реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Южно-Курильская территориальная проблема

реферат
p align="left">Более того, российская сторона пошла на неординарный шаг - предлагалось совместно с японской стороной разработать особый правовой режим для обеспечения юридических и иных условий для совместной хозяйственной и другой деятельности на четырех островах. Это был существенный, компромиссный шаг российской стороны Кунадзе Г. Заговор патриотов. 2001. -№26. -с24..

Примечательно, что руководство Сахалинской области, традиционно особо решительно настроенное против каких-либо «территориальных уступок» Японии, не выступило с критикой та-кой идеи. Губернатор области И.Фархутдинов был согласен с тем, чтобы создать особые условия на островах для японского бизнеса и даже ввести там специальную администрацию.

Учитывая изложенное, нельзя согласиться с прозвучавшей со стороны ряда японских ученых-политологов и журналистов оценки «московского предложения» как «повторение предло-жения о заключении «Договора о добрососедстве и сотрудни-честве, внесенного Советским Союзом в начале 1978 года». Достаточно указать на то, что в то время Советский Союз не признавал наличия территориальной проблемы в отношениях с Японией со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Российская и японская стороны, выдвинув соответствен-но «каванское» и «московское» предложения, обозначили свои «стартовые позиции» на переговорах по мирному договору После этого предстояло вести дело к их сближению, поиску взаимоприемлемого компромисса.

В подписанной 13 ноября Президентом Б.Н. Ельциным и премьер-министром К. Обути Московской декларации было зафиксировано указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел совмес-тной комиссии по вопросам заключения мирного договора Жириновский В.В. Россия и Япония: острова останутся российскими. М., 2001..

Причем предложение о создании подкомиссии по совместной хозяйственной деятельности прозвучало с японской стороны и свидетельствовало об отходе от пассивного подхода к этой проблеме. В японском правительстве, как сообщала японская пресса, возобладала точка зрения, согласно которой в целях развития переговоров с российской стороной по «каванскому предложению» и «в качестве одного из звеньев усилий по под-готовке соответствующего климата японская сторона выражает готовность обсуждать вопросы, касающиеся создания необхо-димой для осуществления совместной деятельности системы, а также конкретные вопросы» Кошкин.А. Проблема мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект. 1997. -№4. - с 138..

Вместе с тем сразу же проявились японские критики тако-го изменения позиции. Признавая, что в совместной хозяйс-твенной деятельности есть «плюс» для Японии, так как про-изойдет наращивание японского присутствия на островах и это будет способствовать созданию условий для решения террито-риального вопроса, они указывали и на «минус» -- в результа-те развития островов с помощью японских капиталов среди их жителей могут возникнуть настроения в пользу сохранения статус-кво Галузин М. Необходим откровенный диалог с Японией. 2001. -№6. -с 17..

Исходя из гуманитарных соображений, по предложению японской стороны, на высшем уровне была достигнута принци-пиальная договоренность об организации облегченного поряд-ка посещения островов японскими гражданами - их бывшими кителями и членами их семей.

В декларации была также подчеркнута важность сотрудни-чества в районе островов, имея в виду, что оно способствует Углублению взаимопонимания между жителями соседних райо-нов России и Японии, развитию взаимовыгодных отношений и тем самым созданию условий для скорейшего заключения мир-ного договора.

Московские переговоры не ограничились обсуждением про-блемы мирного договора. Была подписана Московская деклара-ция - уникальный документ в двусторонних отношениях, пос-кольку он подразумевает установление отношений созидатель-ного партнерства между Россией и Японией.

Российская сторона понимает созидательное партнерство как органическое соединение тесного сотрудничества с политичес-кой, экономической, научно-технической и гуманитарной сфе-рах со стремлением урегулировать еще нерешенные вопросы и идти к мирному договору Добринская О. Отношения Японии с крупными державами АТР. 2003. -№3. -с98..

В декларации записано, что отношения между Россией и Японией занимают одно из важных мест во внешнеполитичес-ком курсе каждого из государств и что важнейшей задачей для обеих стран является установление долгосрочного партнерства на базе принципов доверия, взаимной помощи, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества Кожевников В.В. Российско-японские отношения в XVIII-XIX веках. Владивосток, 1997..

Как уже отмечалось выше, принципы - доверие, взаимная выгода, долгосрочные перспективы -- были выдвинуты премьер-министром Р. Хасимото, а принцип тесного экономического со-трудничества предложен российской стороной.

В декларации решимость сторон, осущест-вляя созидательное партнерство» не только совместно решать вопросы, существующие между двумя странами, но и вносить вклад в мир и стабильность в АТР и в мировом сообществе в целом.

В целом визит японского премьера отчетливо показал, что в российско-японских отношениях продолжался процесс на-копления позитивного потенциала, стороны двигались к фор-мированию отношений созидательного партнерства. Оба лидера подчеркнули, что российско-японские отношения укрепились и это отвечает стратегическим и геополитическим интересам обе-их стран.

По мнению Латышева 1998 год вошел в историю российско-японских отношений как наиболее насыщенный и продуктивный с точки зрения их развития, как год, заложивший основы построения созидатель-ного партнерства между двумя странами Латышев И.А. Путин и Япония. Будут ли уступки?, 2000-2005. М., 2005..

В 1998 году Россия и Япония обменялись предложениями относительно того, как они видят выход на заключение мирного договора через свое отношение к проблеме урегулирования тер-риториальной проблемы. Стало «официально ясно» то, что было очевидно. Позиции сторон весьма серьезно расходятся.

Вместе с тем стороны подтвердили решимость продолжить переговоры по проблеме мирного договора. На переговорах ми-нистров иностранных дел И. С. Иванов -- М. Комура в конце февраля 1999 года с обеих сторон была подтверждена решимость продолжать переговоры по мирному договору, прежде всего по его территориальному аспекту, а также идти по пути дальней-шего наращивания двустороннего сотрудничества в различных областях Галузин М. Наши дела с Японией. 2000. -№3. -с 89..

При этом с российской стороны было пояснено, что выдви-жение «московского предложения» не означает попытки рос-сийской стороны уйти от разговора по территориальной про-блеме. Разъяснения российской стороны, по сути, «московского предложения» сводились к тому, что оно не содержит в себе окончательную формулу решения проблемы, но определяет пер-спективу движения. К выходу же на более конкретное урегу-лирование проблемы территориального размежевания, по мне-нию российской стороны, условия еще не созрели. Заключение, как это предусмотрено «московским предложением», «Договора о мире, дружбе и сотрудничестве» и призвано создавать такие условия Жириновский В.В. Россия и Япония: острова останутся российскими. М., 2001..

Принимая во внимание негативное отношение японской стороны к тому, чтобы в договоре с названием «мирный» от-сутствовала договоренность по решению территориальной про-блемы, российская сторона выдвинула идею назвать первый договор «Договором о дружбе и сотрудничестве», а второй, в котором территориальный вопрос будет решен, «Договором о мире и границах». Была отмечена готовность российской сто-роны к поиску компромисса Латышев И.А. Россия и Япония: В тупике территориального спора: 4 года невнятной дипломатии В. Путина, 2000-2004. М., 2004..

Таким образом, была подтверждена «двухдоговорная» фор-мула решения проблемы. На том этапе это было единствен-ное концептуальное совпадение в «каванском» и «московском» предложениях. «Каванское предложение» также предполагало заключение двух договоров, однако по содержанию они ради-кально расходились с «двумя московскими договорами» Иванов А. От Токугавы до Путина. -М,2001. -№11. -с134..

На февральских переговорах японская сторона подчеркива-ла, что в «каванском предложении» японская сторона пошла на проявление такой гибкости, то есть признание админист-ративных прав России над островами в течение определенно-го периода, которая имеет место впервые за всю историю дву-сторонних переговоров после заключения Совместной деклара-ции 1956 года, что это предложение позволяет решить проблему на основе Токийской декларации 1993 года и в соответствии с красноярской договоренностью подписать мирный договор к 2000 году.

Из этих разъяснений можно было понять, что японская сторона рассматривает "каванское предложение" в качестве максимально возможного компромисса с ее стороны.

Вместе с тем японская сторона сообщила, что официальный ответ на «московское предложение» она даст в ходе предстоя-щей встречи на высшем уровне.

В то время обсуждался вопрос об ответном (после визита премьер-министра К. Обути в ноябре 1998 года в Москву) офи-циальном визите Президента России в Японию. Первоначально не исключалось, что он прибудет в Токио весной 1999 года. За-тем по различным обстоятельствам - а среди них были вопросы здоровья Б. Н. Ельцина, но главное -- российские внутриполи-тические проблемы -- визит в 1999году не состоялся.

Весной 1999 года в России обострилась внутриполитическая обстанов-ка. Сначала Президент отправил в отставку главу правительс-тва Е. М. Примакова, а затем через три месяца поступил анало-гичным образом с назначенным вместо него С. В. Степашиным. После С. В. Степашина в августе Председателем Правительства стал В. В. Путин.

В это время террористические группировки, взявшие контроль над Чечней, совершили вооруженную агрес-сию против Дагестана. Российскому руководству не оставалось ничего другого, как дать решительный вооруженный отпор и приступить к уничтожению бандитских, террористических сил на территории Чечни. А в канун Нового, 2000 года Б. Н. Ельцин объявил о сложении с себя полномочий главы государства и на-значил исполняющим обязанности Президента В. В. Путина Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. М., 2001..

Поскольку визит Президента Б. Н. Ельцина в Японию в 1999 году не состоялся, японской стороне не представилось воз-можности дать официальный ответ на «московское предложе-ние» Жириновский В.В. Россия и Япония: острова останутся российскими. М., 2001.. Но и без этого ответа было ясно, что японская сторона его не принимает.

По сообщениям японской прессы со ссылкой на правительственные и мидовские источники, в японском правительстве тем не менее в то время обсуждался вариант ответа, согласно ко-торому предполагалось до заключения мирного договора, реша-вшего вопрос о принадлежности четырех островов, подписать «промежуточный договор" Жириновский В.В. Россия и Япония: острова останутся российскими. М., 2001..

В этом договоре планировалось за-фиксировать подтверждение территориальной статьи Совмест-ной декларации 1956 года, в которой говорится о передаче ост-ровов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора, а также записать, что вопрос о принадлежности островов Кунашир и Итуруп будет окончательно решен в мирном договоре, переговоры о котором будут продолжены.

Однако 17 февраля генеральный секретарь кабинета минист-ров Хирому Нонака на пресс-конференции опроверг сообщение о том, что японское правительство рассматривает возможность заключения «промежуточного договора».

После февральских переговоров министров иностранных дел в мае состоялись московские переговоры между ними, на которых обсуждались проблемы территориального размежева-ния. Прошло несколько заседаний, возглавляемых заместите-лями министров иностранных дел, подкомиссий по погранич-ному размежеванию и совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах.

Ощутимый прогресс был достигнут в решении «околоостров-ных проблем» Русские Курилы: История и современность: Сб. док. по истории формирования рус.-яп. и сов.-яп. границы / Под ред. В. К. Зиланова, А. А. Кошкина, И. А. Латышева и др. М., 2002..

2 сентября 1999 г. было заключено межправительственное соглашение о проведении максимально облегченных, так на-зываемых свободных посещений четырех островов японскими гражданами -- их бывшими жителями и членами их семей. 11-12 сентября состоялась поездка первой группы бывших жителей на остров Зеленый, где они посетили места прежнего прожива-ния, захоронений родственников.

Наполнилась новым содержанием практика безвизовых обменов - поездок граждан Японии на острова и российских граждан - жителей островов - в Японию. От простых ознакомительных поездок были сделаны шаги к налаживанию взаимополезныхделовых контактов. В них стали участвовать япон-цы -- преподаватели японского языка, которые в течение ме-сяца преподавали японский язык в местных школах, а также различные специалисты -- в области рыболовства, орнитологи, вулканологи.

Причем японская сторона первоначально возра-жала против включения в число участников безвизовых поездок этих категорий лиц. Летом 1999 года состоялась первая совмес-тная экспедиция российских и японских ученых-вулканологов с целью изучения вулкана Тятя на острове Кунашир.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.