p align="left">Встреча завершилась достижением ряда весьма важных договоренностей. Во-первых, был согласован развернутый план поступатель-ного развития российско-японского экономического сотрудни-чества, получивший название «План Б. Н. Ельцина -- Р. Хаси-мото». План предусматривал заключение соглашения о защите инвестиций, оказание японского содействия в подготовке рос-сийских управленческих кадров предприятий, развитие взаи-модействия в сфере энергетики, в том числе атомной, подде-ржку вступления России во Всемирную торговую организацию и многое другое. Япония в ответ на обращение российской стороны выразила готовность предоставить по линии Экспортно-импортного банка несвязанный кредит в размере 1,5 млрд. долл. для оказания со-действия российским реформам. Этот кредит особо помог Рос-сии, когда ее экономика оказалась в весьма сложном положе-нии после экономического кризиса в августе 1998 года Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. М., 2001.. Во-вторых, японская сторона информировала о решении поддержать присоединение России к форуму Азиатско-Тихо-океанское экономическое сотрудничество. К тому времени среди членов этой организации фактически только Япония выра-жала «сомнения» относительно целесообразности российского участия в ее работе. Изменение японской позиции «открыло перед Россией дверь» в АТЭС, что вскоре и произошло. При-чем премьер-министр Р. Хасимото после красноярской встречи позвонил Президенту США Б. Клинтону и сообщил ему об этом решении японской стороны Карасин Г.. Там же. с 8.. В-третьих, было достигнуто согласие активизировать диалог по вопросам стабильности и безопасности в азиатско-тихооке-анском регионе, расширить контакты и обмены между военны-ми ведомствами двух стран. Неожиданностью стало то, к каким выводам пришли Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото при обсуждении проблем, связан-ных с мирным договором. Вот как они были сформулированы в российском сообщении для прессы по итогам встречи: «Оба руководителя договорились приложить активные совместные усилия к развязыванию этого исторического узла (име-ется в виду мирный договор), опутывающего российско-япон-ские отношения. Было отмечено общее понимание, что, дви-гаясь к этой цели, Москва и Токио будут активно развивать весь комплекс двусторонних связей, включая крупномасштабное экономическое сотрудничество, решение «окодоостровных» воп-росов. В частности, обе страны изъявили намерение дать инс-трукции своим делегациям на переговорах о рыболовном про-мысле в районе Южных Курил с тем, чтобы как можно скорее заключить соответствующее соглашение. Наряду с этим было решено совместно работать над разъ-яснением общественности двух стран причин ситуации, коша между Россией и Японией отсутствует мирный договор, не номализованы отношения и не зафиксировано территориальное размежевание Головнин В. Там же. -с48.. Лидеры выразили единое мнение, что эту аномальную ситу-ацию следует выправить как можно скорее» Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. М., 2001.. И, наконец, главное, что привлекло внимание: «Оба руководителя согласились приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации 1993 года» Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. М., 2001.. Почему был предложен 2000 год? Премьер-министр Японии неоднократно, в том числе на встречах с российскими пред-ставителями, говорил о «необходимости решить проблемы, воз-никшие в 20 столетии, до начала следующего». Президент был, судя по всему, осведомлен об этой позиции. Следует учитывать и то, что в 2000 году у Б. Н. Ельцина кончался второй срок пре-бывания на посту президента. Услышав от Б. Н. Ельцина предложение вести дело к подпи-санию мирного договора к 2000 году, Р. Хасимото, как он сам вспоминал впоследствии в интервью японским СМИ, испытал «чувство удивления и воодушевления». Заместитель министра иностранных дел Японии М. Тамба, присутствовавший практически на всех беседах Президента с премьер-министром, в интервью газете «Асахи симбун» расска-зал, что впервые Б. Н. Ельцин заговорил на тему мирного до-говора во второй половине дня 1 ноября во время прогулки на катере по Енисею. Именно тогда он предложил заключить мир-ный договор до 2000 года и разработать «план действий для до-стижения этого». По словам М. Тамбы, Президент, тем не менее, не конкретизировал свою идею «плана действий», не высказы-вался и по его возможному содержанию. Что стояло за столь неординарным предложением Президен-та, которое в окончательном виде было сформулировано как «договоренность прилагать максимум усилий для заключения мирного договора до 2000 года на основе Токийской деклара-ции»? На этот счет высказывалось немало версий и догадок Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. М., 2001.. Можно исходить из того, что, выдвигая инициативу по мир-ному договору, Б. Н. Ельцин действовал в присущем ему сти-ле. Не раз он поражал своих партнеров - лидеров многих госу-дарств неожиданными заявлениями и предложениями. Делалось это, в том числе и с тем, чтобы «предельно обострить ситуацию» для более четкого понимания того, насколько она созрела для Достижения конкретного результата. С другой стороны, своими неординарными шагами он как бы «перекидывал мяч на поле партнера, ожидая адекватной или заинтересованной реакции. Так, накануне его несостоявшегося визита в 1992 году в Япо-нию Президент Б. Н. Ельцин, выступая в программе Эн-Эйч-Кэй, которая в прямом эфире транслировалась на Японию, со-общил, что у него имеется 14 предложений относительно воз-можного решения территориальной проблемы, однако он пока не решил, какое из них выбрать. На самом деле таких предло-жений не существовало. Президент в близком ему окружении действи-тельно говорил, что у него есть несколько вариантов решения территориальной проблемы» которые ему предлагали россий-ские политики, ученые, журналисты. Однако это были скорее не варианты, а довольно абстрактные идеи. Например, среди них фигурировали такие, как - сделать острова международным парком-заповедником, сдать их Японии в аренду и так далее Головнин В. Там же.. -с4.. Б.Н. Ельцин, чувствуя слабую подготовку своего визита, особенно в части, касающейся разговоров в Токио по территориальной проблеме, говоря о «многочисленных предложениях», посылал своего рода «последний сигнал» японской стороне -- «я смогу что-то предложить на переговорах по мирному договору, но все зависит от степени готовности японского правительстве пой-ти навстречу России». И когда на этот своеобразный «зондаж из 14 предложений» никакой реакции из Токио не последовало, Б.Н. Ельцин еще раз убедился в нецелесообразности в таких условиях осуществлять визит в Японию. Последующие события подтверждают данное заключение. Стороны выдвинули предложения по решению проблемы мирного договора: японская сторона -- «каванское» в апреле 1998 года, российская -- «московское» в ноябре 1998 года. И хотя к 2000 году заключить мирный договор не удалось, дву-сторонние связи начали развиваться невиданными в истории российско-японских отношений темпами. Итоги красноярской встречи вызвали в Японии двойствен-ную реакцию. Официальные оценки были весьма высокими. 5 ноября премьер-министр Р. Хасимото направил послание Президенту Б.Н. Ельцину, в котором в свете красноярской до-говоренности по мирному договору выразил ему искреннее ува-жение за проявленную «героическую решимость». В послании подчеркивалось, что «встреча в Красноярске имела исключи-тельно большое значение для укрепления и расширения отно-шений между Японией и Россией в XXI веке». Министерство иностранных дел Японии публично оценило итоги красноярской встречи как «исторический успех». В целом с доброжелательными комментариями выступали даже традиционно скептически настроенные специалисты по японо-российским отношениям Головнин В. Там же. -с 28.. В целом позитивно комментировали результаты краснояр-ской встречи японские средства массовой информации. Вот некоторые из них: «поворотный пункт в истории двусторонних отношений -- от противостояния к сотрудничеству», «достигнут большой прогресс как в политической, так и экономической областях», «появилась возможность, что в японо-российских отношениях, включая территориальный вопрос, произойдет ис-торический поворот» Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. М., 2001.. Но были и не столь радужные, даже пессимистические оцен-ки, нередко с оттенком негативизма. Так, сообщалось, что сре-ди высокопоставленных сотрудников министерства иностранных дел Японии сохраняется мнение, что основы политики России в отношении Японии не изменились - Президент Б. Н. Ельцин в условиях, когда НАТО, расширяясь, приближается к россий-ским границам, ищет теперь друзей на Востоке, а также рас-считывает на японскую экономическую помощь для восстанов-ления российской экономики». Эти взгляды разделяли и неко-торые политологи-аналитики. В Красноярске Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото договорились провести вторую «встречу без галстуков» в Японии в середине апреля 1998 года. Подготовка к ней началась незамедлительно и шла с нарастающим темпом. Уже в середине ноября 1997 года состоялся визит в Токио министра иностранных дел Е. М. Примакова. В ходе его пере-говоров с министром иностранных дел К. Обути предстояло на-метить план действий на «посткрасноярский период». На переговорах Е. М. Примакова с К. Обути 3 ноября с российской стороны была подчеркнута важность реализации всех красноярских договоренностей без каких-либо отступлений и предложено в качестве практических шагов в этом направле-нии сформировать специальные переговорные группы для того* чтобы поднять переговорный процесс по мирному договору на качественно новый уровень Головин М. Для решения «курильской проблемы» потребуется время. 2005. -14 янв. -с4.. В ходе дальнейших консультаций на основе этого предложе-ния была достигнута договоренность о создании Совместной рос-сийско-японской комиссии по вопросам заключения мирного до-говора под председательством министров иностранных дел, а так-же подкомиссии на уровне заместителей министров иностранных Дел. Причем имелось в виду, что в подкомиссии будет развернута практическая работа над вопросами, могущими составить содер-жание мирного договора. В ноябре 1998 года в рамках подкомисии по предложению японской стороны, выдвинутому в ходе визита Москву премьера К. Обути, были созданы две группы - по вопросам пограничного размежевания и по вопросам совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Во время официального визита министра иностранных дел Японии в Москву 21-23 февраля 1998 года министры Е. М. Примаков и К. Обути утвердили договоренность о начале деятельности подкомиссии на уровне заместителей министров иностранных дел. Тогда же 21 февраля было подписано Соглашение о некото-рых вопросах сотрудничества в области промысла морских жи-вых ресурсов в районе Южных Курил. Подписание соглашения венчало трехлетний переговорный процесс, который шел непросто, поскольку имел непосредс-твенное отношение к известным позициям стран по террито-риальной проблеме. Тем не менее, стороны, подтвердив, что соглашение не наносит ущерба этим позициям (в документе есть специальная статья - «данное соглашение и все действия, предпринимаемые в связи с ним, никоим образом не затрагива-ют позиций сторон и не могут являться основанием для каких-либо ссылок на изменение позиций сторон», нашли формулу, по которой японским рыбакам была предоставлена возможность вести на коммерческой основе рыболовный промысел в спе-циально выделенных участках в районе Южных Курил. Таким образом, было заключено не имеющее прецедентов в между-народной практике соглашение, по которому одно государство предоставляло право рыбакам другого государства вести промы-сел в своих территориальных водах Имантов В. Японцы почувствовали свой шанс. 1998. -12 ноября. -с3.. Соглашение закрывало проблему японского браконьерского промысла в российских водах и одновременно открывало, как полагала российская сторона, путь к выходу на договоренность о совместной хозяйственной деятельности на островах. Однако с японской стороны на официальном уровне сразу же зазвучали утверждения о том, что .перейти с моря на сушу, весьма слож-но, поскольку, мол, практически нет прецедентов. 1 октября 1998 года начался первый промысел японскими рыбаками в районе Южных Курил в соответствии с соглаше-нием о рыболовном промысле. О том, как далеко зашел Кремль в этом направлении, свидетельствует упомянутое Рыболовное соглашение, на котором следует остановиться подробнее. Подписанное Б.Е. Немцовым, в то время зампредом правительства РФ, в феврале 1998 г. сроком на три года межправительственное Рыболовное соглашение является по своей антироссийской направленности уникальным Жириновский В.В. Россия и Япония: острова останутся российскими. М., 2001.. Главное, что обращает на себя внимание, это фактически зафиксированный в нем отказ России от своих суверенных прав в своих территориальных водах в районе Южных Курил, т.е. на своей территории. Этот вывод прямо вытекает из текста Соглашения, где в первой статье сказано, что "стороны сотрудничают в целях осуществления промысла живых ресурсов японскими рыболовными судами в морском районе... у островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, а также сохранения, рационального использования и воспроизведения живых ресурсов в этом морском районе". Получается, что мы сотрудничаем с иностранным государством, ведущим промысел в наших территориальных водах (т.е. на нашей территории), а не разрешаем ему вести этот промысел за соответствующую плату, как это всегда бывает в подобных случаях (и о чем и идет речь в указанном Соглашении).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|