По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т.е. всего
шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной
структуры управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из
которых теоретически можно установить основные направления деятельности,
область ответственности и характер принимаемых решений.
Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза
структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей
структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями
областей ответственности каждого структурного элемента.
Алгоритм анализа состоит в следующем:
1. Анализируются функции управления, производится их разделение на
группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.
2. Оценивается "представительность" каждой группы в соответственно
нормативно выделенном блоке структуры.
3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления.
4. Дополняется список функций управления.
При синтезе модуль нормативной структуры - основа установления
идентификационных характеристик, по которым проектируются новые
подразделения в структуре.
18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО
18.1. Роль фирмы в современном обществе
До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества
базировался на следующих положениях:
-" Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества",
-" Дело бизнеса - бизнес",
- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль
должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).
Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало
мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную
несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском
труде,минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В
то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных
цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности,
сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.
Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм
(см.18.3). Например, в США фирмы контролируются по следующим направлениям:
- технические характеристики товара, объем производства, загрязнение
среды);
- процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль
заработной платы, обеспечение занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- доступ к ресурсам;
- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма - "генератор богатства" общества (рис. 62):
- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения,
- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход
на капитал,
- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе,
- обеспечивает собственный рост.
Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и,
очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и
как их регулирует и контролирует.
[pic]
Рис. 58. Роль фирмы в обществе (фирма - "генератор богатства")
18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом
Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом должен охватывать
три основных направления:
- анализ целей,
- анализ ограничений,
- анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма.
Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать основные
группы,действующие в "поле" фирмы и их интересы (табл. 18.1).
Таблица 18.1
Основные группы, влияющие на фирму
|Группа |Ожидаемые от фирмы результаты деятельности |
|Общество в целом |Экономический рост |
| |Поступления от налогов |
| |Уравнивание власти |
| |Уравнивание доходов |
| |Сохранение окружающей среды |
| |Сохранение природных ресурсов |
|Местная община |Ее благосостояние |
|Держателей акций |Рост стоимости акций |
|Кредиторы |Рост доходов |
| |Стабильность доходов |
|Потребители |Справедливые цены |
| |Обеспеченность выбора |
| |Удовлетворение потребностей |
|Менеджеры |Рост доходов |
| |Профессиональный интерес |
|Работники наемного труда |Занятость, уровень оплаты, досуг |
| |Условия труда, удовлетворение от работы |
Поскольку интересы групп, действующих в "поле сил" фирмы, могут быть и
противоположными, и совпадающими, и нейтральными, то необходим анализ
такого поля определения возможных коалиций и выбор предпочтительной
стратегии (табл.18.2).
Таблица 18.2
Баланс "поля сил" для типичной американской практики
|Группы-оппон|Менед|Лица |Профс|Держа|Местные|Правите|Коалиция |
|енты |жеры |наемног|оюзы |тели |органы |льство | |
|Группы, | |о труда| |акций|власти | | |
|выдвигающие | | | | | | | |
|предложения | | | | | | | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |За |Против |
|Менеджер |+ |+ - |- - -|+ + +|- |- - - |1, 4, 2|2, 3, |
| | | | | | | | |5, 6 |
|Лица |+ - |+ |+ + |0 |0 |+ + + |2, 3, 6| |
|наемного | | | | | | | | |
|труда | | | | | | | | |
|Профсоюзы |- - |+ + |+ + +|0 |0 |+ + |2, 3, |1, 4 |
| | | | | | | |6, 5 | |
|Держатели |+ + |- |- - -|+ |0 |- - - |1, 4 |2, 5, 6|
|акций | | | | | | | | |
|Местные |+ - |+ + |0 |0 |+ + |+ + |1, 2, | |
|органы | | | | | | |3, 5, 6| |
|власти | | | | | | | | |
|Правительств|- - -|+ |+ + |0 |+ |+ + + |2, 3, |1, 4 |
|о | | | | | | |5, 6 | |
Примечание: количество одноименных знаков означает относительную силу
давления.
Таким образом, разработку стратегии фирмы по отношению к обществу,
согласованную по интересам, можно представить в соответствии с рис.63.
Можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в
коммерческо-социально-политическую стратегию. Соответственно фирмам и их
руководителям необходимо:
- осуществить идеологическую переориентацию на действия в социальной
среде,
- расширить систему информации на социально - политическую область,
- научиться понимать политические процессы и политическое поведение,
- создать инфраструктуру для политических действий,
- учесть социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений,
- соответствующим образом отразить все это в структуре управления
фирмой.
[pic]
Рис. 59. Выбор предпочтительной стратегии
Хотя среди целей получение прибыли имеет ключевое значение, однако
приоритеты целей могут определяться и уровнем прибыльности фирмы (рис. 64).
[pic]
Рис. 60. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности
18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
В современных условиях происходит усиление государственного
регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются
организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами
частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме,
аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов
регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности
является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное
функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей
страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных
выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели
на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами
и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей
стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного
регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования
достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно
взятой стране.
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим
правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
повышение эффективности государственного регулирования и снижение
соответствующих издержек;
· ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за
деятельностью предприятий;
· создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке,
свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за
соблюдением правил конкуренции;
· обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством
финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
· сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики:
структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
· содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному
развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений
административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
· обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм
трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты
труда;
· поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства
населения уровня дифференциации и распределения доходов.
Характеризуя государственное регулирование экономики в современных
условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом
регулировании переместился к активному участию государства в организационно-
хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
· осуществление структурной перестройки производства, что предполагает
создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию
традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового
рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках
международной специализации;
· повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и
отдельных видов производств;
· поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения
производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива,
полуфабрикатов;
· укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях
экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
· пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами
правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру,
основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с
мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
· использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих
отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт,
осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной
структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.
Регулирование все более направлено на повышение эффективности
производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на
регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме
регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования
предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного
развития экономики основных направлений структурной перестройки
промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.
Большое значение в 80-е годы приобрели целевые программы отраслевого
регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы
государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых
приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики,
реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.
Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими
направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые
инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал,
для решения глобальных проблем наилучшего приспособления
предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования экономики направлена на
всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по
административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас
нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как:
безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров),
разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в
том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания
производства и расточительного потребления применяются меры прямого и
косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции,
налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
Важным направлением государственного регулирования является патентная
политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и
осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно
умеренную лицензионную плату.
Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской
деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую
очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата
компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда,
когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное
звено национального производства из полосы затруднений. Все большее
значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования
определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или
сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной
политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных
ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному
бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов
финансирования.
Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка
общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989 [1, 2, 4, 8,
9, 11-18].*
2. Базилевич Л.А. Автоматизация организационного проектирования. Л.:
Машиностроение, 1989 [17].
3. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К. Модели и методы
рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.:
ЛФЭИ, 1991 [4, 9, 10, 15, 17].
4. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова
думка, 1990 [2, 6, 8-11, 15].
5. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская
деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992 [2-14, 16-18].
6. Васильев Ю.П. Управление развитием производства. Опыт США. М.:
Экономика, 1989 [4, 15, 17, 18].
7. Волкова К.А., Казакова Ф.К., Симонов А.С. Государственное
предприятие. М.: Экономика, 1990 [3, 4].
8. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: "Банки и биржи", 1995. [1-8, 10, 11,
15, 16, 18].
9. Гладстоун А. и др. Управленческое консультирование. М.: Интерэкспорт,
1992 [7-11]
10. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990
[2, 3, 6, 7, 9-11].
11. Кунц Т., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ
управленческих функций. М.: Прогресс, 1981 [3,4,6,9-11,14,17].
12. Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д. Методы и модели
совершенствования организационных структур. М.: Наука, 1988 [4, 17].
13. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и
статистика, 1992 [6, 8-10, 12-14].
14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: "Дело",
1995 [1-7, 10, 11, 18].
15. Основы управления/ Под ред. В.П.Радукина. М.: Высшая школа, 1986 [1-
3,5-12,15].
16. Рабочая книга по прогнозированию/ Под ред. М.В.Бестужева-Лада. М.:
Мысль, 1982 [8].
17. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: Практический опыт и
рекомендации. М.: Экономика, 1988 [10, 11, 17].
18. Справочное пособие директору производственного объединения
(предприятия)/ Под ред. Г.А.Егиазаряна и А.Д.Шеремета. М.: Экономика, 1985
[1, 3, 6-11, 15].
19. Таунсенд Р. Секреты управления. М.: Интерконтакт, 1991 [6,8-14].
20. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1988
[2, 4-11, 13-15, 17, 18].
21. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое
консультирование: Теория и практика. М.: Экономика, 1988 [17].
* - Номера в скобках [] указывают разделы, при изучении которых может
быть использован источник.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|