реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религии современного мира

реферат
p align="left">Некоторые группы неримских католиков, которые вышли из Римско-католической церкви, стали проводить богослужения на национальных языках, допустили мирян к управлению церковью, разрешили священникам вступать в брак, начали рукополагать женщин в священники и т. д. Что же касается неримских католиков, имеющих протестантское происхождение, то они в первую очередь постарались восстановить апостольскую преемственность в рукоположении духовенства, ввели в свое вероучение ряд католических догматов, а также несколько приблизили к католической свою культовую практику.

Общая численность всех неримских католиков составляет около 15 млн. человек.

Разные группы неримских католиков порой довольно сильно отличаются друг от друга. Наиболее известны из них старокатолики, реформированные католики, консервативные католики и либеральные католики.

Группа старокатоликов образовалась в 1870 г. из приверженцев Римско-католической церкви, недовольных принятием на I Ватиканском вселенском соборе нового догмата об универсальном и вселенском приматстве римского папы и его непогрешимости в вопросах веры и нравственности. Позже к старокатоликам присоединились порвавшая с Римом еще в 1724 г. так называемая Утрехтская церковь в Нидерландах, основанная в США в 1897 г. Польская национальная католическая церковь, а также старокатолическая группа, возникшая в 1924 г. среди хорватов.

Наряду с догматом о непогрешимости пап старокатолики отвергли принятый Римом в 1854 г. догмат о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью. Старокатолики не признают и ряд других нововведений Римско-католической церкви, принимая вероучение ранней церкви таким, каким оно было сформулировано на семи первых вселенских соборах.

Во время богослужения у старокатоликов используются только национальные языки. Старокатолическое духовенство (в том числе высшее) не обязано соблюдать целибат. Священники у них избираются общиной и лишь потом рукополагаются. Епископов же до их рукоположения выбирают синоды. Миряне принимают активное участие в церковной жизни и в равной мере с духовенством представлены в синодах, церковных советах и судах. Все национальные старокатолические церкви независимы.

Общая численность старокатоликов составляет более 400 тыс. человек. Наиболее значительные их группы имеются в США, Польше, Германии, Австрии, Швейцарии.

Реформированными католиками иногда называют членов церковных организаций, которые сравнительно недавно отделились от Римско-католической церкви из-за ее консерватизма, а в ряде случаев и из-за неприятия Римом ведшейся в некоторых католических странах национально-освободительной борьбы. Эти организации провели определенные догматические преобразования в протестантском духе. Многими из них, особенно на первых порах существования, отвергалась апостольская преемственность епископата. Обрядность у реформированных католиков существенно упрощена. Каждая их церковная организация полностью независима.

Общая численность реформированных католиков - приблизительно 8 млн. человек. Наиболее известные их организации - Филиппинская независимая церковь (4,8 млн. человек) и Чехословацкая гуситская церковь (более 500 тыс. человек).

Консервативные католики - группа неримских католиков, объединяющая церковные организации, сравнительно недавно отделившиеся от Римско-католической церкви из-за недовольства принятыми ей либеральными нововведениями и некоторым ее приспособлением к реалиям современной жизни. Богослужения у консервативных католиков проводятся только на латинском языке. Каждая их церковная организация самостоятельна, в некоторых из них нарушена апостольская преемственность рукоположения епископов.

Общая численность консервативных католиков - около 6 млн. человек. Крупнейшей их организацией является Бразильская католическая апостольская церковь, насчитывающая около 3 млн. сторонников.

Либеральные католики - одна из ветвей неримских католиков, появившаяся в 10-х годах ХХ в. в Великобритании. Позже к либеральным католикам примкнули и другие церковные группы. Для догматики либеральных католиков характерен синтез старокатолических и теософских доктрин. Она также включает масонские, гностические, магические и оккультные положения. Единства по догматическим вопросам среди либеральных католиков нет. Культ в либерально-католических церквах также сочетает старокатолические и теософские элементы.

Численность либеральных католиков составляет всего около 100 тыс. человек. Они имеются во Франции, США, Австралии, Великобритании и некоторых других странах.

Кроме перечисленных течений к неримским католикам относят и ряд более мелких групп. Это церкви, возглавляемые так называемыми независимыми епископами; маргинальные католические организации, включившие в свое вероучение некоторые догматические положения, далекие от католических, а иногда и от христианских доктрин вообще; “англо-романские церкви”, отдели-вшиеся от англиканской церкви из-за сомнений по поводу апостольской преемственности ее епископата; церкви, отколовшиеся от разных протестантских церквей и называющие себя католическими.

Протестантизм

Протестантизм - одно из пяти основных направлений христианства, возникшее гораздо позже других четырех - в первой половине ХVI в., когда во многих странах Европы в ходе развернувшегося движения Реформации был отвергнут ряд важнейших доктринальных, культовых и организационных установок католицизма и самостоятельно сложился ряд течений, которые стали собирательно называть протестантизмом. Однако, хотя большинство протестантских течений появилось именно в период Реформации, антикатолические движения протестантского типа возникали и в более ранние исторические периоды, причем некоторые конфессии, генетически связанные с этими движениями (вальденсы, моравские братья), сохранились до наших дней. Их можно назвать дореформационными протестантскими конфессиями.

Таким образом, протестантизм появился не как единая конфессия, а как совокупность течений, порой существенно отличающихся друг от друга, но имеющих ряд общих черт. Прежде всего протестантизм признает верховенство Библии как фундамента веры. Что же касается Священного Предания (постановлений вселенских соборов и учения Отцов церкви), то подавляющее большинство протестантов его не признают, а признающие отводят Священному Преданию второстепенную по сравнению со Священным Писанием роль. Одной из важнейших черт протестантизма, противопоставляющих его католицизму и православию, является то, что в нем основным условием спасения считается личная вера в Бога, а не помощь священников и добрые дела во имя церкви. Причем многие протестанты считают, что посмертная судьба человека заранее предопределена Богом, хотя некоторые протестантские конфессии смягчают веру в предопределение, а другие даже допускают наличие у человека свободной воли. Протестанты не верят в заступничество святых перед Богом, отказались они и от характерной для католиков веры в чистилище. Во многих протестантских конфессиях существует положение о всеобщем священстве верующих, согласно которому каждый христианин в принципе может рассматриваться как священник. Поэтому в большинстве протестантских конфессий нет резких различий между пастором и мирянами, и различия эти носят не духовный, а только функциональный характер. В связи с таким пониманием священства каждый верующий как бы получает право личной трактовки положений, содержащихся в Библии.

Таинства рассматриваются большинством протестантов как видимое слово Божие и ставятся в один ряд с другими формами Божьей милости: познанием Священного Писания, проповедью, беседами с пастором. Основная часть протестантских конфессий признают лишь два таинства: крещение и Вечерю Господню (причащение), так как только об этих таинствах сказано в Новом Завете, что их установил сам Иисус Христос. Различные течения протестантизма по-разному трактуют таинство причащения, но все они не признают его бескровной жертвой и не верят в пресуществление элементов причасти (хлеба и вина) в тело и кровь Христовы. Однако большинство протестантов все же верят, что Иисус Христос присутствует в церкви во время причащения.

Богослужебная практика сильно различается в различных протестантских деноминациях, но в целом, как уже отмечалось, культ в протестантизме сильно упрощен. В богослужении все протестанты ставят на первое место проповедь и чтение Библии. Некоторые протестантские конфессии (например, квакеры и Армия спасения) вообще отказались от какой либо обрядности.

Протестанты отвергли власть в церкви какого-либо первосвященника (и прежде всего римского папы, против власти которого была в частности направлена Реформация), а во многих деноминациях - и епископскую власть. Даже в тех протестантских церквах, где существует епископат, епископ в большинстве случаев не особый верховный священнический чин, а лишь высшая церковно-административная должность.

Церковное устройство в различных протестантских церквах неодинаково, и можно выделить три основные его формы. Одна из них -епископальная, когда группа церковных общин в пределах определенной территории управляется епископом, другая - пресвитерианская, когда ряд соседних церковных общин образуют пресвитерию, которая имеет право определенного контроля над этими общинами, и , наконец, третья -конгрегациональная, при которой каждая церковная община фактически независима. Несмотря на различия в церковном устройстве, большинство современных протестантских конфессий имеют какие-либо объединения на национальном уровне.

Принятый протестантами принцип личного суждения в интерпретации Библии привел к тому, что возникшие в период Реформации протестантские направления стали дробиться, из них выделялись дочерние течения, появлялись новые протестантские деноминации. В настоящее время помимо четырех основных направлений протестантизма, возникших в XVI в.: англиканства, лютеранства, кальвинизма (имеющего три течения: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм) и меннонитства, значительное число последователей имеют и такие протестантские деноминации, как методизм, перфекционизм, пятидесятничество, баптизм, адвентизм, реставрационизм. Отдельные течения образуют также Армия спасения, плимутские братья, братья (данкеры), квакеры, моравские братья, вальденсы. Особое явление в современном протестантизме представляют объединенные церкви, появившиеся в результате слияния нескольких церковных организаций, относившихся к разным течениям протестантизма. Кроме того, существуют деноминации так называемого маргинального протестантизма, сильно отдалившиеся не только от других протестантских течений, но и от христианства вообще.

Протестантов различных течений насчитывается 728 млн. человек. Это составляет 38 % всех христиан и 13 % всего населения мира. Протестантизма придерживается подавляющее большинство населения всех стран Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии. Значительную часть населения протестанты образуют и в некоторых странах Западной и Централь-ной Европы: Великобритании и Северной Ирландии (53 %), Швейцарии (42 %), Германии (37 %), Нидерландах (28 %). Протестантов много в США (51 %), Канаде (32 %) и Австралии (40 %), они являются самой крупной религиозной группой в нескольких странах Африки: Намибии, Южно-Африканской Респуб-лике, Малави, Кении, Центральноафриканской Республике, Гане, на острове Святой Елены. Протестантизм является основной конфессией большинства стран Океании: Новой Зеландии, Папуа - Новой Гвинеи, Соломоновых Остро-вов, Вануату, Маршалловых Островов, Науру, Тувалу, Токелау, Западного Самоа, Восточного (Американского) Самоа, Тонга, Ниуэ, островов Кука, Французской Полинезии, Питкэрна.

Одним из течений протестантизма обычно считают англиканство. Впрочем, часть религиеведов рассматривает англиканство как самостоятельное направление христианской религии.

Временем зарождения англиканства можно назвать 1534 г., когда король Англии Генрих VIII подписал Акт о супрематии, в котором король провозглашался главой церкви (вместо римского папы). Это означало отделение Церкви Англии от Римско-католической церкви, но еще не отказ от католического вероучения и обрядности. Формирование собственной догматики и культовой практики англиканства шло очень постепенно и в основном завершилось принятием в 1562 г. при Елизавете I “39 статей”, которые до сих пор остаются догматической основой англиканского вероучения.

В целом “39 статей” можно охарактеризовать как своего рода компромисс между прокальвинистскими и прокатолическими силами в Англии. Англиканство по своей догматике, культу и церковному устройству стоит ближе к католицизму, чем любое другое протестантское течение. Хотя основным авторитетом для англикан является Священное Писание, Священное Предание ими полностью не отвергается. В частности они признают постановления первых четырех вселенских соборов: Никейского (325 г.), Константинопольского (381 г.), Эфесского (431 г.) и Халкидонского (451 г.). Три исторических христианских символа веры англиканами тоже признаются, поскольку все их содержание может быть подтверждено словами из Священного Писания. Несмотря на свое стремление опираться только на догматы раннего христианства, англикане не отказались от католического положения об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (филиокве), принятого западными христианами только в VI в. От католического же учения о сверхдолжных заслугах святых англиканская церковь отказалась. Англикане отвергли также почитание святых мощей и икон. Нет у них и института монашества. Что же касается церковной иерархии, то она в англиканстве сохранена, не отвергается полностью и помощь духовенства в спасении людей (хотя главное значение все же придается личной вере).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.