реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религии современного мира

реферат
p align="center">Синтоизм

Если конфуцианская и даосская религии выросли из философских систем, то истоками местной религии Японии - синтоизма - были древние религиозные верования японцев, прежде всего культ умерших предков и культ природы. Несмотря на последовавшее с образованием японской государственности и под влиянием других азиатских религий (в первую очередь буддизма и конфуцианства) усложнение синтоизма, многие элементы ранних родоплеменных верований (культ природы, культ предков, магия, шаманизм и т. п.) в этой религии сохранились.

Синтоизм сформировался в VII - VIII вв., хотя само название “синто” (яп. заимствование из кит. “путь богов”) появилось значительно позже.

Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами “ками” - божеств и духов. Особое место среди них занимают три космогонических божества: Амэ-но Минакануси-но Ками, Таками Мусуби-но Ками и Ками Мусуби-но Ками. Во главе же всего пантеона стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Считается, что внук Аматэрасу -Ниниги, посланный ею на землю, основал японскую императорскую династию, сохранившую и поныне свою власть. Вплоть до окончания второй мировой войны синтоисты обожествляли особу японского императора. И несмотря на то, что после окончания второй мировой войны японский парламент специальным актом отменил доктрину божественного происхождения императора, многие синтоисты до сих пор продолжают считать умерших императоров богами. Специфичен для синтоизма и культ погибших на войне солдат, которые после смерти становятся, по синтоистским представлениям, “ками”. С этим культом, в частности, связан и обычай самопожертвования добровольцев-смертников, принявших решение отдать жизнь за родину, - “камикадзе”.

Священными книгами синтоизма считаются Кодзики и Нихонги, напи-санные в первой половине VIII в. Кодзики содержит мифы космогонического и героического характера. В ней в мифологической форме повествуется о происхождении мира, Японии и японцев, а также описывается созидательная деятельность богов и культурных героев. Нихонги представляет собой в основном японские исторические хроники, есть там и мифы о происхождении мира и Японии, частично повторяющие сюжеты Кодзики.

Синтоистские обряды довольно просты и легко выполнимы. Они преимущественно состоят из молитв и жертвоприношений, которые совершаются в храмах (“дзиндзя”).

Для Японии с ее поликонфессиональностью весьма характерно посещение одним и тем же верующим и синтоистских и буддийских храмов, Причем нередко бывает, что для одних обрядов выбираются синтоистские храмы, для других - буддийские. Так, обряды, связанные с рождением ребенка, обычно совершают в синтоистских храмах, а похоронные ритуалы - в буддийских. Что касается свадебных церемоний, то их чаще проводят в синтоистских храмах, хотя иногда пользуются и буддийскими.

Для синтоизма весьма характерны красочные храмовые праздники “мацури”, собирающие большое число людей.

Определить численность приверженцев двух основных распространен-ных в Японии религий - синтоизма и буддизма - почти столь же трудно, как выяснить число сторонников разных религий в Китае. И синтоистская, и буддийская церковная статистика указывают в качестве своих адептов бульшую часть жителей Японии, что, принимая во внимание феномен поликонфессио-нальности, в общем-то не должно удивлять. И все-таки при постановке во время социологических обследований прямого вопроса о том, какой религии верующий отдает предпочтение, подавляющее большинство японцев отвечают, что считают себя в первую очередь буддистами. Ревностными сторонниками синтоизма, отдавшими предпочтение именно этой религии, оказались лишь примерно 3 млн. японцев, то есть немногим более 2 % общего их числа. По-видимому, это в подавляющем большинстве случаев приверженцы синтоистских сект, о которых будет сказано ниже.

За пределами Японии синтоизм почти не встречается, если не считать небольшой части японцев, живущих за рубежом (всего 4 тыс. человек, так как большинство поселившихся за границей японцев исповедуют буддизм либо христианство).

Синтоизм дал большое число сект, из которых мы отметим лишь наиболее значительные по числу последователей.

Самой крупной из синтоистских сект (не считая Тэнри, которая очень далеко отдалилась от синтоизма и которую поэтому мы будем рассматривать в разделе “Новые религии”) является Идзумо оясиро, основанная в 70-х годах XIX в. синтоистским жрецом Сэнге Такатоми и провозгласившая своим главным божеством Окунинуси-но Ками, мифического правителя преисподней. Окунинуси рассматривается как “ками” - хранитель разных элементов материальной культуры (жилища, одежды, пищи), а также как покровитель земледелия и рыболовства. Верховная же богиня синтоистского пантеона Аматэрасу и другие “ками” почитаются как нижестоящие божества. Число последователей Идзумо оясиро превышает 1 млн. человек.

Секта Онтакэ, созданная в первой половине XIX в., объявила своим важнейшим ритуалом восхождение на горы. Ее численность составляет около 700 тыс. человек.

Секта Синри откололась от Онтакэ и в конце XIX в. была признана как самостоятельная организация. В ней, как и в Онтакэ, распространено почитание гор. Объектами поклонения являются три космогонических божества и Аматэ-расу. Секта требует от своих адептов почтительного отношения к своим родителям и к императору. К Синри принадлежит около 600 тыс. человек.

Секта Синсю была основана в 1880 г. В ней существует культ сложного божества Хонти Тай син, которое совмещает в себе три космогонических божества, Аматэрасу и миллионы “ками” на небе и земле. Синсю учит о единстве видимого и невидимого и о мистическом соединении человека с божеством. Число сторонников секты превосходит 500 тыс. человек.

Весьма своеобразный характер имеет секта Конко (букв. “золотой цвет”), образованная в конце 50-х годов XIX в. В ней грозный бог народных верований Кон превращен в милосердное божество. Это достигнуто путем изменения интерпретации японского слова “кон”: вместо одного из его значений - “металл” - приняли другое его значение - “золото”. Все свои надежды сектанты возлагают на своего “бога золотого света”, который почитается как единственное божество (то есть секта фактически монотеистична). Численность приверженцев Конко -свыше 500 тыс. человек. Иногда эту секту причисляют к “новым религиям”.

“Новые религии”

В XIX и особенно XX вв. возник ряд новых вероисповеданий, в большинстве случаев синтезировавших положения существова-вших до этого религиозных учений. Одной из таких основанных в XIX в. “новых религий”, как их позже стали называть, был бахаизм.

Бахаизм возник как реформистский вариант бабизма - мусульманской щиитской секты, возникшей в Иране в шейхитской среде, но заимствовавшей идеи исмаилитского, нусайритского и друзского вероучений (см главу II. Ислам). Эта секта фактически отвергла Коран и шариат и призвала установить справедливость и равенство на земле. После того, как движение бабидов было разгромлено, в конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. c проповедью нового учения выступил выходец из родовитой персидской семьи Мирза Хусейн Али Нури, принявший прозвище Баха-Улла (перс. “Блеск божий”). Он отказался от бабидских требований ведения вооруженной борьбы и призвал к равенству и братству всех людей и всех народов, к установлению мира между всеми слоями общества и к отказу от национальных границ. Баха-Улла объявил себя “скрытым” двенадцатым имамом, возвращения которого ждали мусульмане-шииты. В качестве посланников Бога были провозглашены Кришна, Авраам, Зороастр, Моисей, Будда, Иисус, Мухаммед, Баб (основатель бабизма) и сам Баха-Улла.

От бабизма в бахаизме остались лишь некоторые его элементы, в частности отказ от Корана и шариата, духовенства исламской обрядности.

Бахаистский культ включает молитвы, чтение отрывков из писаний Баха-Уллы, священных книг некоторых других религий, а также медитации.

Хотя бахаизм вышел из исламской среды, мусульмане категорически отказываются отводить ему место в исламе, в чем с ними солидарны и сами бахаисты, считающие свое вероисповедание самостоятельной религией. В мусульманских странах бахаизм неоднократно подвергался преследованиям, а после исламской революции 1979 г. в Иране десятки бахаистских руководителей были казнены.

Будучи религией синкретического типа, бахаизм впитал в себя некоторые элементы христианства (например, такой христианский моральный принцип, как любовь к ближнему) и ряда других религий. Вообще бахаисты объявили о своем стремлении объединить все религии мира.

Вследствие хорошо поставленной миссионерской работы, бахаизм вышел далеко за пределы мусульманского мира. Из 6,1 млн. имевшихся в 1995 г. бахаистов 3 млн. жило в Азии, 1,9 млн. - в Африке, 1,1 млн. - в Америке. Около 100 тыс. бахаистов имелось в Европе и 75 тыс. - в Австралии и Океании. Из отдельных стран значительные группы бахаистов есть в Индии (около 2 млн. человек), Иране (свыше 300 тыс.), Вьетнаме (более 200 тыс.), на Филиппинах (свыше 100 тыс.), Уганде (около 600 тыс.), Кении (более 300 тыс.), Заире (около 200 тыс.), Танзании (свыше 100 тыс.), США (более 100 тыс.).

Из других “новых религий” следует, прежде всего, упомянуть о нескольких японских религиях: тэнри, PL кёдан, сэкай кюсэй и сэйтё-но иэ.

Ранее всех из четырех перечисленных конфессий возникла тэнри (яп. “небесный разум”), которую некоторые исследователи до сих пор считают синтоистской сектой. Она была основана в 1838 г. Накаямой Мики (женщиной, пользовавшейся славой прорицательницы и целительницы), однако лишь через 70 лет получила официальное признание.

Накаяма Мики отказалась от японских канонических книг и создала собственное писание. Главным объектом почитания в тэнри служит божество Тэнри О-но Микото, которое считается создателем Вселенной и человечества. Последователи тэнри верят, что их божество указало Накаяме на определенный участок (“дзиба”), который является центром Земли и где был создан человек. Вокруг этого участка был построен главный культовый центр тэнри, а на самом участке водружен священный столб (“канродай”). В тэнри разработан и свой ритуал, включающий, в частности, священный танец. Накаяма Мики также установила для своих последователей ряд этических норм, призвала их освободиться от зависти, вожделений, ненависти.

Численность последователей тэнри - свыше 2 млн. человек.

В 1912 г. бывшим членом секты Сингон была основана религиозная организация, получившая смешанное англо-японское название PL кёдан. “PL” представляет собой аббревиатуру слов “Perfect Liberty” (“совершенная свобода”), кёдан означает по-японски “религиозная организация”. Сторонники PL кёдан утверждают, что будда Вайрочана и Аматэрасу - символические источники всего сущего. Человек считается таким же духом, что и божество. Посредством определенных аскетических испытаний, включая восхождение на горы, он якобы может самостоятельно достичь состояния будды. Весь мир рассматривается PL кёдан как искусство, а религия считается средством реализации этой идеи через индивидуальный опыт верующего.

Число членов PL кёдан - около 3 млн. человек.

Две ныне значительные “новые религии” в свое время отпочковались от сравнительно малочисленной секты Омото, присоединившей к общесинтоистскому канону свое собственное откровение. Речь идет о сэкай кюсэй и сэйтё-но иэ.

Сэкай кюсэй (“мировое мессианство”) была организована в 1928 г. бывшим членом секты Омото - Окада Мокити, выступившим с проповедью избавления от болезней и нищеты. В вероучении Сэкай кюсэй говорится о необходимости соединения человека с божественными существами. В этой “новой религии” практикуется лечение болезней с помощью движения рук.

Сэкай кюсэй решительно выступает против использования при обработке полей как естественных, так и искусственных удобрений.

Численность членов сэкай кюсэй стала быстро увеличиваться после окончания второй мировой войны, и сейчас она насчитывает около 1 млн. последователей.

Сэйтё-но иэ (яп. “дом роста”) основана бывшим приверженцем секты Омото - Танигути Масахару. Услышав в 1929 г. голос божества, якобы сообщившего ему, что человек - дитя бога, Танигути в следующем году создал религиозную организацию сэйтё-но иэ (вначале она существовала как просветительское общество, но затем была официально признана религиозной организацией). “Новая религия” сэйтё-но иэ имеет ярко выраженный синкретический характер, в ней наряду с синтоистскими положениями есть элементы буддизма, христианства и других религий.

Согласно вероучению сэйтё-но иэ, человек родственно связан с боже-ством. Если кто-либо совершает грехи или болеет - это свидетельствует, что связь с божеством искажена. Вернувшись к своей сущности и живя как божье дитя, человек освободится от всех грехов и болезней.

Число последователей сэйтё-но иэ в Японии составляет 3,7 млн. человек.

Две довольно крупные по численности последователей “новые религии” имеются во Вьетнаме - каодай и хоахао.

Каодай возникла в1919 г., но официально была зарегистрирована только в 1926 г. Догматические положения этой религии являются синтезом буддизма и христианства (в форме католицизма) с некоторыми элементами конфуцианства и даосизма. Сторонники каодай верят в возможность общения с божеством в состоянии транса. Каодаисты почитают Жанну д'Арк, Виктора

Гюго, Льва Толстого, Сунь Ятсена и ряд других выдающихся личностей. По своей организационной структуре каодай несколько напоминает Римско-католическую церковь. Численность каодаистов, расколовшихся на большое число сект, достигает 2 млн. человек. Основной оплот влияния каодай -расположенная на юге Вьетнама провинция Тэйнинь, где сторонники этой религии образуют большинство населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.