, | |
|эпилептоидные подростки не | |
|склонны генерализовывать реакцию | |
|эмансипации с родителей на все | |
|старшее поколение, на | |
|существующие обычаи и порядки. | |
|Наоборот, перед начальством они | |
|бывают готовы на угодничество, | |
|если ждут поддержки или | |
|каких-либо выгод для себя. | |
|Реакция группирования со | |
|сверстниками тесно сопряжена со | |
|стремлением к властвованию, | |
|поэтому охотно выискивается | |
|компания из младших, слабых, | |
|безвольных, не способных дать | |
|отпор. В группе такие подростки | |
|хотят установить свои порядки, | |
|выгодные для них самих. | |
|Симпатиями они не пользуются, и | |
|их власть держится на страхе | |
|перед ними. Они чувствуют себя | |
|нередко на высоте в условиях | |
|жесткого дисциплинарного режима, | |
|где умеют угодить начальству, | |
|добиться определенных | |
|преимуществ, завладеть | |
|формальными постами, дающими в их| |
|руки определенную власть, | |
|установить диктат над другими и | |
|использовать сбое положение к | |
|собственной выгоде. Их боятся, но| |
|постепенно против них зреет бунт,| |
|в какой-то момент их "подводят" и| |
|они оказываются низринутыми со | |
|своего начальственного | |
|пьедестала. | |
|Реакция увлечения обычно бывает | |
|выражена достаточно ярко. Почти | |
|все эпилептоиды отдают дань | |
|азартным играм. В них | |
|пробуждается почти инстинктивная | |
|тяга к обогащению. | |
|Коллекционирование их привлекает | |
|также прежде всего материальной | |
|ценностью собранного. В спорте | |
|заманчивым кажется то, что | |
|позволяет развить физическую | |
|силу. Подвижные коллективные игры| |
|даются им плохо. | |
|Совершенствование ручных навыков,| |
|особенно если это сулит | |
|определенные материальные блага | |
|(прикладное искусство, ювелирная | |
|работа и т. п.), также может | |
|оказаться в сфере увлечений. | |
|Многие из них любят музыку и | |
|пение. В отличие от истероидов | |
|охотно занимаются ими наедине, | |
|получая от своих упражнений | |
|какое-то особое чувственное | |
|удовольствие... | |
|Самооценка эпилептоидных | |
|подростков носит однобокий | |
|характер. Как правило, они | |
|отмечают склонность к мрачному | |
|расположению духа, свои | |
|соматические особенности - | |
|крепкий сон и трудность | |
|пробуждений, любовь сытно и | |
|вкусно поесть, силу и | |
|напряженность сексуального | |
|влечения, отсутствие | |
|застенчивости и даже свою | |
|склонность к ревности. Они | |
|подмечают свою осторожность к | |
|незнакомому, приверженность к | |
|правилам, аккуратности и порядку,| |
|нелюбовь пустых мечтаний и | |
|предпочтение жить реальной | |
|жизнью. В остальном, в | |
|особенности во взаимоотношениях с| |
|окружающими, они представляют | |
|себя значительно более | |
|конформными, чем это есть на | |
|самом деле... | |
|ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП | |
|Его главная черта - беспредельный| |
|эгоцентризм, ненасытная жажда | |
|постоянного внимания к своей | |
|особе, восхищения, удивления, | |
|почитания, сочувствия. На худой | |
|конец предпочитается даже | |
|негодование или ненависть, | |
|направленные в свой адрес, но | |
|только не безразличие и | |
|равнодушие - только не | |
|перспектива остаться незамеченным| |
|("жаждущие повышенной оценки", по| |
|Schneider, 1923). Все остальные | |
|качества истероида питаются этой | |
|чертой. Внушаемость, которую | |
|нередко выдвигают на первый план,| |
|отличается избирательностью: от | |
|нее ничего не остается, если | |
|обстановка внушения или само | |
|внушение не льют воду на мельницу| |
|эгоцентризма. Лживость и | |
|фантазирование целиком | |
|направленны на приукрашение своей| |
|персоны. Кажущаяся | |
|эмоциональность в | |
|действительности оборачивается | |
|отсутствием глубоких искренних | |
|чувств при большой экспрессии | |
|эмоций, театральности, склонности| |
|к рисовке и позерству. | |
|Истероидные черты нередко | |
|намечаются с ранних лет (Юсевич, | |
|1934; Певзнер, 1941; Michaux, | |
|1952; Сухарева, 1959). Такие дети| |
|не выносят, когда при них хвалят | |
|других ребят, когда другим | |
|уделяют внимание. Игрушки им | |
|быстро надоедают. Желание | |
|привлекать к себе взоры, слушать | |
|восторги и похвалы становится | |
|насущной потребностью. Они охотно| |
|перед зрителями читают стихи, | |
|танцуют, поют и многие из них | |
|действительно обнаруживают | |
|неплохие артистические | |
|способности. Успехи в учебе в | |
|первых классах во многом | |
|определяются тем, ставят ли их в | |
|пример другим... | |
|Среди поведенческих проявлений | |
|истероидности у подростков на | |
|первое место следует поставить | |
|суицидальность. Речь идет о | |
|несерьезных попытках, | |
|демонстрациях, "псевдосуицидах", | |
|"суицидальном шантаже"... | |
|Способы при этом избираются либо | |
|безопасные (порезы вен на | |
|предплечьи, лекарства из домашней| |
|аптечки), либо рассчитанные на | |
|то, что серьезная попытка будет | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|