реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ответы на практикум к уч.пос. Самыгина и Столяренко

реферат

предпочитаемые, принимаемые (разного уровня положительный статус),

изолированные

(нулевой статус), пренебрегаемые и отвергаемые (отрицательный статус).

Положение, занимаемое в группе по социометрическому статусу, человек

чувствует по

отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении, поведении.

Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят

(любимчики), других не любят (нелюбимые), а третьих просто не замечают

(незамечаемые).

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих

троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

28.Какие отличительные признаки присущи малым группам?

Когда в группе сложилась определенная система межличностных отношений,

формируются психологические малые - неформальные группы. Они имеют свои

особенности:

- небольшое число людей - от 3 до 10, что определяется возможностью личных

контактов, непосредственных связей лицом к лицу; - складываются на основе

чувства

симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения;

- имеют своих лидеров; - в них возникают свои ритуалы, традиции, правила,

обязанности и санкции. Сила малых психологических групп в том, что их очень

трудно юридически и организационно уловить, в них имеются неписаные

правила,

обязательные для всех членов группы. Эти группы могут, как помогать

официальному руководству коллектива, так и вставать к нему в оппозицию,

оказывать

постоянное сопротивление.

Отличительные признаки малой группы: I - пространственное и временное

соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность для личных

контактов,

которые включают интерактивные, информационные, персептивные аспекты

общения и взаимодействия. II - наличие постоянной цели совместной

деятельности. Три

рода целей: 1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени

реализуются и выражают потребности этой группы; 2) вторичные цели - более

длительны во

времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы

предприятия или школы в целом); 3) дальние перспективы объединяют первичную

группу с

проблемами функционирования социального целого. III. Наличие в группе

организующего начала. Это может быть лидер, руководитель, а может и нет. В

этом случае

функция руководства распределена между членами группы IV. Разделение и

дифференциация персональных ролей - разделение и кооперация труда, властное

разделение. V. Наличие эмоциональных отношений между членами группы,

формируется внутреннюю структуру межличностных отношений в группе. VI.

Выработка

специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни,

поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и

обусловливающие групповую динамику. Отклонение от групповых стандартов,

норм, как правило, позволяется только лидеру.

29.Какие психологические характеристики присущи группе?

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет

структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но

динамические

процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в

группе может происходить неоднократно. По психологическим характеристикам

различают:

1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила

которых служат для личности образцом.

30.Чем характеризуется референтная группа? Опишите особенности

пирамидальных, случайных, открытых, синхронных групп.

Референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности

образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, но они

всегда выступают как источник норм или правил, к которым человек хочет

приобщиться.

пирамидальная группа, которая является: а) системой закрытого типа; б)

построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние; в)

информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз

(приказы); г) каждый человек знает свое жесткое место; д) в группе ценятся

традиции; е) руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных,

взамен они беспрекословно подчиняются; ж) такие группы встречаются в армии,

в

налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях; случайная

группа, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди

относительно

независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие

группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной

неопределенности типичны для новых коммерческих структур; открытая группа,

в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают

вопросы. Главное для них - общее дело. Свободно происходит смена ролей,

присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей;

группа

синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все

двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех

один образ,

одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном

направлении, даже без обсуждения и согласования.

Если встречается какое-то препятствие, каждая группа усиливает свою

отличительную особенность: пирамидальная - усиливает порядок, дисциплину,

контроль;

случайная - ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов

группы; открытая - ее успех зависит от умения достигать согласия, вести

переговоры; ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными

качествами, уметь слушать, понять, согласовать; синхронная - ее успех

зависит от

таланта, авторитета - "пророка", который убедил, повел за собой людей, и

люди беспредельно верят и подчиняются ему.

31.Какие роли присущи людям в группе?

Это: 1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми; 2)

генератор идей, стремящийся докопаться до истины. Воплотить же свои идеи на

практике он чаше всего не в состоянии; 3) энтузиаст, берущийся сам за новое

дело и воодушевляющий других; 4) контролер-аналитик, способный трезво

оценить

выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей; 5) искатель

выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть

хорошим

посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член

коллектива: 6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к

кропотливой

работе, но часто "тонет" в мелочах; 7) работяга, не стремящийся занять ни

чье место; 8) шлифовщик - он необходим, чтобы не перешли последней черты.

32.Укажите отличительные особенности коллектива, его структуру из страт-

слоев, этапы создания коллектива?

Коллектив - это особое качество группы, связанное с общей деятельностью.

Коллектив - это объединение людей во имя достижения определенной, социально

одобряемой цели. Это добровольный характер объединения, причем под

"добровольностью" здесь понимается не стихийность образования коллектива, а

такая

характеристика группы, когда она не просто "задана" внешними

обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно

построенных ими

отношений, на базе общей деятельности. Существенным признаком коллектива

является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как

некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением

функций, определенной структурой руководства и управления. Коллектив

представляет

собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает

принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Наиболее развернутая концепция развития коллектива принадлежит А.В.

Петровскому. Три страт (слоя). Каждый из них характеризуется определенным

принципом, по

которому строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между

людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во

втором слое

эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем

слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии

всеми

членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует

высшему уровню развития группы и, следовательно, его наличие позволяет

констатировать, что перед нами коллектив.

При создании коллектива нужно начинать с постановки ясных целей, которые

представляют собой довольно мощное объединяющее средство. Сначала эти цели

не

обязательно должны быть большими и сложными, чтобы люди могли в них легко

разобраться и наверняка добиться успеха. Успех порождает доверие, согласие

и

взаимопонимание, а это ключ к новому успеху. Ничто так не сплачивает

коллектив, как совместный поиск решений, поэтому с людьми нужно как можно

чаще

советоваться. Творчество людей дает возможность раскрывать по-новому

потенциал коллектива. Существуют два вида коллективов - формальные и

неформальные.

Формальные создаются руководством на определенный срок, временно или

постоянно, в целях выполнения какой-то официальной работы. В отличие от

формального

коллектива, неформальный никто специально не создает - он образуется

спонтанно. Выделяют пять ступеней этого процесса. На первой люди

объединяются

неосознанно, стихийно, реагируя на какие-либо события, например, на

опасность. На второй ступени основой объединения бывают обычно более

осознанные эмоции -

ненависть или наоборот, приверженность к чему-либо или к кому-либо. На

третьей ступени неформальный коллектив уже организационно сплачивается,

чтобы

совместно бороться с какой-либо внешней постоянной опасностью. На четвертой

ступени объединяющим людей фактором выступает уже нечто позитивное -

стремление

на долгий срок утвердиться в конкурентной борьбе или вступление в

престижный клуб.

33.Какие стадии зрелости выделяют для коллектива?

Таких стадий психологи выделяют пять. Первая называется притиркой. На этой

стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с

остальными,

стараются показать свое "Я". Решающую роль в сплочении группы да этой

стадии играет руководитель. Вторая стадия - "конфликтная" -

характеризуется тем, что

в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются

разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей,

приобретают

значение личные взаимоотношения, начинается силовая борьба за лидерство и

поиски компромиссов между враждующими сторонами. На третьей стадии - стадии

экспериментирования - потенциал коллектива возрастает, но он часто работает

рывками. На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения

проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой -

творчески. Пятая стадия внутри коллектива формируются прочные связи. Людей

принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними

быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что

позволяет

демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения.

34.Укажите, какие признаки присущи руководителю с высокой способностью,

создавать коллектив?

Имеет прочные навыки руководства, последователен, поддерживает идеи

коллектива, правильно подбирает сотрудников. Заботится о других членах

коллектива,

создает положительный климат, заинтересован в результате работы, четко

определяет значение организации. Распределяет обязанности между

сотрудниками,

анализирует без критики в адрес конкретных людей, поддерживает личное

развитие своих сотрудников, поощряет творческий потенциал, стремится к

обратной связи.

35.Какие факторы влияют на эффективность работы группы?

1) организационные - статус, размер и состав группы; 2) среда, в которой

функционирует группа, состояние коммуникаций и конкретное место, где группа

работает; 3) важность и характер задач, стоящих перед людьми; 4) свобода

организации собственной работы, позволяющая людям на деле трудиться более

слаженно

и заинтересованно.

1. Прежде всего, как у формального, так и у неформального коллектива должен

быть сильный лидер, заинтересованный в его успехах. 2. Успех коллективу

обеспечивает нормальный морально-психологический климат в нем. О его

наличии свидетельствует взаимная поддержка людей, открытое обсуждение

разногласий,

нежелание переходить на новое место. 3. Работоспособный коллектив должен

иметь оптимальные размеры. 4. Важная черта здорового коллектива - четкость

целей.

Каждый должен представлять себе, к каким результатам стремиться, ясно

понимать и разделять цели коллектива. 5. Коллективные цели, как правило,

предполагают

получение высоких результатов, а последние требуют соответствующих норм и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.