реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религии современного мира

реферат
p align="left">Особое положение занимает криптоиудаистская секта дёнме (тур. “ренегаты”), образовавшаяся во второй половине XVII в. в результате формального перехода части живших в Османской империи евреев в ислам. Оставшись скрытыми иудаистами, дёнме до сих пор живут в Турции. Численность их неизвестна , ориентировочно она оценивается в 20 тыс. человек. Часть дёнме говорят на ладино (спаньоле), другая часть - на турецком языке.

Мандеизм

Мандеизм (от восточноарамейск. “мандб” - “знание”), как и иудаизм, относится к числу древних восточных религий. Сторонников ее называют по-разному: мандейцы, последователи святого Иоанна, назореи, сабии и т. д. Мандеизм скорее всего появился в Двуречье в I - II в. по Р. Хр., хотя некоторые исследователи относят время возникновения этой религии к более раннему времени. Многие религиеведы считают ,что мандеизм возник в результате эволюции какой-то раннехристианской секты или иудаистской секты гностического происхождения.

Вероучение мандеизма синкретично, в нем присутствуют элементы древневосточных верований, зороастризма, иудаизма, христианства.

Большим почитанием у мандейцев пользуется Иоанн Креститель. Представления о нем весьма сильно отличаются от принятых в христианстве. У мандейцев имеется также понятие о высшем существе (Боге), который посылает людям своего спасителя - Мандб-да-Хайе (восточноарамейск. “Знание жизни”), носителя божественного откровения.

Для мандеизма, как и для зороастризма, характерно дуалистическое противопоставление доброго и злого начал - света и тьмы. Свет ассоциируется с душой, а тьма с телом. Спасение, считают они, заключается в освобождении пришедшей из царства света и заточенной против своей воле в теле души.

Священными книгами мандейцев являются написанные на арамейском языке Гинза (“Сокровище”) и ряд других сочинений.

Из практикуемых мандейцами обрядов наиболее примечательно крещение в проточной воде, которое, в отличие от христиан, совершается многократно. Мандейское богослужение заключается в чтении молитв.

Среди мандейцев получила распространение полигамия. Брак и рождение детей считаются священной обязанностью.

Численность мандейцев составляет в настоящее время лишь 44 тыс. человек. Они сосредоточены в нескольких деревнях, расположенных в болотистой местности на юге Ирака, а также в соседних районах Ирана. Говоря на арабском языке, мандейцы выделяются среди окружающего мусульманского населения некоторыми культурными особенностями и образуют особую этноконфессиональную группу.

Зороастризм

Весьма древней религией является и зороастризм, возникший в первой половине первого тысячелетия до Р. Хр. О месте зарождения этой религии ученые спорят, помещая ее очаг либо на северо-запад Персии (Ирана), либо на северо-восток этой страны, либо в Среднюю Азию. Основателем зороастризма являлся Заратуштра (Зороастр), по имени которого религия и названа. Еще недавно Заратуштра рассматривался как легендарная личность, однако сейчас возобладала точка зрения, что такой пророк действительно существовал.

После того, как зороастризм стал государственной религией Персии, он широко распространился не только в этой стране, но и во многих завоеванных ею землях: в Средней Азии, восточном Закавказье, на территории, ныне занимаемой Афганистаном. С завоеванием самой Персии, а также покоренных ею стран арабами позиции зороастризма в этих регионах начали постепенно ослабевать. Новая власть стала преследовать зороастрийцев, что обусловило их миграцию в Индию, продолжавшуюся несколько столетий (VII - XII вв.). Особенно жестоким преследованиям подверглись зороастрийцы в Персии после установления там в конце XVIII в. власти Каджарской династии: бульшая часть оста-вшихся в этой стране последователей зороастрийской религии была истреблена.

Зороастрийская религия имеет ярко выраженный дуалистический характер: в основе ее лежит представление о противоборстве светлого и темного начал. Доброе начало олицетворяется Ахура-Маздой (перс. “Владыка-мудрость”) - всезнающим богом-творцом, сотворившим небесный свод, Землю, человека, полезных животных и т. п., злое начало - Анхра-Майнью, который создал болезни, смерть, зиму, холод, пустыню, зной, вредных животных и т. д.

Согласно зороастрийскому вероучению, каждый человек сам способен сделать выбор между силами добра и зла. Если он встает на сторону добра, то его деятельность должна основываться на триаде: добрая мысль, доброе слово, доброе дело.

Зороастрийцы верят в приближающийся конец света, когда Ахура-Мазда придет судить живых и мертвых: души праведников попадут в его царство - рай, души грешников будут отправлены в царство Анхра-Майнью - ад.

Большим почитанием пользуется у зороастрийцев огонь, которому приписывается очищающая сила. В связи с этим их иногда называют огнепоклонниками. В зороастрийских храмах всегда горит священный для них огонь.

Еще одной спецификой зороастрийской религии является ее крайне отрицательное отношение к человеческим трупам. Закапывание в землю покойников, их водяное погребение (спуск в реку) или кремация не дозволяются, так как это осквернит почитаемые зороастрийцами землю, воду и священный огонь. Поэтому тела умерших выносятся на особые “башни молчания”, где их расклевывают птицы-стервятники.

Зороастрийцев в 1995 г. насчитывалось во всем мире 189 тыс. человек, из них 184 тыс. находилось в Азии. Большинство последователей зороастрийской религии - свыше 100 тыс. человек - живет сейчас в Индии. Они сосредоточены преимущественно в штатах Махараштра (особенно в городе Бомбее) и Гуджарат. В Иране в настоящее время находится только 21 тыс. зороастрийцев (в городах Тегеран, Исфахан, Йезд, Керман, Шираз, Ахваз, Хорремшехр), в Пакистане (прежде всего в городе Карачи) - 6 тыс. Небольшое число сторонников зороастризма есть в Шри-Ланке, Афганистане, Йемене, Канаде (в Торонто, Монреале, Ванкувере), США (в Чикаго, Нью-Йорке, городах Калифорнии), Великобритании (преимущественно в Лондоне), Австралии и некоторых других странах.

Зороастрийцев Индии и Пакистана (так же как и зороастрийских эмигрантов из этих стран) обычно называют парсами, зороастрийцев Ирана -гебрами (последнее наименование имеет уничижительный оттенок). Иранские зороастрийцы говорят на персидском языке, парсы - на индоарийском языке гуджарати.

Йезидизм

Зороастризм оказал большое влияние на возникшую в конце XI в. еще одну ближневосточную религию - йезидизм (езидизм, йазидизм). Ее основал шейх Ади, почитаемый йезидами как святой и пророк.

Помимо зороастризма на йезидизм повлияли и другие распространенные в регионе религии - ислам, христианство (в его несторианской форме), иудаизм. В частности, йезиды почитают Мухаммеда, Иисуса Христа, Моисея. В качестве обрядов они совершают как заимствованное от христиан крещение, так и иудаистско-мусульманское обрезание. Наряду со своими особыми священными книгами - Книгой откровения и Черной книгой, они признают и священные книги своих соседей - Библию и Коран.

Будучи, как и зороастрийцы дуалистами, йезиды, в отличие от них, почитают как светлое, так и темное начало, причем особый акцент делают на поклонении темному, отрицательному началу (дьяволу), которого называют Мелек-Таузом и изображают в виде красавца-павлина. Они при этом подчеркивают, что Мелек-Тауза необходимо почитать, в противном случае он может причинить зло. Не любят они также, когда в их присутствии темное начало ругают. Что же касается светлого, положительного начала - Езда, то оно, как полагают йезиды, полно одних лишь добрых помыслов и поэтому не нуждается в умилостивлении.

Специфика религиозных взглядов йезидов всегда вызывала ярость у фанатично настроенных соседей, называвших их “чертомолами” и подвергавших жестоким преследованиям. Все это заставило йезидов как-то приспосабливаться к враждебному окружению, скрывать свои взгляды. Так, чтобы избежать осквернения могил своих близких, они пишут на надгробных плитах изречения из Корана, выбирая из них те, что не противоречат их вере.

Йезидов насчитывается, по разным оценкам, от 300 тыс. до 500 тыс. человек. Они живут в Ираке (170 тыс.), Турции, Иране, Сирии, Армении и некоторых других странах.

Индуизм

Хотя индуизм обычно и не считают мировой религией, он является одним из наиболее многочисленных вероисповеданий земного шара, сильно превосходя по численности последователей даже одну из мировых религий - буддизм.

В своем историческом развитии основная религия Индии прошла три стадии, каждая из которых имеет свое особое наименование, однако историческая преемственность между этими стадиями , безусловно, прослеживается. Первой стадией были верования, принесенные арийскими племенами в середине II тысячелетия до Р. Хр. при их вторжении в Южную Азию. Эти верования называют ведическими, поскольку вероучение ариев было изложено в канонических текстах, именовавшихся Ведами. Веды состоят из четырех книг: Ригведы, представляющей собой сборник гимнов, Самаведы и Яджурведы, содержащих молитвы и обряды, и Атхарваведы, включающей песнопения и магические заклинания. Ведическая религия носила политеистический характер, важной чертой ее был культ предков. Широко практиковались жертвоприношения богам.

Вторая стадия - брахманизм - была результатом существенной трансформации в начале I тысячелетия до Р Хр. ведических верований, адаптированных к новым социальным условиям и вобравших в себя многие элементы прежних, доарийских религиозных представлений. Впрочем, брахманизм уже не представлял собой единой религиозной системы: для этой стадии была характерна лишь попытка выработки единообразных религиозных канонов. В качестве главного божества в брахманизме выдвинулся Брахма, важную роль также играли также боги Вишну и Шива. В брахманизме появились нехарактерные для ведической религии положения о посмертном воздаянии за совершенные в жизни поступки и о перевоплощении душ умерших. Но особенно заметной инновацией брахманизма было освящение религиозным ореолом сложившегося в Индии кастового строя.

Возникший в Южной Азии как антитеза брахманизму с его кастовым строем буддизм, к которому примкнули значительные группы отошедших от старой индийской религии ее прежних сторонников, заставил брахманских жрецов дать какой-то ответ на брошенный новой религией вызов. Произошла некоторая трансформация брахманизма, и такой сложившийся в IV - VI вв. “реформированный” брахманизм обычно называют индуизмом. Не порвав с кастовой системой, индуизм все же несколько приблизил культ к народу. В частности, в противоположность брахманизму, где культ имел закрытый , аристократический характер и простые люди не присутствовали при совершении религиозных ритуалов, в индуистском культе обряды во многих случаях стали совершаться публично.

Хотя в индуизме, по сравнению с брахманизмом, наблюдалось определенное стремление к унификации религиозных канонов, его все же трудно назвать единой религией в обычном смысле этого слова. Он, скорее, совокупность религиозных систем, связанных общим происхождением и обладающих рядом общих черт. В индуизме, кроме того, нет каких-либо центральных руководящих органов, он представляет своего рода “нецерковную религию”.

Как ведические верования и брахманизм, индуизм политеистичен. Среди большого числа божеств, почитаемых индуистами, наиболее высокое положение занимают Вишну, бог-хранитель, и Шива, бог - разрушитель и созидатель. Что же касается первого лица брахманистской троицы (Тримурти) -бога Брахмы, рассматривавшегося как высшее творческое начало, то он явно отошел на задний план, оттесненный Вишну и Шивой.

К числу важнейших доктрин индуизма относятся учения о дхарме, карме и сансаре. Дхарма - это установленный для каждой индуистской касты порядок жизни (занятие, поведение в быту, пищевые ограничения, ритуалы и т. п.). В зависимости от соблюдения или несоблюдения дхармы каждый человек, по представлениям индуистов, получает после смерти ту или иную карму (воздаяние). Умершего человека, согласно индуизму, ожидает сансара (перерождение), причем душа воплотится в ту или иную оболочку в соответствии с принципом кармы. Душу праведника ждет воплощение в тело представителя более высокой касты или даже в тело небожителя. При несоблюдении дхармы душа согрешившего воплотится в тело человека, принадлежащего к более низкой касте, а то и в животное (например, в собаку) или в растение.

Нововведениями индуизма (по сравнению с брахманизмом) являются положение об ахимсе - непричинении зла любому живому существу, а также учение об аватаре, согласно которому бог может воплотиться в другом божестве, человеке, животном.

В индологии высказывалось обоснованное мнение, что термин “инду-изм” не исчерпывается понятием индуистская религия. В этом случае индуизм рассматривается как комплекс традиционных элементов и явлений духовной культуры, который включает в себя и религиозно-культовые представления.

Общая численность индуистов во всем мире равнялась в 1995 г. 781 млн. человек. Из этого числа 775 млн. (свыше 99 %) приходится на Азию. 1,9 млн. последователей индуистской религии живет в Америке, по 1,5 млн. - в Африке и Европе, 0,3 млн. - в Австралии и Океании. По приблизительным подсчетам в Индии в 1995 г. было сосредоточено свыше 750 млн. индуистов, что составляло 96 % всех приверженцев этой религии (именно по причине концентрации подавляющего большинства индуистов в Индии эту религию, несмотря на огромное число последователей, не относят к числу мировых). В Индии индуисты образуют 83 % населения. Значительные группы индуистов имеются в Непале (18 млн., или 89 % населения), Бангладеш (15 млн., или 12 %), Индонезии (3,7 млн., или 1,9 %), Шри-Ланке (2,6 млн., или 14 %), Пакистане (2,1 млн., или 1,5 %), Малайзии (1,2 млн., или 6 %), Южно-Африканской Республике (около 700 тыс., или 1,7 %), на Маврикии (около 600 тыс. или 50 %), в США (свыше 500 тыс., или 0,2 %), Великобритании и Северной Ирландии (более 400 тыс., или 0,7 %), на Тринидаде и Тобаго (свыше 350 тыс., или 24 %), Фиджи (около 300 тыс., или 37 %), в Гайане (более 250 тыс., или 34 %). Во всех перечисленных странах, кроме Индонезии, индуизм исповедуют в основном представители разных индоарийских или дравидийских народов, в Индонезии (главным образом на острове Бали) - балийцы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.