реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религии современного мира

реферат
p align="left">Как уже указывалось, первый серьезный раскол среди шиитов произошел в середине VIII в., когда часть их, недовольная отстранением старшего сына имама Джабара - Исмаила от наследования имамата, не подчинилась этому решению и стала считать отстраненного законным наследником, а после его ранней смерти объявила имамом сына Исмаила - Мухаммеда. Это течение, получившее название исмаилизма, разошлось с ортодоксальным шиизмом не только в вопросе о наследовании имамата. Испытав влияние со стороны неоплатони-зма4, гностицизма5 и буддизма, оно включило в свое вероучение много элементов, отсутствовавших в исламе. Коран толкуется в исмаилизме иносказательно.

Структура секты иерархична: ее члены подразделяются на несколько степеней, причем к высшим из них относится руководство секты.

Весьма специфичной чертой вероучения исмаилизма является наличие в нем двух доктрин: внешней (“захир”), общедоступной, и внутренней (“батин”), доступной только небольшой группе посвященных, принадлежащих к высшим степеням исмаилитской иерархии. Внешняя доктрина близка к шиитской ортодоксии и требует от рядовых членов общины выполнения основных установок шариата. Внутренняя же, “тайная” доктрина весьма далеко отходит от мировоззренческих положений ислама. Бог-абсолют рассматривается как непознаваемая абсолютная истина. Он выделяет из себя мировой разум, который, в свою очередь, порождает мировую душу, а мировая душа творит первичную материю, создающую затем Землю, небесные светила и все живое. Мировой разум на Земле , считают исмаилиты, воплощали пророки: Адам, Ибрахим, Нух, Муса, Иса, Мухаммед и Исмаил. Имам рассматривается исмаилитами как воплощение мировой души.

От буддизма исмаилизм заимствовал учение о переселении душ.

Исмаилиты разделены на несколько ветвей, образовавшихся в результате расколов в их среде. В конце XI в. после смерти халифа аль-Мустансира (из исмаилитской династии Фатимидов) часть исмаилитов выбрала своим руководителем старшего сына халифа, Низара, другая часть - младшего сына, Мустали. Фатимидский халифат, в который в то время входили Египет и другие страны Северной Африки, а также Сирия, удалось удержать мусталитам, придерживавшимся более умеренных взглядов, низариты же, отличавшиеся нетерпимостью и использовавшие в борьбе с противниками методы террора, укрепились в некоторых горных районах Сирии, Ливана, Ирака и Ирана. Со второй половины XIII в. началась миграция низаритов в Индию, которая позже стала основным районом их расселения. С середины XIX в. имам низаритов, фактически почитаемый ими как живой бог, стал носить титул Ага-хана. Резиденция его находится в городе Бомбее. Низаритов в настоящее время называют также ходжа и агаханитами.

Мусталиты после падения Фатимидского халифата во второй половине XII в. мигрировали из Египта в Йемен. Часть из них затем переселилась из Египта в Индию, где вела весьма успешную прозелитическую работу. В начале XVII в. их центром стал Гуджарат, где в городе Сурат живет их духовный глава.

Мусталиты в конце XVI в. разделились на две группы, между которыми, впрочем, практически нет каких-либо догматических различий. Это даудиты (бохра) и сулайманиты.

В XI в. от исмаилизма в Египте отпочковалась секта друзов, вероучение которой еще более отдалилось от догматов ортодоксального ислама, чем учение “классических” исмаилитов. В частности, в него вошли многие зороастрийские и христианские положения, а также элементы доисламских религиозных верований. Секта названа по имени фанатичного приверженца фатимидского халифа аль-Хакима - ад-Дарази, объявившего о божественности халифа. И хотя друзы до сих пор придерживаются положения о божественности аль-Хакима, к своему эпониму6 они относятся без какого-либо уважения и называют сами себя не друзами, а “аль-муваххидун” (араб. “исповедующие единобожие”).

Друзское вероучение в самом Египте не прижилось, зато обрело сторонников среди горцев Сирии и Ливана.

Так же как и у исмаилитов, у друзов есть несколько степеней посвящения. Они подразделяются на “неведающих”, “вразумленных” и “совершенных”, причем сокровенные доктрины друзского учения знают лишь лица, достигшие второй и третьей степени посвящения.

Друзы верят во второе пришествие аль-Хакима, который таинственным образом исчез. Среди них распространена вера в возможность воплощения Бога в человека и в переселение душ.

Эпоним - человек, дающий чему-либо свое имя.

Друзы не выполняют предписаний шариата, не совершают обрезания, едят свинину и пьют вино. Друзская обрядность очень проста. К покойным родственникам друзы не испытывают какого-либо почтения, и для их кладбищ характерно запустение.

Друзы в еще большей степени, чем остальные шииты, используют принцип “такия”.

Исмаилитские положения легли в основу вероучения еще одной шиитской секты - нусайритов. Однако вероучение это (как и вероучение друзов) носит синкретический характер, и в нем имеются также элементы гностического христианства и древневосточных астральных верований.

Наиболее принятое сейчас название секты - нусайриты - происходит от имени жившего в IX в. богослова Мухаммеда ибн Нусайра ан-Нумайри, выступившего с проповедью о божественности одиннадцатого шиитского имама Абу Мухаммеда аль-Хасана ибн Али аль-Аскари. Более позднее название секты - алавиты (араб. “аль-алавийун” сторонники Али).

Хотя эпоним секты жил в IX в., реально секта сложилась несколько позже - в X в.

Бог представляется нусайритам в виде неразрывной троицы: “Мана” (смысл), “Исм” (имя), “Баб” (врата). Троица эта периодически воплощается в пророках, и последним ее воплощением были Али, Мухаммед и Сальман аль-Фариси (перс, один из сподвижников Мухаммеда). Главное положение в троице занимает Али.

Нусайриты почитают Солнце (ассоциируется с Али), Луну (ассоциируется с Мухаммедом), звезды, утреннюю и вечернюю зарю, у них существует культ священных рощ и горных вершин. Имеется также вера в переселение душ, причем считается, что души праведников после смерти уходят к звездам, а души грешников переселяются в тела животных.

В секте имеется две степени посвящения. В соответствии с этим все ее члены делятся на “простых” и “особых”, причем у последних есть свои священные книги, подлинный смысл которых не раскрывается “простым”. Женщинам посвящение недоступно, поскольку, по мнению нусайритов, у них нет души.

Нусайритская обрядность несколько напоминает христианскую. В богослужении используется Евангелие, верующие причащаются хлебом и вином. Отмечаются также некоторые христианские праздники, почитаются Иисус Христос (Иса) и ряд христианских святых. Вместе с тем священная книга нусайритов “Китаб аль-Маджму - составлена на основе Корана.

Нусайриты делятся на две основные группы, различающиеся между собой по деталям обрядности: северную - Шамалийя с религиозным центром в Киликии на юге Турции, и южную - Киблийя, резиденция главы которой находится в городе Кардах в Сирии.

Нусайритом является нынешний президент Сирии Хафез Асад.

Еще одной шиитской сектой, воспринявшей некоторые положения исмаилизма, является ахл-и хакк (араб. “люди истины”), начавшая складываться не позже XIV в. Большую роль в формировании секты сыграл живший в XV в. в Курдистане султан Сохак. У секты имеется и другое название - али-илахи (араб. “обожествляющие Али”), которое, однако, сами сектанты не употребляют. Из-за сходства второго названия с альтернативным наименованием нусайритов - алавиты - эти две секты порой отождествляют, что, конечно, неверно.

Помимо исмаилизма, на вероучение секты заметное влияние оказали христианство и доисламские древневосточные верования.

Ахл-и хакк не представляет собой целостности и скорее является не единой сектой, а рядом близких между собой конфессиональных групп, не имеющих общего вероучения, хотя и обладающих некоторыми сходными чертами.

В ахл-и хакк, как и в других “крайних” шиитских сектах, фактически обожествлен халиф Али. В то же время приверженцы секты считают, что существо Аллаха не может быть познано. Божество, согласно догмам ахл-и хакк, семь раз воплощалось в людях. Первым воплощением был творец мироздания Хавандагар, вторым - Али, третьим - шах Хошин, четвертым -султан Сохак и т. д. Сектанты ждут скорого пришествия “владыки времени”, который обновит мир.

В секте ахл-и хакк нет веры в загробную жизнь Вместе с тем сектанты верят в переселение душ, в связи с чем у них нет страха перед смертью.

Религиозные собрания в секте проводятся конспиративно и в ночное время. Они сопровождаются ритуальной трапезой и плясками. Совершаются также жертвоприношения и самоистязания.

В отличие от других мусульманских течений, в ахл-и хакк отвергаются многоженство и разводы.

В секте, как и у других шиитов, действует принцип “такия”, и сектанты выдают себя окружающим за имамитов. Скрываются ими от окружающих и священные книги.

В разных странах секта ахл-и хакк известна под различными наименованиями: в Турции ее сторонников называют алеви, или кызылбаши, в Иране - курд-бача и иными наименованиями, в Ираке - шаббаки и т. д.

Особое положение в шиизме занимает основанная в конце XIII - начале XIV в. в Малой Азии секта бекташи, которую часто определяют как своеобразный суфийский орден. Эпонимом секты является ее полулегендарный основатель - Хаджжи Бекташ Руми.

Вероучение бекташи в своей основе шиитское, однако в нем присутствуют также христианские и языческие элементы.

В секте почитают двенадцать шиитских имамов, и особенно первого имама - Али. Большим уважением пользуется и шестой имам - Джафар ас-Садик. Для многих сторонников секты характерна вера в троицу, в составе которой Аллах объединен с Мухаммедом и Али.

В Коране последователи секты бекташи усматривают скрытый смысл, понятный лишь посвященным в тайны мистического пути.

Секта заимствовала от христиан причащение хлебом и вином (добавив в качестве элемента причастия еще сыр). Раз в год практикуется также исповедь религиозному наставнику, который отпускает грехи. От членов секты требуется безбрачие.

Посвященные члены секты освобождены от выполнения правил шариата. Полностью отвергается “салят” - пятикратная мусульманская молитва. Пост в секте отличается от поста у других мусульман и приходится не на девятый месяц мусульманского лунного календаря - рамадан, а на первые десять дней первого месяца этого календаря - мухаррама.

Хотя в вероучении бекташи преобладают шиитские элементы, сектанты, живя в суннитской среде, в целях защиты от преследований подчеркивали свою близость к суннизму, указывая на якобы существовавшую духовную связь своего основателя со вторым суннитским халифом Абу Бакром.

По числу последователей шиизм сильно уступает суннизму: к нему относится 16 % всех мусульман. Подавляющее большинство шиитов (около трех четвертей) являются имамитами. Что же касается других ветвей шиизма, то, по очень приблизительной оценке, исмаилитов насчитывается 20 млн., ахл-и хакк - 13 млн., зейдитов - 7 млн., нусайритов - около 2 млн., шейхитов - более 1 млн., друзов - 0,7 млн., нуктавитов - 0,4 млн., бекташи - свыше 0,2 млн.

Шииты численно преобладают в сравнительно небольшом числе мусульманских стран. Подавляющее большинство (семь восьмых) населения они составляют только в Иране. На Бахрейне шииты образуют три четверти населения, в Ираке - более трех пятых, в Азербайджане - четыре седьмых (70 % всех мусульман), в Ливане (вместе с друзами) - две пятых (две трети всех мусульман), в Йемене - около двух пятых (шиизм представлен здесь главным образом зейдитами), в Пакистане - свыше одной четверти. В большем или меньшем числе шииты имеются во всех мусульманских странах Юго-Западной Азии. Из двух шиитских богословско-правовых школ усули распространена прежде всего в Иране и северных районах Ирака, ахбари - в Индии, на Бахрейне, в южной части Ирака и в районе города Хорремшехр на крайнем юго-западе Ирана.

Что касается шиитов, принадлежащих к различным сектам, то они в настоящее время не находятся в большинстве ни в одной стране. Исмаилиты рассеяны по 25 странам, но больше всего их в Индии, Пакистане, Афганистане, Иране, Таджикистане (там они сосредоточены в Горно-Бадахшанской автономной области, где образуют бульшую часть населения) и Кении. Друзы живут в подавляющем большинстве в Сирии и Ливане, нусайриты - в Сирии и Турции, ахл-и хакк - в Турции, Иране и Афганистане. Зейдиты в основном сконцентрированы в Йемене, их ответвление - нуктавиты - в Иране.

Хариджизм

Хариджизм (араб. “аль-хаваридж” - “выступающие”) - сравнительно мало известное третье (помимо суннизма и шиизма) направление ислама. Сложилось в конце 50-х годов VII в. в процессе развернувшейся в Халифате борьбы за власть. Его образовала часть сторонников двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда - Али после того, как он проявил нерешительность в своем противостоянии с шурином Мухаммеда - Муавией, согласившись на третейский суд. Хариджиты повели вооруженную борьбу как против Муавии, так и против Али.

В отличие от шиитов, выступавших за наследование власти в имамате (халифате), и суннитов, стоявших за условную выборность власти, хариджиты утверждали, что имамом-халифом может стать любой член религиозной общины, хорошо знакомый с догматами ислама, причем в случае обнаружившегося несоответствия имама занимаемой должности он может быть смещен и даже казнен.

Хариджиты быстро раскололись на несколько сект, из которых до настоящего времени сохранилась только одна, наиболее умеренная - ибадиты. Она была основана в 80-х годах VII в. Абдаллахом ибн Ибадом в городе Басра. В начале VIII в. за свои оппозиционные выступления основная часть ибадитских вождей была выслана в Оман, где ибадизм добился больших успехов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.