до 2001 г., будут осуществлять налоговые органы (ст.21 Закона N 118-ФЗ).
В силу абзаца второго ст.21 этого Закона с 1 января 2001 г. решение о
предоставлении отсрочки (рассрочки) отменяется органами государственных
внебюджетных фондов на основании представления налоговых органов в течение
5 дней со дня получения соответствующего представления.
Отчисления в государственные внебюджетные
социальные фонды
Расчеты организации с государственными внебюджетными социальными
фондами учитываются на сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению". Плательщиками в указанные фонды являются все организации.
Федеральным законом установлено, что от уплаты страховых взносов в ПФ
освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также
предприятия, учреждения и организации, образованные ими, при соблюдении
следующих условий:
если уставный капитал указанных организаций полностью (100%) состоит
из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров;
если численность работающих инвалидов в указанных организациях
составляет не менее 50% общей численности работающих;
если численность работающих инвалидов менее 50%, освобождение от
уплаты взносов в ПФ применяется в части выплат, начисленных в пользу
инвалидов и пенсионеров, независимо от источника финансирования;
полностью от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования
(п. 2.2 инструкции ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (п. 3
инструкции ФОМС) и Фонд занятости населения освобождаются общественные
организации инвалидов, а также находящиеся в их собственности общественные
организации, созданные для осуществления уставных целей.
Плательщики регистрируются как страхователи в указанных фондах в течение
30 дней с момента регистрации организации в Регистрационной палате
Российской Федерации. Если срок нарушен, то взимается штраф - 10%
причитающихся к уплате страховых взносов.
Проверка правильности начисления взносов
во внебюджетные социальные фонды
Основные задачи при проведении проверки:
определение по первичным бухгалтерским документам в соответствии с
действующим законодательством видов оплаты труда, на которые следует
начислять страховые взносы;
сравнение видов оплаты труда, на которые фактически были начислены
страховые взносы, с видами оплаты труда, на которые они должны быть
начислены в соответствии с действующим законодательством;
проверка правильности определения видов выплат, на которые страховые
взносы не должны начисляться.
В начале проверки начисления платежей во внебюджетные фонды следует
проанализировать сумму оборотов, отраженную в проверяемом отчетном периоде
по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Из всех первичных
документов для этой цели более всего применима разработочная таблица РТ 5
"Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников
и сводка данных по расчетам с рабочими и служащими". Если в организации
данный документ не ведется, то используются расчетно-платежные или
расчетные ведомости. Данный анализ ставит перед собой целью рассмотрение
суммы, отраженной по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"
по составу начислений. Из общей суммы, отраженной по кредиту сч. 70
"Расчеты с персоналом по оплате труда", вычитаются суммы некоторых видов
оплаты труда, пособий по временной нетрудоспособности, других пособий за
счет средств социальных фондов и выплат (в том числе премий, материальной
помощи), на которые не начисляются взносы в тот или иной внебюджетный фонд.
Выплата заработной платы под видом материальной помощи является одним
из самых распространенных способов занижения платежей в государственные
внебюджетные фонды. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо проверить
правильность оформления материальной помощи. Например, если материальная
помощь оказывается регулярно одной и той же группе лиц, ее размеры связаны
с трудовым вкладом (материальная помощь выдается в размере оклада или в
процентах от оклада), отсутствуют заявления работников на оказание
материальной помощи с обоснованием причин, в формулировке приказа выплата
увязывается с результатами труда, то в этом случае имеются основания
считать такую материальную помощь премиальными выплатами, на которые
соответственно должны начисляться страховые взносы. Так как не все выплаты
(в том числе компенсационные), а также стоимость социальных благ, на
которые начисляются платежи в тот или иной внебюджетный фонд, отражаются по
кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", то на следующем
этапе проверки анализируются первичные документы и регистры бухгалтерского
учета, из которых можно извлечь нужную информацию. К ним относятся: книга
приказов и распоряжений организации, договоры ГПХ, журналы-ордера, кассовая
книга. Особое внимание следует уделить анализу выплат, производимых за счет
средств организации, а также сверхнормативных компенсационных выплат, так
как в этом случае начисление взносов во внебюджетные фонды производится за
счет тех же источников, что и начисление данных выплат.
При суммировании результатов, полученных на первом и втором этапах
проверки, получается облагаемая база для начисления взносов в тот или иной
фонд. Облагаемая база умножается на страховой тариф (в процентах), и
полученная сумма сравнивается с суммой, отраженной в регистрах
бухгалтерского учета по кредиту соответствующего субсчета сч. 69 "Расчеты
по социальному страхованию и обеспечению". При выявлении расхождений
следует определить, на какие виды выплат должны начисляться взносы в
соответствии с действующим законодательством, но не начисляются в данной
организации. Также рассматривается и обратная ситуация.
Следующим этапом будет определение системы внутреннего контроля и
подготовка рабочей документации аудита
Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение
сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки
отсутствуют.
Цели системы внутреннего контроля (СВК) на предприятии -
упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел
предприятия;
- выполнение требований финансово-хозяйственной политики
руководства;
- сохранение активов предприятия и обеспечение приемлемого
уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации.
При определении эффективности систем внутреннего контроля
приобретают многие факторы:
- круг работников, участвующих в формировании информации на
предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;
- наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению
дел и формированию информации;
- наличие технических средств контроля;
- наличие технологии контроля;
- контролируемые параметры.
СВК предусматривает наличие:
1) компетентного персонала с четко определенными правами и
обязанностями;
2) разделения соответствующих обязанностей (по хранению активов
и их учету, по совершению сделок, по учету)
3) соблюдения необходимых процедур при совершении операции.
4) контроля за сохранностью документации (нумерация, составления
во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность);
5) фактического контроля над активами и документацией
(фактическая проверка материально-ответственным лицом);
6) независимой проверки выполнения обязанностей (внутренний
аудит).
Для контроля документирования затрат на оплату труда используют
вопросы и блок-схемы (табл. 20).
Таблица 20
Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда
|№ |Содержание |Ответы |
|п/п | | |
| |Условия | |
|1 |Все ли работники предприятия получают оплату труда через |нет |
| |кассу? | |
|2 |Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда |нет |
| |главным бухгалтером? | |
|3 |Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда |да |
| |производится ли его подмена? | |
|4 |Сверяет ли бухгалтер объем выполненных работ с начислением |да |
| |оплаты труда? | |
|5 |Разработаны ли должностные обязанности работников, |да |
| |осуществляющих начисление оплаты труда? | |
| |Реальность | |
|6 |Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию? |да |
|7 |Сопоставляются ли периодически ведомости на выплату |нет |
| |заработной платы со сведениями из личных дел служащих? | |
|8 |Выписывают ли ведомости на выплату заработной платы лица, |нет |
| |не занимающиеся ее начислением? | |
|9 |Перечисляется на получателя в срок заработная плата на счет|нет |
| |"Депонированная оплата труда"? | |
|10 |Сверяет ли бухгалтер список депонентов с графой |да |
| |"Депонированная оплата труда" в Своде по начислению и | |
| |удержанию оплаты труда? | |
| |Полнота | |
|11 |Подаются ли кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых |да |
| |работников? | |
|12 |Нумеруются ли расчетно-платежные ведомости? |да |
| |Полномочия | |
|13 |Все ли ставки по оплате труда определяются приказом |да |
| |руководителя? | |
|14 |Сохраняются ли распоряжения об удержании с оплаты труда? |да |
|15 |Подписывают ли ведомости лица, составившие их? |да |
| |Точность | |
|16 |Проверяют ли периодически начисления по оплате труда |нет |
| |внутренние контролеры? | |
|17 |Сопоставляются ли данные хронометража, объема выполненных |нет |
| |работ с данными учета затрат времени и начисленной оплатой | |
| |труда? | |
| |Классификация | |
|18 |Разработаны ли инструкции по учету затрат и удержанию с |нет |
| |оплаты труда? | |
| |Учет | |
|19 |Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными |да |
| |отчетов по социальному страхованию, пенсионному фонду, | |
| |отчислениями во внебюджетные фонды? | |
| |Периодизация | |
|20 |Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, |да |
| |квартальных и годовых накоплениях оплаты труда? | |
На основании полученных ответов можно сделать вывод, что система
внутреннего контроля удовлетворительная, т.к. из двадцати заданных
вопросов, положительных ответов приходится на 60 %, а соответственно 40 %
отрицательных.
Выявить сильные стороны контроля можно, используя следующие вопросы:
1. Учет заработной платы ведется отдельно от учета кадров и
учета рабочего времени. (НЕТ).
2. Табеля учета рабочего времени подписывает определенный круг
лиц. (ДА).
3. Жалобы работников по поводу оплаты труда рассматриваются
периодически и по ним принимаются решения. На все жалобы имеются
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|