|управления | | | | |
17.3. Анализ структуры управления фирмы
Мы видели, что предпочтительная структура управления зависит от степени
изменчивости внешней среды. В связи с этим первый шаг анализа действующей
структуры управления фирмы состоит в идентификации существующей системы
управления. Для этого используется табл. 17.4.
Таблица 17.4
Классификация практических методов управления
|Система |Информация |Место |Контроль |Финансовое |Принятие |
| | |реализаци| |планирование|решения по |
| | |и | | | |
|Контроль |Традиционная|Подразде-|Традицион-|- |Коррекции |
| | |ление |ный | | |
|Финансовое |Экстрапо-ляц|-"- |-"- |Кратко- |Целям |
|планирование|ионная | | |срочное | |
|Долгосрочное|-"- |-"- |Опережа-ющ|Долго- |-"- |
|планирование| | |ий |срочное | |
|Квазистратег|Наблюдения |+ Проекты|-"- |+ Смета на |+ Темам |
|ическое |за средой | | |тему | |
|планиро-вани| | | | | |
|е | | | | | |
|Стратегическ|+ Проекты в |-"- |+ |+ |+ Задачам, |
|ое |СЗХ | |Стратеги-ч|Стратеги-чес|+Стратегии |
|планирование| | |еский |кий бюджет | |
|Стратегическ|+ Наблюдение|-"- |-"- |-"- |+ |
|ое |за | | | |Потенци-аль|
|управление |внутренней | | | |ным |
| |ситуацией | | | |возмож-ност|
| | | | | |ям |
|Управление |По отдельным|Проекты |-"- |По проблеме |Проблеме |
|по проблемам|событиям | | | | |
|Управление в|Традиционная|-"- |-"- |По проектам |Ликвидации |
|неожиданных | | | | |ущерба |
|ситуациях | | | | | |
Анализ этой таблицы позволит оценить, к каким методам управления
тяготеет фирма, и выделить "усредненный". Это можно сделать и для каждой
СЗХ фирмы.
Следующий шаг состоит в определении по таблице 17.5 наиболее
предпочтительных методов и структур управления, которые удовлетворят
потребности фирмы в ближайшие 5-7 лет (в том числе и для каждой СЗХ).
Таблица 17.5
Предпочтительные методы и оргструктуры управления
|Системы |Уров|Характер |Решаемые |Вклад |Предпоч-ти|
| |ень |среды |проблемы |руководства в|тельные |
| |нест| | |управление |оргструк-т|
| |абил| | | |уры |
| |ьнос| | | | |
| |ти | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Контроль |1 |Повторяющийся|Сложность |Контроль по |Линейно- |
| | | |работы |отклонениям |функцио-на|
| | | | | |льная |
|Финансовое |2 |Расширяющийся|Длительные |Регулирование|-"- |
|планирование| | |сроки |ресурсов | |
| | | |реализации | | |
| | | |НИОКР | | |
|Долгосрочное|3 |Быстро |Быстрый рост|Координация |Дивизио-на|
|планирование| |расширяющийся| |роста, |льная |
| | | | |управление | |
| | | | |прибыльностью| |
| | | | |и НИОКР | |
|Квазистрате-|3,5 |Быстро |Реакция на |Управление |Матричная |
|гическое | |расширяющаяся|смену |меняющейся | |
|планирование| |, смена |номенклатуры|ситуацией | |
| | |номенклатуры | | | |
| | |продукции | | | |
Продолжение табл. 17.5
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Стратегическ|4 |Смешанные, |Определение |Управление |-"- |
|ое | |разрозненные |стратегическ|стратегически| |
|планирование| |проекты |их позиций |ми | |
| | | | |нововведениям| |
| | | | |и, | |
| | | | |стратегическо| |
| | | | |е | |
| | | | |распределение| |
| | | | |ресурсов | |
|Стратегическ|4,5 |Совершенно |+ Развитие |Управление |Множест-ве|
|ое | |новые проекты|потенциала |стратегически|нная |
|управление | | | |ми | |
| | | | |изменениями | |
|Управление |4,5 |Частично |Предотвра-ще|Управление |-"- |
|по проблеме | |предсказуемые|ние |частично | |
| | |явления |неожидан-нос|предсказуемым| |
| | | |тей |и переменами | |
|Управление в|5 |Неожиданный |"Выздоров-ле|Упорядочение |-"- |
|неожиданной | | |ние" от |реакции на | |
|ситуации | | |неожидан-нос|кризисную | |
| | | |тей |ситуацию | |
17.4. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры
управления диверсифицированной фирмы
Как уже указывалось, наиболее типичной ситуацией бизнеса в настоящее
время является диверсифицированная компания (компания с несколькими или
многими СЗХ). В связи с тем, что каждая СЗХ может находиться в уникальных
условиях изменчивости внешней среды ( т.е. бизнес в СЗХ определяется
разными индексами нестабильности), возникает проблема определения
предпочтительной структуры управления такой диверсифицированной компанией.
Для ее определения используется средневзвешенная величина индекса
нестабильности для бизнеса фирмы. В качестве весов выступают произведения
удельного веса СЗХ в общем объеме прибыли фирмы на показатель интенсивности
конкуренции в СЗХ (например, в баллах от 0 до 10, 0 - соответствует
отсутствию конкуренции, а 10 - ее максимальной жесткости).
Для расчета средневзвешенного значения индекса нестабильности фирмы
составляется следующая вспомогательная табл. 17.6.
Таблица 17.6
Данные для расчета средневзвешенного индекса нестабильности
|Диапазон индексов|СЗХ |Доля |Интенсивность |Весовой |
|нестабильностей | |прибыли |конкуренции |коэффициент |
| | | |в баллах | |
|1 - 2 | | | | |
|2 - 3 | | | | |
|3 - 4 | | | | |
|4 - 5 | | | | |
Во второй столбец таблицы выписываются СЗХ, сгруппированные по
диапазонам индексов нестабильности. В третий и четвертый столбцы
выписываются доля прибыли и показатель интенсивности конкуренции для каждой
СЗХ. В пятом столбце содержится произведение данных двух предыдущих
столбцов. Расчет средневзвешенного значения индекса нестабильности
производится по известной формуле:
[pic]
где - i - текущий номер СЗХ, n - общее число СЗХ, i - вес i-й СЗХ, Ii -
показатель нестабильности в i-й СЗХ.
Средневзвешенный индекс нестабильности определяет и предпочтительную
структуру управления (табл. 17.5).
17.5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при
анализе и синтезе системы управления
После установления предпочтительной структуры управления фирмой стоит
задача "наполнения" этой иерархической структуры блоками, ответственными за
выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних и должно
обеспечить выполнение задач управления фирмой.
Единицей оргструктуры может являться структурный модуль. Основные
требования к нему:
- выполнение определенной цели,
- совместимость с другими составными частями,
- возможность использования в разных сочетаниях.
Моделирование взаимодействия структурных модулей предусматривает три
среза:
- по разнообразию результатов (промежуточный, замыкающий, исходный),
- по видам деятельности (реконструкция функции, выбор режима, защита
режима),
- по элементам функционирования системы (вход, выход, процессор).
В результате получается некоторая структурная решетка размерностью
[pic], каждый узел которой - совмещение определенного вида деятельности,
типы результата и элементы функционирования системы (не все они реально
обязательно существуют).
В зависимости от вида деятельности решения и управление в процессе их
реализации связаны с:
- реконструкцией функции (инновационная деятельность),
- с выбором режима (инфраструктурная деятельность),
- с защитой выбранного режима (эксплуатационная деятельность).
Соответственно инновационная деятельность может быть связана с
промежуточными полезными результатами, инфраструктурная деятельность - со
всеми видами результатов, а эксплуатационная деятельность только с
исходными и замыкающими полезными результатами. В структурных модулях и
системе можно выделить два типа входов - материальный и информационный и
один тип выхода.
Группы структурных модулей, объединенных сильной зависимостью от одного
фактора, составляют пять структурных блоков (табл. 17.7):
У1 - привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям деятельности
фирмы;
У2 - реализация тиража продукции (услуг);
У3 - синтез образцов изделий, услуг;
У4 - обеспечение процесса создания тиража продукта;
Z - общее руководство фирмой.
На основе структурных модулей можно построить контуры принятия решений
для различных видов деятельности фирм. В общем случае такой контур
представлен на рис. 57.
[pic]
Рис. 57. Контур принятия решения
Таблица 17.7
Перечень структурных модулей, входящих в модель нормативной структуры
системы
|Тип |Тип результата,|Характер|Направление деятельности |Область ответственности |Подразделения |
|струк-т|обеспечиваемый |прини-ма| | |управления |
|урного |данным модулем |емых | | |завода, |
|модуля | |решений | | |реализующие |
| | | | | |модуль |
|У1 |Промежуточный |Выбор |Привязка ограничений внешней |Уровень использования |Главный |
| | |режима |инфраструктуры к условиям данной|хозяйственного потенциала |экономист |
| | | |хозяйственной системы |данной хозяйственной системы | |
|У11 |-"- |-"- |Привязка ограничений внешней |Соответствие установленных |ПЭО |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|