реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Южно-Курильская территориальная проблема

реферат
p align="left">Наконец, играло свою роль и развитие внутриполитических процессов в Японии. В 1996 году пост премьер-министра пос-ле некоторого перерыва вновь занял представитель либераль-но-демократической партии, ее лидер Р. Хасимото.

Таким об-разом, завершился период определенной внутриполитической нестабильности, и состоялось возвращение к власти наиболее влиятельной политической силы современной Японии. Пред-седатель либерально-демократической партии Р. Хасимото од-ним из первых среди японских политиков осознал важность улучшения отношений с Россией. Еще будучи министром вне-шней торговли и промышленности, он выступил инициатором выдвижения плана японского содействия российским эконо-мическим реформам.

Можно сказать, что Р. Хасимото проявил большую дальновидность, правильно оценил важность хороших отношений с Россией с точки зрения национальных интересов Японии, продемонстрировал немалую политическую смелость, предло-жив нестандартный подход к поиску выхода на урегулирова-ние территориальной проблемы Россия и Япония: пропущенные вехи на пути к мирному договору. М., 2001..

В целом его роль в форми-ровании нового качества отношений с Россией сопоставима в известной степени с деятельностью другого видного японско-го политика - Итиро Хатоямы, внесшего с японской стороны решающий вклад в дело нормализации японо-советских отно-шений после Второй мировой войны. Р. Хасимото обосновал принципы, на которых должно основываться улучшение япо-но-российских отношений.

Во-первых, это принцип доверия.

Излагая свою «доктрину», японский премьер-министр осо-бо отметил, что «в конечном счете, межгосударственные отно-шения не смогут получить продвижения до тех пор, пока не будет отношений подлинного доверия между теми, кто непос-редственно сидит за столом переговоров» Россия и Япония: пропущенные вехи на пути к мирному договору. М., 2001..

В этом контексте он выразил намерение установить еще бо-лее тесные, дружеские, доверительные отношения с Президен-том России.

Второй принцип продвижения японо-российских отноше-ний был определен как принцип взаимной выгоды. Он подра-зумевает, что Япония и Россия, согласовывая взаимные инте-ресы, не будут пытаться получить одностороннюю выгоду, то есть не будут применять подход, предполагающий появление выигравшего и проигравшего. В этом смысле японский пре-мьер разделял неоднократно высказывавшуюся Президентом Б. Н. Ельциным мысль о том, что после завершения эпохи «хо-лодной войны» в международных отношениях не должно более быть «победителей и побежденных» Перепеченко В.П. Южные Курилы или «северные территории? Вологда, 2001..

В качестве третьего принципа Р. Хасимото назвал принцип долгосрочного подхода. При этом имелась в виду необходи-мость создать прочную основу для улучшения японо-россий-ских отношений, которые будут унаследованы следующими поколениями японцев и россиян и будут развиваться в 21 веке и даже далее.

Три принципа, выдвинутые главой японского правительс-тва, - доверие, взаимная выгода, долгосрочный подход - отра-жали именно то, что следовало сделать базой построения дву-сторонних отношений, отвечающих реалиям новой эпохи Солнцев В. Там же. С. 18..

Российская сторона предложила дополнить три принци-па четвертым - принципом тесного экономического сотруд-ничества. Японская сторона выразила свое согласие, и выше-упомянутые четыре принципа были включены в Московскую декларацию об установлении созидательного партнерства, под-писанную 13 ноября 1998 года Президентом Б. Н. Ельциным и премьер-министром К. Обути в ходе официального визита пос-леднего в Москву.

Об экономическом сотрудничестве довольно подробно гово-рил в своем выступлении в Кэйдзай Доюкай R Хасимото.

В качестве наиболее перспективного направления тако-го сотрудничества он выдвинул идею совместной разработки энергетических и сырьевых ресурсов России, в первую очередь в районах Сибири и Дальнего Востока. Причем эффективное использование этих ресурсов виделось, с одной стороны, как своего рода «детонатор* для стабильного экономического раз-вития России, с другой - как фактор стабилизации энергети-ческой ситуации в азиатском регионе, как фактор, способству-ющий укреплению доверия и становлению мирных отношений во всей Восточной Азии Перепеченко В.П. Южные Курилы или «северные территории? Вологда, 2001..

Принцип долгосрочного подхода предписывает использо-вать уже накопленный положительный опыт по укреплению доверия в районе островов, а именно: посещение японцами могил, обмены между жителями четырех островов и Японии, переговоры по заключению соглашения о безопасном промыс-ле. Все это для того, чтобы «обозначить направление к реше-нию территориальной проблемы». Мы, подчеркнул Хасимото, намерены спокойно продолжать переговоры, основываясь на долгосрочном подходе Солнцев В. Там же.. С. 17..

В российском руководстве «многоплановый подход» воспринимали как отход от устаревшего и маю что давшего для раз-вития двусторонних отношений и продвижения к заключению мирного договора «принципа расширяющегося баланса отно-шений»- Как полагали в Москве» речь не идет о намерении японской стороны менять свою позицию по территориальной проблеме, но о ее решении сделать свой курс более реалис-тичным, прагматичным, то есть не превращать весь комплекс двусторонних отношений «в заложника одной территориальной проблемы» Солнцев В. Там же.. С. 17..

Нестандартность, новизна политики на российском направлении вызвали негативную реакцию тех сил в Японии, которые в оценке России продолжали руководствоваться стереоти-пами эпохи «холодной войны», считали, что улучшение отно-шений с Москвой -- это «забегание вперед» Перепеченко В.П. Южные Курилы или «северные территории? Вологда, 2001..

Вновь зазвучали голоса, выражавшие «опасение, что япон-ское правительство, выдвинув на первый план сотрудничество с Россией, может похоронить территориальный вопрос.

Однако воспрепятствовать начавшемуся процессу серьезной активизации двусторонних отношений практически во всех сферах подобные взгляды уже не могли.

Таким образом, можно сделать вывод, что Отношение к вопросу о рассматриваемых территориях таких российских политиков, как президент СССР М.С. Горбачев, бывший президент РФ Б.Н. Ельцин и премьер-министр РФ Е.М. Примаков, имеет один общий момент. Это -- тенденция попытаться отложить решение названного вопроса на будущее. Другими словами, такой подход к данному вопросу означает “тактику, направленную на то, чтобы отложить территориальный вопрос в долгий ящик”.

Если прочитать воспоминания М.С. Горбачева то становится ясно, что он ограничивается выводом о том, что для этого необходимо было заблаговременно “создать атмосферу” для разрешения вопроса о Северных территориях. Его воспоминания непременно разочаруют тех, кто непосредственно желает решения этой проблемы. Какое бы место в этих воспоминаниях мы ни взяли, нигде нельзя прочитать о том, что если российская сторона сначала возвратит северные острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, т.е. в последовательности, обратной вышеуказанной, то российско-японские отношения немедленно улучшатся. В последнее время бывший президент СССР М.С. Горбачев стал даже заявлять: “Если бы я оставался на своем прежнем посту, вопрос о Северных территориях, вероятно, уже давно был бы разрешен” Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. М., 2001..

Бывший премьер-министр Е.М. Примаков придерживался в этом вопросе еще более жесткой позиции, чем президент Б.Н. Ельцин. Он был приверженцем того, чтобы разрешение вопроса о Северных территориях “отложить в долгий ящик”. Е.М. Примаков в январе 1996 года на пресс-конференции, состоявшейся сразу после назначения его министром иностранных дел, заявил, что разрешение вопроса о Северных территориях, существующего в российско-японских отношениях, следует отложить на усмотрение будущих поколений, как это сделано с вопросом об островах Сэнкаку в японо-китайских отношениях Тихвинский С.Л. Век стремительных перемен. М., 2005. С. 172..

После того как ему был вручен протест Министерства иностранных дел Японии, Министр иностранных дел того времени Е.М. Примаков, взял назад свое предложение, направленное на то, чтобы отложить разрешение вопроса о Северных территориях в долгий ящик в соответствии с “формулой Сэнкаку”, и вместо этого выдвинул предложение о совместном хозяйственном освоении названных выше островов.

Итак, в истории российско-японских отношений 1997 год, по сути, стал переломным.

В июле премьер-министр Рютаро Хасимото выступил с новой концепцией курса Японии в отношении России. В ноябре состоялась красноярская встреча лидеров двух стран. В результате началось интенсивное развитие двусторонних связей по всем направлениям.

Подводя итоги трехлетнего "нового периода" в российско-японских отношениях (1994-1997 гг.), можно сделать следующие выводы Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. М., 2001..

Во-первых, стороны убедились в том, что хорошие отношения друг с другом отвечают стратегическим, национальным интересам обеих стран.

Во-вторых, подтвердилось, что с ходу, за один этап, решить территориальную проблему невозможно. Невозможно ее решить и на основе лишь хороших, дружеских отношений лидеров двух стран. Даже сильный лидер не в состоянии решить эту проблему, если его в этом не поддерживает общественное мнение своей страны.

Подтверждается правильность вывода о том, что выйти на решение территориальной проблемы можно лишь при соблюдении следующих условий:

· отношения достигают такого уровня, когда решение воспринимается как естественное, отвечающее национальным интересам каждой из стран, а не принимается по принуждению, под давлением или с позиции слабости, вынужденности;

· общественное мнение в каждой из стран поддерживает формулу решения проблемы;

· обе стороны идут к решению проблемы через создание особых условий в районе островов.

В-третьих, выявились расхождения в трактовке положений Токийской декларации Там же.. С. 174..

В Японии имеет место тенденция толковать ее положения о "необходимости заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи" как фактическое согласие российской стороны на передачу этих островов, и потому речь на переговорах может идти лишь о сроках, формах, условиях такой передачи.

В России же это положение трактуется как согласие с тем, что территориальный вопрос существует, его надо решать, но каким будет это решение - выявится только в результате переговоров на основе развития отношений по всем направлениям и последовательного решения околоостровных проблем. Эти расхождения отчетливо проявились при выдвижении сторонами своих предложений по мирному договору - каванскому и московскому.

Говоря в Красноярске о необходимости приложить все усилия к заключению мирного договора до конца столетия, Борис Ельцин имел в виду вышеизложенную российскую позицию (можно вспомнить его пятиэтапный план решения территориальной проблемы - сначала мирный договор, а затем решение территориальной проблемы). А Рютаро Хасимото исходил тогда же из японского толкования Токийской декларации.

К 1997 году в Японии начала раздаваться определенная критика в адрес российской стороны: японская сторона сделала максимум возможного для продвижения к мирному договору и улучшения отношений, а российская сторона "вела себя пассивно", в т.ч. не работала с российским общественным мнением. Нет ничего более вредного и неправильного, чем такой вывод Там же.. С. 174..

Если встать на такую точку зрения, то получается, что японская сторона хорошим отношением к России пыталась как бы "купить территории" Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. М., 2001.. Это способно лишь усилить в России настроения относительно того, что для Японии Россия важна лишь до тех пор, пока не решен территориальный вопрос.

1.4. Развитие южно-Курильской территориальной проблемы в 1997-2000 годы

Особое место в истории развития южно-курильской территориальной проблемы отношений занимает 1997 год. Он дал старт регулярным встречам на высшем уровне, интенсивным политическим кон-тактам. Только в течение одного года имели место три важ-нейших события -- в ноябре 1997 года в Красноярске, в апреле 1998 года в Каване прошли встречи Президента Б. Н, Ельцина с премьером R Хасимото «без галстуков», в ноябре 1998 года состоялся официальный визит премьер-министра К. Обути в Москву. Ничего подобного ранее в двусторонних отношениях не происходило.

Причем каждая встреча характеризовалась своей особеннос-тью, имела важное значение для формирования новой атмо-сферы отношений, вносила большой вклад в решение практи-ческих вопросов, а также в переговорный процесс по мирному договору Кошкин А. Советско-японский пакт о нейтралитете. Окончание. 2001. -№8. -с54..

Красноярская встреча фактически дала старт переговорам по мирному договору, а также придала большое ускорение разви-тию двусторонних связей во всех областях.

Хотя первую встречу «без галстуков» Б. Н. Ельцин - Р. Хаси-мото принято называть «красноярской», на самом деле она со-стоялась 1-2 ноября в гостевой резиденции «Сосна», располо-женной в 10 километрах от города. Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото провели вместе более 8 часов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.