реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религии современного мира

реферат
p align="left">Другая “новая религия” Вьетнама - хоахао была основана 20 лет спустя выходцем из вьетнамской католической семьи Хьюинь Фу Шо, объявившего себя инкарнацией сразу нескольких известных исторических личностей. Судьба основателя этой новой религии, пытавшегося дать свою интерпретацию не очень характерной для Вьетнама формы буддизма - тхеравады, была печальна: французские власти поместили его в психиатрическую больницу (позже, правда, стали держать под домашним арестом), а коммунисты - убили. Сейчас последователи хоахао, распадающиеся на ряд сект, насчитывают 1, 5 млн. человек и сосредоточены в основном в дельте Меконга.

Из “новых религий” европейско-американского происхождения отметим, прежде всего, так называемую Саентологическую церковь.

Саентология (сайентология) - весьма своеобразное движение, претенциозно именующее себя религиозно-научным, - было основано в 1954 г. в Калифорнии американским писателем-фантастом Лафайетом Роналдом Хаббардом. Еще до создания Саентологической церкви, как стало официально называться это движение, Хаббард издал в 1950 г. книгу “Дианетика - современная наука душевного здоровья”, в которой были изложены некоторые идеи, легшие позже в основу саентологии. В книге, в частности, говорилось о болезненных впечатлениях опыта предшествующих лет (“энграмах”), записываемых в уме человека, которые впоследствии обусловливают его иррациональное поведение и болезни. Хаббард предлагал в своей книге технические приемы избавления от “энграм” и улучшения таким путем психического здоровья человека. Саентологическая церковь также претендует на то, чтобы дать своим сторонникам некое скрытое от большинства людей эзотерическое знание. В системе ее доктрин есть положение о какой-то таинственной жизненной энергии (“тетан”), переселяющейся из тела в тело и совершающей путешествия по Вселенной. Это положение напоминает учение о реинкарнации, присутствующее в некоторых восточных религиях.

Следует отметить, что проводимая Саентологической церковью диагностическая и терапевтическая практика подвергается жесткой критике со стороны медицинских учреждений. С 60-х годов судебными органами США были возбуждены уголовные дела по обвинению Саентологической церкви в мошенничестве и других правонарушениях.

В 1996 г., по данным самой Саентологической церкви, у нее во всем мире насчитывалось свыше 8 млн. последователей, хотя эти данные и могут быть сильно завышенными. Ее организации имеются более, чем в 100 странах. Значительные группы сторонников саентологии имеются в Великобритании (600 тыс.), США и некоторых других странах Европы и Америки. Пытается действовать церковь и на территории России.

К “новым религиям” иногда относят и движение Новый век, но в действительности оно не представляет собой чего-то единого, а является совокупностью разных групп, в той или иной форме принимающих идеи оккультизма10. По природе же эти группы очень разнообразны, и не все они (например, теософия, антропософия, розенкрейцерство) могут быть признаны религиями в обычном понимании этого слова. Да и по своим доктринальным положениям они очень сильно отличаются друг от друга. Часть из них признает христианскую Библию, хотя и трактует ее весьма своеобразно, другая часть -полностью отвергает. Тем не менее, некоторые общие черты, объединяющие все или почти все эти группы, все же имеются. Такими чертами, помимо оккультизма, являются, непризнание резкой грани между человеком и Богом, представление о возможности слияния человека с божеством, вера в реинкарнацию, практика медитации, стремление не придавать особого значения различиям между религиями и т. д.

Следует отметить, что к Новому веку часто причисляют и деноминации, которые правильнее относить к маргинальному протестантизму (например, сведеборгианцев) или к неримскому католицизму (например, либеральных католиков).

К сожалению, само понятие “новые религии” пока не приобрело достаточной определенности. Так, во многих религиеведческих работах термин “новые религии” толкуют расширительно, считая ими некоторые маргинальные протестантские деноминации (мормонов, мунистов и даже свидетелей Иеговы), метабуддийские секты (Нитирэн сёсю, Рэй ю кай, Риссё косэй кай), неоиндуистские секты (Брахмо кумарис, Ананда марг, Трансцендентальная медитация, Международное общество сознания Кришны).

Наконец, с “новыми религиями” порой сближают синкретические культы на Яве (агама Джава, представляющая собой смесь ислама, индуизма, буддизма и местных верований, и агама Джава-Сунда, в вероучении которой есть элементы католицизма), разные секты в Гонконге, возникшие под влиянием даосизма, афро-христианские культы и т. д.

Общая численность сторонников новых религий (без последователей бахаизма) - 121 млн. человек. Подавляющее большинство из них сосредоточены в Азии - 119 млн. (98 % общего числа). Кроме того, 1,9 млн. приверженцев этих религий имеется в Америке и 0,8 млн. - в Европе.

Родоплеменные культы

Наряду с рассмотренными выше достаточно развитыми мировыми и региональными религиями, большинство из которых имеет значительное число последователей, в некоторых районах земного шара еще сохранились довольно примитивные родоплеменные культы. Этих культов даже сейчас тысячи, причем каждый из них по-своему уникален, и описать их, естественно, нет никакой возможности. Поэтому мы остановимся здесь не на самих культах, а на формах религиозных верований, наиболее часто являющихся составными элементами этих культов.

Одной из очень рано появившихся форм таких верований является тотемизм, представляющий собой довольно сложное явление. О сущности тотемизма в науке до сих пор ведутся дискуссии, и многие религиеведы вообще не считают его религией, а видят в нем средство организации общества либо попытку классифицировать вещи и явления. Однако полностью согласиться с этим трудно. Несмотря на бесспорную социальную значимость тотемизма, в нем несомненно присутствует и религиозный аспект. В тотемистических представлениях хорошо заметна вера в сверхъестественное, таинственное родство конкретной группы людей с каким-то видом животных, растений, минералов или определенным явлением природы. Тотемизм тесно связан с родовым строем: нередко род является одновременно и отдельной тотемической группой, называясь по имени тотемного животного, растения и т. п.

Весьма древней является и такая форма религии, как магия. Согласно магическим верованиям, человек способен влиять сверхъестественным путем на других людей и природу. Для этого нужно только знать верные средства: определенными действиями, заклинаниями можно добиться желаемого. В зависимости от объекта магических действий и их искомого результата магию подразделяют на несколько видов: вредоносную (ведовство) и противоположную ей предохранительную, лечебную (знахарство), любовную (приворот), военную, метеорологическую и несколько разновидностей промысловой. Иногда магические приемы представляют своего рода имитацию того, что нужно достичь: так, с целью вызывания дождя разбрызгивается вода, для победы над врагом протыкается копьем его изображение и т. д.

Одна из самых распространенных форм родоплеменных верований -анимизм, представляющий собой веру в души, духов и всеобщую одухотворенность природы. Духами населяется весь окружающий человека мир, души, по анимистическим представлениям, имеют не только люди, но и животные, растения, явления и предметы природы. Анимистические верования могут быть очень разнообразными: порой они смутны и нечетки, в других же случаях представляют собой сложную, хорошо структурированную систему. Нужно отметить, что нередко в зарубежной научной литературе термин “анимизм” толкуется весьма широко, и под ним понимают вообще все родоплеменные верования.

С анимизмом не следует путать другую, значительно реже встречающуюся форму верований - аниматизм. Это вера в некую сверхъестественную безличную силу (“мана” у народов Океании, “оренда” у североамериканских индейцев и т. д.), которая якобы рассредоточена по всей природе, но неравномерно: одним людям, животным и предметам она может быть присуща в большей степени, другим - в меньшей, третьи ею могут совсем не обладать.

С анимизмом связаны своим происхождением, с одной стороны, культ предков-покровителей и культ племенных вождей, с другой - культ природы и ответвившиеся от него различные промысловые культы, с третьей - нагуализм, под которым понимается культ личных духов-покровителей.

Много споров велось вокруг такой формы родоплеменных верований, как фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства. Высказывалось мнение, что эта форма чуть ли не древнейшая, однако большинство исследователей не относят возникновение фетишизма к столь раннему времени. Крупнейший российский этнограф и религиевед С.А.Токарев вообще считал фетишизм одной из разновидностей нагуализма.

Особое положение среди религиозных культов занимает шаманизм -вера в возможность человека, войдя в экстатическое состояние, общаться с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей. Известно, что шаманизм, как форма религии, свойствен для ряда сравнительно развитых обществ. Тем не менее, его зачатки известны и народам, живущим родоплеменным строем.

Следует подчеркнуть, что все формы родоплеменных верований, не существуют изолированно друг от друга, а тесно переплетаются. Верования каждого конкретного племени, сохранившего традиционную религию, представляют собой сложный комплекс различных религиозных форм. У одного и того же племени могут одновременно бытовать анимистические и магические верования, культ предков и т. д. Такие комплексы обычно и называют родоплеменными культами.

И все же у племен в разных регионах мира можно наблюдать бульшую или меньшую приверженность тем или иным формам родоплеменных культов. Так, для аборигенов Австралии особо характерны тотемизм и магия, для африканских племен - культ предков и нагуализм; среди же индейцев Северной Америки культ предков распространен мало (только у так называемых индейцев пуэбло), зато у них широко бытуют различные анимистические верования и тотемизм и т. д.

В настоящее время лиц, официально признающих себя приверженцами родоплеменных культов, сравнительно немного. В 1995 г. их насчитывалось во всем мире 112 млн. человек (2 % всего населения земного шара). 72 млн. последователей родоплеменных культов (65 % общего их числа) жило в Африке, 37 млн. (33 %) - в Азии, 1,5 млн. (1,4 %) - в Европе, включая азиатскую часть России (преимущественно в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке), 1,1 млн. (1 %) - в Америке (главным образом в Южной). В Африке доля сторонников родоплеменных верований наиболее высока в следующих странах: Бенине (55 % населения), Либерии (49 %), Гвинее-Бисау (48 %), Сьерра-Леоне (48 %), на Мадагаскаре (45 %), в Мозамбике (40 %), Ботсване (37 %), Того (36 %), Буркина-Фасо (33 %), Зимбабве (33 %), Кот-д'Ивуаре (30 %). Следует, однако, помнить, что эти цифры носят в определенной мере формальный характер. На деле же значительная часть населения как этих, так и других стран Африки к югу от Сахары, являясь официально христианами (или мусульманами), одновременно придерживаются традиционных культов (то есть в этом регионе широко распространено двоеверие). В Азии высокой долей в населении последователей родоплеменных верований выделяется Лаос (33 %). Абсолютная же численность приверженцев традиционных культов наиболее значительна в Китае (около 30 млн.), где родоплеменные религии исповедуют представители многих национальных меньшинств, живущих в основном на юге страны: мяо, и, буи, дун (кам), яо, туцзя, хани и др. Немало сторонников родоплеменных верований и в Индии, где эти культы распространены среди так называемых зарегистрированных племен.

Что же касается последователей высокоразвитых форм шаманизма, которых обычно не объединяют с приверженцами родоплеменных верований, то их насчитывалось в 1995 г. 11 млн. человек (это прежде всего часть корейцев).

ГЛАВА V. ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЛИГИЙ

Изменение религиозного состава населения мира за два последних тысячелетия

Религиозный состав населения не является статичным и подвержен с течением времени существенным, а иногда и коренным изменениям. Динамика эта вызывается комплексом причин довольно различного характера: миссионерской деятельностью, разочарованием людей в ранее исповедовавшейся ими конфессии, переселениями и завоеваниями, различием в естественном приросте у различных религиозных групп (вследствие их неодинакового отношения к деторождению, абортам, безбрачию и т. п.), религиозными гонениями и др.

Не имея возможности в рамках данной книги проследить все изменения, происшедшие в религиозном составе населения мира, мы остановимся здесь лишь на самых важнейших этапах трансформации религиозной структуры за последние две тысячи лет.

К моменту Рождества Христова в стране, где родился Иисус Христос, -Палестине - прочно утвердился иудаизм, строго следовавший к тому времени монотеистическим принципам. В расположенной по соседству с Палестиной Сирии, а также в Двуречье, Малой Азии, на Кипре, в странах Северной Африки, Греции и некоторых других областях, входивших в то время в состав Римской империи, были распространены различные, достаточно высокоразвитые и структурированные политеистические религии, причем некоторые из них претендовали на выход за пределы территории, где они возникли. В Персии и районах, примыкающих к ней на востоке (теперешний Афганистан), а также в Средней Азии и восточном Закавказье преобладал зороастризм. В Южной Азии (включая остров Шри-Ланку) больших успехов достигла в эти годы возникшая в VI - V вв. до Р. Хр. религия - буддизм, сильно потеснившая господствовавший здесь ранее брахманизм, который, кстати, к тому времени, в свою очередь, проник в некоторые районы Юго-Восточной Азии. В крупнейшей стране Восточной Азии - Китае в ту эпоху были распространены довольно развитые верования, в которых важное место занимал культ предков. Во всех остальных районах Евразии и Африки, а также в Америке, Австралии и Океании - в областях, где еще существовал родоплеменной строй, - продолжали исповедоваться различные местные родоплеменные культы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.