реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологическая характеристика трудностей возникающих при изучении иностранного языка на среднем этапе

реферат

действия [33; 27].

Особое внимание следует обратить на процессы памяти, каждый из которых

подчиняется особым закономерностям. К их числу относятся:

. запоминание, протекающее в трех формах: запечатление, определяемое как

кратковременное и долговременное сохранение материала,

предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное

запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого

материала; преднамеренное запоминание (заучивание) – запоминание с

целью сохранения материала в памяти.;

. сохранение - более или менее длительное удержание в памяти некоторых

сведений;

. воспроизведение - представляет собой воссоздание сохраненного в

памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание, или

воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение,

не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия.

В процессе изучения иностранного языка память играет важную роль. Можно

предположить, что такие виды памяти как образная память, словесно-

логическая память, непроизвольная и произвольная память имеет большое

значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех

видах речевой деятельности.

Выводы.

Можно предположить, что в условиях специализированной подготовки

темперамент играет ведущую роль. На процесс усвоения знаний могут оказать

влияние такие его свойства как: скорость восприятия, длительность

сосредоточения внимания, психический темп и ритм. Не менее важную роль

могут играть также направленность психической деятельности, например,

экстраверт, стремится к новым контактам, к общению с людьми, и

эмоциональная окраска речи, например, выраженность эмоций при общении.

Таким образом, в процессе усвоения иностранного языка внимание имеет

большое значение. Можно предположить, что обозначенные свойства внимания

играют особую роль в усвоении иностранного языка. Ученику важно быть

сосредоточенным, правильно выделять слова и вычленять грамматические

структуры, уметь переключать свое внимание с одного вида деятельности на

другой.

Можно отметить, что в усвоении иностранного языка существенную роль

играют такие характеристики восприятия как избирательность (особенно

проявляется в говорении и аудировании), структурность (говорении, чтении),

целостность (в аудировании).

В процессе изучения иностранного языка память играет важную роль. Можно

предположить, что такие виды памяти как образная память, словесно-

логическая память, непроизвольная и произвольная память имеет большое

значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех

видах речевой деятельности.

Глава 3. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических

особенностей подростков, определяющих характер усвоения иноязычной речи

§ 1. Исследование особенностей темперамента подростков, обучающихся в

лингвистической гимназии

Характер учебной деятельности определяется индивидуально-

психологическими свойствами человека. Одним из главных показателей

индивидуально-психологических особенностей является темперамент. В

соответствии с данным в предыдущей главе определением, темперамент -

совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики

человека, определяющих динамику его психической деятельности. [27;81].

1.1. С целью изучения особенностей темперамента были использованы

следующие методики: методика Ганса Айзенка (см. Приложение 1) – направлена

на выявление типа темперамента, при помощи определения степени экстраверсии

и невротизма. По этой методике выделяется 4 типа темперамента: сангвиник-

экстраверт, холерик–экстраверт, флегматик-интроверт, меланхолик-интроверт.

Для подкрепления полученной информации был проведен опросник Смирнова (см.

Приложение 1). С помощью этого опросника уточняются индивидуальные свойства

темперамента личности, такие как: экстраверсия, ригидность, эмоциональная

возбудимость, темп реакции, активность.

Исследование проводилось в сентябре-ноябре 2001 года в Псковской

лингвистической гимназии. В исследовании принимало участие 20 учеников 7го

класса. Результаты исследования представлены в таблицах:

Таблица 1

Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по

методике Ганса Айзенка

|Ф.И.О. |Экстраверсия |Невротизм |Тип темперамента |

|1. Яна Б. |8 |7 |флегматик |

|2. Юля Б. |15 |22 |холерик |

|3. Женя В. |10 |6 |флегматик |

|4. Настя Г. |17 |14 |холерик |

|5. Света Г. |16 |14 |холерик |

|6. Арина И. |18 |22 |холерик |

|7. Никита К. |16 |9 |сангвиник |

|8. Наташа К. |18 |23 |холерик |

|9. Кристина К. |19 |21 |холерик |

|10. Юля К. |15 |15 |холерик |

|11. Лиза К. |9 |8 |флегматик |

|12. Леша Л. |4 |10 |флегматик |

|13. Маша М. |7 |9 |флегматик |

|14. Саша М. |19 |21 |холерик |

|15. Аня Н. |8 |7 |флегматик |

|16. Павел П. |13 |15 |холерик |

|17. Оля Р. |9 |13 |меланхолик |

|18. Таня С. |9 |6 |флегматик |

|19. Кирилл Ф. |9 |5 |флегматик |

|20. Юля Ш. |7 |10 |флегматик |

Согласно приведенным в таблице сведениям, среди 20 учеников было

выявлено 9 человек с холерическим темпераментом, 9 – с флегматическим, 1- с

сангвиническим и 1 – с меланхолическим.

Таблица 2

Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по

методике Смирнова

|Ф.И.О. |Экстра |Эмоциональн|Темп |Активно |Ригидно |Тип |

| |версия |ая |реакции |сть |сть |темперамента|

| | |возбудимо | | | | |

| | |сть | | | | |

|1. Яна Б. |8 |5 |10 |11 |8 |Флегматик |

|2. Юля Б. |14 |20 |10 |15 |22 |Холерик |

|3. Женя В. |10 |2 |11 |11 |8 |Флегматик |

|4. Настя Г. |17 |14 |7 |9 |14 |Холерик |

|5. Света Г. |25 |5 |21 |28 |11 |Холерик |

|6. Арина И. |20 |18 |17 |19 |10 |Холерик |

|7. Никита К. |18 |7 |18 |23 |11 |Сангвиник |

|8. Наташа К. |24 |18 |19 |20 |10 |Холерик |

|9. Кристина К. |20 |17 |17 |20 |11 |Холерик |

|10. Юля К. |25 |15 |16 |16 |11 |Холерик |

|11. Лиза К. |9 |3 |13 |10 |8 |Флегматик |

|12. Леша Л. |9 |10 |9 |4 |10 |Флегматик |

|13. Маша М. |7 |5 |15 |5 |11 |Флегматик |

|14. Саша М. |20 |17 |17 |20 |11 |Холерик |

|15. Аня Н. |8 |2 |13 |11 |7 |Флегматик |

|16. Павел П. |22 |11 |18 |3 |8 |Холерик |

|17. Оля Р. |2 |3 |6 |5 |8 |Меланхолик |

|18. Таня С. |9 |17 |11 |6 |10 |Флегматик |

|19. Кирилл Ф. |9 |17 |15 |5 |10 |Флегматик |

|20. Юля Ш. |7 |19 |12 |10 |13 |флегматик |

Результаты, представленные в таблице 2, подтверждают полученную

классификацию темперамента. Согласно этим сведениям, учащиеся, имеющие

холерический темперамент, обладают повышенной экстраверсией, эмоциональной

возбудимостью, темпом реакции в отличие от учащихся с флегматическим типом

темперамента.

1.2. На втором этапе исследования мы соотнесем полученные результаты с

успеваемостью учащихся. Результаты этого этапа представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Соотнесение типов темперамента учащихся с их успеваемостью по

иностранному языку.

|Тип темперамента |Ф.И.О. |Успеваемость по |

| | |иностранному |

| | |языку |

|Холерики |Юля Б. |4 |

| |Настя Г. |5 |

| |Света Г. |5 |

| |Арина И. |4 |

| |Наташа К. |5 |

| |Кристина К. |5 |

| |Юля К. |4 |

| |Саша М. |4 |

| |Паша П. |5 |

|Сангвиник |Никита К. |5 |

|Флегматики |Яна Б. |3 |

| |Женя В. |4 |

| |Лиза К. |4 |

| |Леша Л. |3 |

| |Маша М. |4 |

| |Аня Н. |4 |

| |Таня С. |3 |

| |Кирилл Ф. |3 |

| |Юля Ш. |3 |

|Меланхолик |Оля Р. |4 |

Анализируя результаты, представленные в таблице, можно сказать, что

учащиеся, имеющие холерический и сангвинический темперамент, более успешны

в учебе, имеют больше отличных оценок, чем учащиеся с флегматическим и

меланхолическим темпераментом.

§ 2. Особенности когнитивной деятельности учащихся в процессе усвоения

иностранного языка

Большую роль в усвоении иностранного языка играют когнитивные

процессы: внимание, восприятие, память.

2.1. Исследование внимания учащихся.

При исследовании внимания учащихся применялась методика ''Корректурная

проба'' (см. Приложение 2). С помощью этого теста можно изучить степень

работоспособности, переключаемости внимания учащихся по корректурным

таблицам. В итоге, переключаемость внимания, работоспособность оценивается

в баллах производительности по девятибальной системе.

2.2. Исследование восприятия учащихся.

Для исследования восприятия учащихся были проведены следующие тесты

(см. Приложение 3):

№ 1. ''Прием информации''. Этот тест позволил определить эффективность

приема информации учащимися. Было зачитано в быстром темпе 32 слова, а

учащиеся должны были эти слова классифицировать и записать сокращенно в 5

колонок. При количестве записанных слов равном 32 - прием информации

эффективен, 31-29 – посредственный прием, если ниже 28 прием информации

затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

№ 2. ''Зависимость запоминания от установки личности''. С помощью этого

теста можно было определить влияние установки преподавателя на запоминание.

Учащимся были зачитаны слова (16 слов), которые нужно было записать по

окончании чтения одно под другим, независимо от их порядка в ряду. Затем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.