p align="left">Как уже указывалось, первый серьезный раскол среди шиитов произошел в середине VIII в., когда часть их, недовольная отстранением старшего сына имама Джабара - Исмаила от наследования имамата, не подчинилась этому решению и стала считать отстраненного законным наследником, а после его ранней смерти объявила имамом сына Исмаила - Мухаммеда. Это течение, получившее название исмаилизма, разошлось с ортодоксальным шиизмом не только в вопросе о наследовании имамата. Испытав влияние со стороны неоплатони-зма4, гностицизма5 и буддизма, оно включило в свое вероучение много элементов, отсутствовавших в исламе. Коран толкуется в исмаилизме иносказательно. Структура секты иерархична: ее члены подразделяются на несколько степеней, причем к высшим из них относится руководство секты. Весьма специфичной чертой вероучения исмаилизма является наличие в нем двух доктрин: внешней (“захир”), общедоступной, и внутренней (“батин”), доступной только небольшой группе посвященных, принадлежащих к высшим степеням исмаилитской иерархии. Внешняя доктрина близка к шиитской ортодоксии и требует от рядовых членов общины выполнения основных установок шариата. Внутренняя же, “тайная” доктрина весьма далеко отходит от мировоззренческих положений ислама. Бог-абсолют рассматривается как непознаваемая абсолютная истина. Он выделяет из себя мировой разум, который, в свою очередь, порождает мировую душу, а мировая душа творит первичную материю, создающую затем Землю, небесные светила и все живое. Мировой разум на Земле , считают исмаилиты, воплощали пророки: Адам, Ибрахим, Нух, Муса, Иса, Мухаммед и Исмаил. Имам рассматривается исмаилитами как воплощение мировой души. От буддизма исмаилизм заимствовал учение о переселении душ. Исмаилиты разделены на несколько ветвей, образовавшихся в результате расколов в их среде. В конце XI в. после смерти халифа аль-Мустансира (из исмаилитской династии Фатимидов) часть исмаилитов выбрала своим руководителем старшего сына халифа, Низара, другая часть - младшего сына, Мустали. Фатимидский халифат, в который в то время входили Египет и другие страны Северной Африки, а также Сирия, удалось удержать мусталитам, придерживавшимся более умеренных взглядов, низариты же, отличавшиеся нетерпимостью и использовавшие в борьбе с противниками методы террора, укрепились в некоторых горных районах Сирии, Ливана, Ирака и Ирана. Со второй половины XIII в. началась миграция низаритов в Индию, которая позже стала основным районом их расселения. С середины XIX в. имам низаритов, фактически почитаемый ими как живой бог, стал носить титул Ага-хана. Резиденция его находится в городе Бомбее. Низаритов в настоящее время называют также ходжа и агаханитами. Мусталиты после падения Фатимидского халифата во второй половине XII в. мигрировали из Египта в Йемен. Часть из них затем переселилась из Египта в Индию, где вела весьма успешную прозелитическую работу. В начале XVII в. их центром стал Гуджарат, где в городе Сурат живет их духовный глава. Мусталиты в конце XVI в. разделились на две группы, между которыми, впрочем, практически нет каких-либо догматических различий. Это даудиты (бохра) и сулайманиты. В XI в. от исмаилизма в Египте отпочковалась секта друзов, вероучение которой еще более отдалилось от догматов ортодоксального ислама, чем учение “классических” исмаилитов. В частности, в него вошли многие зороастрийские и христианские положения, а также элементы доисламских религиозных верований. Секта названа по имени фанатичного приверженца фатимидского халифа аль-Хакима - ад-Дарази, объявившего о божественности халифа. И хотя друзы до сих пор придерживаются положения о божественности аль-Хакима, к своему эпониму6 они относятся без какого-либо уважения и называют сами себя не друзами, а “аль-муваххидун” (араб. “исповедующие единобожие”). Друзское вероучение в самом Египте не прижилось, зато обрело сторонников среди горцев Сирии и Ливана. Так же как и у исмаилитов, у друзов есть несколько степеней посвящения. Они подразделяются на “неведающих”, “вразумленных” и “совершенных”, причем сокровенные доктрины друзского учения знают лишь лица, достигшие второй и третьей степени посвящения. Друзы верят во второе пришествие аль-Хакима, который таинственным образом исчез. Среди них распространена вера в возможность воплощения Бога в человека и в переселение душ. Эпоним - человек, дающий чему-либо свое имя. Друзы не выполняют предписаний шариата, не совершают обрезания, едят свинину и пьют вино. Друзская обрядность очень проста. К покойным родственникам друзы не испытывают какого-либо почтения, и для их кладбищ характерно запустение. Друзы в еще большей степени, чем остальные шииты, используют принцип “такия”. Исмаилитские положения легли в основу вероучения еще одной шиитской секты - нусайритов. Однако вероучение это (как и вероучение друзов) носит синкретический характер, и в нем имеются также элементы гностического христианства и древневосточных астральных верований. Наиболее принятое сейчас название секты - нусайриты - происходит от имени жившего в IX в. богослова Мухаммеда ибн Нусайра ан-Нумайри, выступившего с проповедью о божественности одиннадцатого шиитского имама Абу Мухаммеда аль-Хасана ибн Али аль-Аскари. Более позднее название секты - алавиты (араб. “аль-алавийун” сторонники Али). Хотя эпоним секты жил в IX в., реально секта сложилась несколько позже - в X в. Бог представляется нусайритам в виде неразрывной троицы: “Мана” (смысл), “Исм” (имя), “Баб” (врата). Троица эта периодически воплощается в пророках, и последним ее воплощением были Али, Мухаммед и Сальман аль-Фариси (перс, один из сподвижников Мухаммеда). Главное положение в троице занимает Али. Нусайриты почитают Солнце (ассоциируется с Али), Луну (ассоциируется с Мухаммедом), звезды, утреннюю и вечернюю зарю, у них существует культ священных рощ и горных вершин. Имеется также вера в переселение душ, причем считается, что души праведников после смерти уходят к звездам, а души грешников переселяются в тела животных. В секте имеется две степени посвящения. В соответствии с этим все ее члены делятся на “простых” и “особых”, причем у последних есть свои священные книги, подлинный смысл которых не раскрывается “простым”. Женщинам посвящение недоступно, поскольку, по мнению нусайритов, у них нет души. Нусайритская обрядность несколько напоминает христианскую. В богослужении используется Евангелие, верующие причащаются хлебом и вином. Отмечаются также некоторые христианские праздники, почитаются Иисус Христос (Иса) и ряд христианских святых. Вместе с тем священная книга нусайритов “Китаб аль-Маджму - составлена на основе Корана. Нусайриты делятся на две основные группы, различающиеся между собой по деталям обрядности: северную - Шамалийя с религиозным центром в Киликии на юге Турции, и южную - Киблийя, резиденция главы которой находится в городе Кардах в Сирии. Нусайритом является нынешний президент Сирии Хафез Асад. Еще одной шиитской сектой, воспринявшей некоторые положения исмаилизма, является ахл-и хакк (араб. “люди истины”), начавшая складываться не позже XIV в. Большую роль в формировании секты сыграл живший в XV в. в Курдистане султан Сохак. У секты имеется и другое название - али-илахи (араб. “обожествляющие Али”), которое, однако, сами сектанты не употребляют. Из-за сходства второго названия с альтернативным наименованием нусайритов - алавиты - эти две секты порой отождествляют, что, конечно, неверно. Помимо исмаилизма, на вероучение секты заметное влияние оказали христианство и доисламские древневосточные верования. Ахл-и хакк не представляет собой целостности и скорее является не единой сектой, а рядом близких между собой конфессиональных групп, не имеющих общего вероучения, хотя и обладающих некоторыми сходными чертами. В ахл-и хакк, как и в других “крайних” шиитских сектах, фактически обожествлен халиф Али. В то же время приверженцы секты считают, что существо Аллаха не может быть познано. Божество, согласно догмам ахл-и хакк, семь раз воплощалось в людях. Первым воплощением был творец мироздания Хавандагар, вторым - Али, третьим - шах Хошин, четвертым -султан Сохак и т. д. Сектанты ждут скорого пришествия “владыки времени”, который обновит мир. В секте ахл-и хакк нет веры в загробную жизнь Вместе с тем сектанты верят в переселение душ, в связи с чем у них нет страха перед смертью. Религиозные собрания в секте проводятся конспиративно и в ночное время. Они сопровождаются ритуальной трапезой и плясками. Совершаются также жертвоприношения и самоистязания. В отличие от других мусульманских течений, в ахл-и хакк отвергаются многоженство и разводы. В секте, как и у других шиитов, действует принцип “такия”, и сектанты выдают себя окружающим за имамитов. Скрываются ими от окружающих и священные книги. В разных странах секта ахл-и хакк известна под различными наименованиями: в Турции ее сторонников называют алеви, или кызылбаши, в Иране - курд-бача и иными наименованиями, в Ираке - шаббаки и т. д. Особое положение в шиизме занимает основанная в конце XIII - начале XIV в. в Малой Азии секта бекташи, которую часто определяют как своеобразный суфийский орден. Эпонимом секты является ее полулегендарный основатель - Хаджжи Бекташ Руми. Вероучение бекташи в своей основе шиитское, однако в нем присутствуют также христианские и языческие элементы. В секте почитают двенадцать шиитских имамов, и особенно первого имама - Али. Большим уважением пользуется и шестой имам - Джафар ас-Садик. Для многих сторонников секты характерна вера в троицу, в составе которой Аллах объединен с Мухаммедом и Али. В Коране последователи секты бекташи усматривают скрытый смысл, понятный лишь посвященным в тайны мистического пути. Секта заимствовала от христиан причащение хлебом и вином (добавив в качестве элемента причастия еще сыр). Раз в год практикуется также исповедь религиозному наставнику, который отпускает грехи. От членов секты требуется безбрачие. Посвященные члены секты освобождены от выполнения правил шариата. Полностью отвергается “салят” - пятикратная мусульманская молитва. Пост в секте отличается от поста у других мусульман и приходится не на девятый месяц мусульманского лунного календаря - рамадан, а на первые десять дней первого месяца этого календаря - мухаррама. Хотя в вероучении бекташи преобладают шиитские элементы, сектанты, живя в суннитской среде, в целях защиты от преследований подчеркивали свою близость к суннизму, указывая на якобы существовавшую духовную связь своего основателя со вторым суннитским халифом Абу Бакром. По числу последователей шиизм сильно уступает суннизму: к нему относится 16 % всех мусульман. Подавляющее большинство шиитов (около трех четвертей) являются имамитами. Что же касается других ветвей шиизма, то, по очень приблизительной оценке, исмаилитов насчитывается 20 млн., ахл-и хакк - 13 млн., зейдитов - 7 млн., нусайритов - около 2 млн., шейхитов - более 1 млн., друзов - 0,7 млн., нуктавитов - 0,4 млн., бекташи - свыше 0,2 млн. Шииты численно преобладают в сравнительно небольшом числе мусульманских стран. Подавляющее большинство (семь восьмых) населения они составляют только в Иране. На Бахрейне шииты образуют три четверти населения, в Ираке - более трех пятых, в Азербайджане - четыре седьмых (70 % всех мусульман), в Ливане (вместе с друзами) - две пятых (две трети всех мусульман), в Йемене - около двух пятых (шиизм представлен здесь главным образом зейдитами), в Пакистане - свыше одной четверти. В большем или меньшем числе шииты имеются во всех мусульманских странах Юго-Западной Азии. Из двух шиитских богословско-правовых школ усули распространена прежде всего в Иране и северных районах Ирака, ахбари - в Индии, на Бахрейне, в южной части Ирака и в районе города Хорремшехр на крайнем юго-западе Ирана. Что касается шиитов, принадлежащих к различным сектам, то они в настоящее время не находятся в большинстве ни в одной стране. Исмаилиты рассеяны по 25 странам, но больше всего их в Индии, Пакистане, Афганистане, Иране, Таджикистане (там они сосредоточены в Горно-Бадахшанской автономной области, где образуют бульшую часть населения) и Кении. Друзы живут в подавляющем большинстве в Сирии и Ливане, нусайриты - в Сирии и Турции, ахл-и хакк - в Турции, Иране и Афганистане. Зейдиты в основном сконцентрированы в Йемене, их ответвление - нуктавиты - в Иране. Хариджизм Хариджизм (араб. “аль-хаваридж” - “выступающие”) - сравнительно мало известное третье (помимо суннизма и шиизма) направление ислама. Сложилось в конце 50-х годов VII в. в процессе развернувшейся в Халифате борьбы за власть. Его образовала часть сторонников двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда - Али после того, как он проявил нерешительность в своем противостоянии с шурином Мухаммеда - Муавией, согласившись на третейский суд. Хариджиты повели вооруженную борьбу как против Муавии, так и против Али. В отличие от шиитов, выступавших за наследование власти в имамате (халифате), и суннитов, стоявших за условную выборность власти, хариджиты утверждали, что имамом-халифом может стать любой член религиозной общины, хорошо знакомый с догматами ислама, причем в случае обнаружившегося несоответствия имама занимаемой должности он может быть смещен и даже казнен. Хариджиты быстро раскололись на несколько сект, из которых до настоящего времени сохранилась только одна, наиболее умеренная - ибадиты. Она была основана в 80-х годах VII в. Абдаллахом ибн Ибадом в городе Басра. В начале VIII в. за свои оппозиционные выступления основная часть ибадитских вождей была выслана в Оман, где ибадизм добился больших успехов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|