обязанностей;
заработная плата за работу в праздничные и выходные дни;
единовременные премии, не связанные с производственной деятельностью
(к юбилейным датам, дням рождения и т.п.);
разного рода выплаты компенсационного характера (за неиспользованный
отпуск, выходное пособие и др.).
В рабочие дни, на которые делится заработок, не включаются дни
временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, очередного и
дополнительного отпусков, а также освобождение от работы в других случаях,
предусмотренных действующим законодательством.
Размер пособия по временной нетрудоспособности не должен превышать
двойной суммы дневного заработка, рассчитанного на основе тарифной ставки
(оклада), но и не может быть меньше 90% от МРОТ.
Удержание налога на доходы физических лиц
На юридических лиц, производящих выплату доходов физическим лицам,
возлагаются обязанности налогового и фискального агента по исчислению,
удержанию и перечислению сумм подоходного налога в бюджет. Правильность
исчисления подоходного налога должна быть проверена в выборочном порядке по
налоговым карточкам физических лиц. Налогообложение доходов штатных и
нештатных работников организации осуществляется в соответствии с Законом.
Объектом налогообложения у физических лиц является доход полученный от
выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностям.
Удержанный налог на доходы физических лиц (Д-т сч. 70 "Расчеты с
персоналом по оплате труда", К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом") подлежит
перечислению в бюджет (Д-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом", К-т сч. 51
"Расчетный счет") не позднее дня фактического получения в банке наличных
средств на оплату труда либо перечисления денежных средств по поручению
работников. В случае оплаты труда работников из выручки от реализации
продукции (работ, услуг) НДФЛ должен быть перечислен не позднее дня,
следующего за днем выплаты. Если организация нарушила сроки перечисления в
бюджет НДФЛ, то она уплачивает пеню в размере одной трехсотой действующей в
это время ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Источником уплаты пени является чистая прибыль. Удержанные не полностью или
не перечисленные в бюджет суммы взыскиваются у организации с одновременной
уплатой штрафа в размере 10% указанных сумм [12, стр.18].
При проверке правильности удержания НДФЛ следует обратить внимание на
случаи приобретения какой-либо продукции (работ, услуг), в том числе в
рамках договоров ГПХ, у физического лица, не имеющего постоянного места
жительства в Российской Федерации. В этом случае налог уплачивается в
бюджет организацией по ставке 20% выплачиваемой данному физическому лицу
суммы. Также особое внимание следует уделить удержанию подоходного налога с
физических лиц - резидентов, не зарегистрированных в качестве
предпринимателей без образования юридического лица, при выплатах им сумм
вознаграждений по договорам ГПХ. С физическими лицами, не являющимися
предпринимателями, могут быть заключены только определенные договоры:
аренды, подряда, купли-продажи.
НДФЛ не удерживается с граждан, зарегистрированных в качестве
предпринимателей без образования юридического лица.
Организации и иные работодатели обязаны представлять в налоговые
органы сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах, начисленных и
удержанных с этих доходов суммах подоходного налога в соответствии с
требованиями к форматам и структуре информации, устанавливаемыми
Госналогслужбой России:
не реже одного раза в квартал - сведения о доходах, выплаченных
физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и о
исчисленных и удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного
местожительства получателей дохода, а также ежегодно не позднее 1 марта
года, следующего за отчетным, - сведения о доходах, выплаченных ими
физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы);
ежеквартально - отчет об итоговых суммах доходов и удержанных суммах
налога.
Удержания из оплаты труда
Следующим этапом проверки расчетов с персоналом по оплате труда
является проверка правильности исчисления сумм удержаний из заработной
платы сотрудников данной организации (Д-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по
оплате труда"). После того как из заработной платы удержан НДФЛ
производятся остальные виды удержаний. Сумма удержаний не должна превышать
50% месячного дохода, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Проверка делается также выборочно, по конкретным сотрудникам, желательно по
тем, у которых общая сумма удержаний состоит из нескольких видов. При этом
проверяются наличие первичных документов, своевременность и правильность
отражения удерживаемых сумм в регистрах бухгалтерского учета [20, стр. 13].
Отчетность по труду
Основным показателем, необходимым для заполнения данных форм, а также
приложения к бухгалтерскому балансу формы 5, является среднесписочная
численность (ССЧ), которую все организации определяют в порядке,
установленном Инструкцией по статистике численности и заработной платы
рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях. В основе
расчета ССЧ лежит показатель списочного состава работников, поэтому
необходимо знать, кого включать в списочный состав. В списочный состав
включают всех работников организации, которые приняты на постоянную,
сезонную или временную работу (в том числе по совместительству, договорам
ГПХ) на срок 1 день и более. В списочном составе работников за каждый
календарный месяц учитывают как фактически работающих, так и отсутствующих
по какой-либо причине (отпуск, командировка, выполнение гособязанностей и
др.). В списочный состав при определении ССЧ не включают женщин,
находящихся в отпуске по беременности и родам, женщин, находящихся в
дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет,
а также некоторых других работников.
Контроль за полнотой и своевременностью внесения платежей
в государственные внебюджетные фонды
Наиболее серьезные изменения в налоговом администрировании заключаются
в передаче налоговым органам полномочий по контролю за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей во внебюджетные
фонды.
В вопросах, касающихся преемственности прав налоговых органов, сделана
попытка оговорить все переходные моменты (проведение проверок, взыскание
задолженности, предоставление отсрочек (рассрочек), зачет (возврат) излишне
уплаченных (взысканных) сумм, привлечение к ответственности и т.д.). В
частности, налоговые органы вправе будут проводить налоговые проверки
налогоплательщиков по вопросу правильности уплаты страховых платежей за
периоды 1998-2000 гг.
Однако Законом N 118-ФЗ не внесены поправки в Закон Российской
Федерации от 21.03.91 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской
Федерации", а также в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации,
касающиеся включения прав налоговых органов по соответствующему контролю в
перечень прав налоговых органов. Отсутствие указанных дополнений может
негативно сказаться на осуществлении налоговыми органами предоставленных
полномочий. Следует также исключить из Кодекса ссылки на органы
государственных внебюджетных фондов в статьях, определяющих полномочия по
налоговому контролю (соответствующий законопроект уже одобрен
Правительством Российской Федерации).
В рамках налогового администрирования ЕСН проводится работа по
передаче от фондов налоговым органам соответствующих сведений о
плательщиках; сальдо лицевых счетов, по открытию счетов по учету доходов от
поступлений налога, открытию отдельных счетов для зачисления сумм,
поступающих в погашение задолженности предыдущих лет, и т.д.
В качестве методических указаний готовятся:
1. Разъяснения о порядке проведения зачета (возврата) излишне
уплаченных сумм ЕСН. Законом N 118-ФЗ не решен вопрос об излишне взысканных
страховых взносах. Поскольку в отношении порядка зачета (возврата) излишне
уплаченных сумм Закон отсылает к НК РФ, то, видимо, здесь должны
применяться нормы ст.79 Кодекса.
Следует принимать во внимание, что поскольку сумма налога исчисляется
отдельно по каждому фонду, то при неправильном направлении средств в разные
фонды будет возникать ситуация уплаты налога при наличии "переплаты" в один
фонд и "недоплаты" в другой. Исправить это положение будет невозможно, так
как зачеты между различными бюджетами Кодексом не предусмотрены. Излишне
уплаченные (взысканные) суммы могут быть зачтены (возвращены) только в доле
ЕСН, которая подлежит зачислению именно в этот фонд. По другому фонду такой
зачет не производится - в отношении как сумм страховых взносов, так и доли
ЕСН.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органом
федерального казначейства на основании заключений налоговых органов. Однако
сумма переплаты страховых взносов, образовавшаяся до 1 января 2001 г. в
результате неденежных расчетов, может быть только зачтена в счет уплаты
ЕСН.
2. Разъяснения о порядке взыскания недоимки, пеней и штрафов,
образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 г.
Не устранена несогласованность между ст.9 и 10 Закона N 118-ФЗ в части
сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные внебюджетные
фонды, заключающаяся в том, что взыскание сумм осуществляется в порядке,
установленном НК РФ, а их уплата - в порядке, действующем до введения в
действие части второй Кодекса.
Представляется, что при взыскании недоимки, образовавшейся по
состоянию на 1 января 2001 г., взыскание производится налоговым органом
путем вынесения решения без направления требования об уплате налога в
случае, если оно уже было направлено органами внебюджетных фондов, либо в
случае, если инкассовое поручение, выставленное органами внебюджетных
фондов, возвращено банками без исполнения.
В случае если такие требования не направлялись, возможны следующие
варианты. Если срок направления требования не пропущен, то оно направляется
налоговым органом в соответствии с абзацем первым ст.70 НК РФ. При пропуске
срока налоговым органам следует направлять требования в соответствии с
абзацем вторым ст.70 (по результатам проверки) либо в соответствии со ст.71
(направление нового требования для возможности использования внесудебного
порядка взыскания налогов согласно п.3 ст.46 Кодекса).
Подготовлены Методические указания о порядке взыскания задолженности
плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные
фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и
единого социального налога (взноса) - см. приказ МНС России от 29.12.2000
г. N БГ-3-07/466.
Кроме того, в соответствии со ст.30 Закона N 118-ФЗ подлежат
пересмотру решения о взыскании санкций за несоблюдение законодательства о
конкретных видах обязательного социального страхования в целях приведения
размеров наказаний в соответствие с НК РФ.
Должны быть определены Правительством Российской Федерации порядок и
условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в
государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам
по состоянию на 1 января 2000 г.
Вместе с тем ст.21 Закона N 118-ФЗ устанавливает, что решения о
реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленной пени в
указанные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй
НК РФ, применяются в соответствии с условиями, на которых они были
предоставлены. Данный порядок предусмотрен в действующих нормативных
правовых актах, регулирующих уплату (взимание) платежей во внебюджетные
фонды. Противоречия, возникшие в результате, видимо, технической ошибки,
должны быть устранены поправками.
Реструктуризация, как и отсрочки (рассрочки), являются способом
изменения сроков уплаты страховых взносов (с 2001 г. - ЕСН). Контроль за
исполнением налогоплательщиком условий соглашений, в том числе заключенных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|