p align="left">В целом и российская, и япон-ская стороны были удовлетворены итогами визита в Японию министра иностранных дел России. Японская сторона начала приходить к заключению, что российское руководство дейс-твительно стремится наладить отношения с Японией Солнцев В. Япония-Россия: поствизитный синдром. 2000. -№38. -с16.. Один из наиболее опытных и авторитетных японских политических деятелей Ясухиро Накасонэ говорил о том, что, беседуя с Е. М. Примаковым, когда тот в качестве министра иност-ранных дел посетил Токио, он почувствовал большое желание России, прежде всего Президента Б.Н. Ельцина, улучшить российско-японские отношения. Особое внимание в японских политических, общественных, деловых и научных кругах привлекла идея налаживания сов-местной хозяйственной деятельности на Южных Курилах, ко-торую Е. М. Примаков специально подробно озвучил и на сво-ей пресс-конференции в Токио, Об этой идее много писала и японская пресса. Реакция на предложение изучить возможность совместной хозяйственной деятельности на островах имела в России в це-лом положительную реакцию. Согласно опросам общественно-го мнения, проведенного Российским центром международных социальных исследований, 55 % опрошенных поддержали это предложение, а против высказались лишь 19 %. В Японии это предложение было встречено неоднозначно. С одной стороны - и об этом сообщала японская пресса - в «поиском правительстве и правящей либерально-демократической партии было много тех, кто позитивно воспринял предложение России о совместной российско-японской хозяйственной деятельности на Южных Курилах, а ряд японских компаний был готов при согласии японского правительства начать на островах совместное предпринимательство в сфере рыбного хозяйства Того Т. Японо-российские отношения: прорыв в XXI век. 1998. -№1. -с 7.. Появилась поддержка идеи совместного хозяйственного освоения и среди представителей японских средств массо-вой информации. Московский корреспондент газеты «Майнити симбун» Кадзутака Иидзима высказывался за принятие российского предложения о совместном развитии островов, поскольку, по его мнению, этот путь может стать «кратчай-шим» к урегулированию территориальной проблемы Трехсвятский А.В. Сахалин в системе русско-японских отношений в XIX в.: Автореф. дис. На соиск. учен. степ. к.ист.н.. Владивосток, 2003.. Но сразу же обозначились и противники реатизации такой идеи. Та же газета писала о том, что, по мнению руководя-щих работников японского МИД, это может привести к ущем-лению суверенных прав Японии на острова; что в мировой практике не было прецедента, чтобы совместная деятельность осуществлялась на спорных территориях, что возникнет масса неразрешимых вопросов, касающихся юридических аспектов такой деятельности; что российская сторона просто стремит-ся привлечь японские капиталы к экономическому развитию островов, население которых испытывает серьезные социаль-но-бытовые проблемы. Важную роль в выводе двусторонних отношений на принципиально новый уровень, а также в становлении дружеских. Доверительных отношений между лидерами двух стран сыграла встреча Президента Б. Н. Ельцина с премьер-министром Р.Xaсимото в Денвере во время проведения очередного саммита ведущих государств мира в третьей декаде июня 1997 года Трехсвятский А.В. Сахалин в системе русско-японских отношений в XIX в.: Автореф. дис. На соиск. учен. степ. к.ист.н.. Владивосток, 2003.. Появилась поддержка идеи совместного хозяйственного освоения и среди представителей японских средств массо-вой информации. Московский корреспондент газеты «Майнити симбун» Кадзутака Иидзима высказывался за принятие российского предложения о совместном развитии островов, поскольку, по его мнению, этот путь может стать «кратчай-шим» к урегулированию территориальной проблемы Саркисов К. Осечка №2. 2005. - №47. - с22.. Но сразу же обозначились и противники реализации такой идеи. Та же газета писала о том, что, по мнению руководя-щих работников японского МИД, это может привести к ущем-лению суверенных прав Японии на острова; что в мировой практике не было прецедента, чтобы совместная деятельность осуществлялась на спорных территориях, что возникнет масса неразрешимых вопросов, касающихся юридических аспектов такой деятельности; что российская сторона просто стремит-ся привлечь японские капиталы к экономическому развитию островов, население которых испытывает серьезные социаль-но-бытовые проблемы Россия и Япония: пропущенные вехи на пути к мирному договору. М., 2001.. Важную роль в выводе двусторонних отношений на принципиально новый уровень, а также в становлении дружеских Доверительных отношений между лидерами двух стран сыграла встреча Президента Б. Н. Ельцина с премьер-министром Р.Xaсимото в Денвере во время проведения очередного саммита ведущих государств мира в третьей декаде июня 1997. Накануне этой встречи Москву с официальным визитом посетил министр иностранных дел Ю. Икэла. Он был принят Президентом России, который высказался за то, чтобы в Ден-вере провести обстоятельную» как он выразился, «непроходную встречу» с Р. Хасимото. Тогда же он предложил по примеру своих встреч с канцлером Германии Г. Колем обменивался с японским премьер-министром раз в год неформальным визитами, чтобы без протокола детально обсуждать политические и экономические вопросы двусторонних отношений. Так было предложено проводить встречи руководителей России и Японии «без галстуков» Россия и Япония: пропущенные вехи на пути к мирному договору. М., 2001.. На встрече в Денвере Президент Б. Н. Ельцин сообщил пре-мьеру Р. Хасимото, что российские ракеты с ядерными боего-ловками более не нацелены на Японию. Японские аналити-ки признавали, что это действие с российской стороны име-ло немаловажное не только символическое, но и практическое значение с точки зрения обеспечения безопасности Японии и формирования ее военной политики. Безусловно, что такое за-явление шло в копилку доверия между двумя странами Солнцев В. Япония-Россия: поствизитный синдром. 2000. -№38. -с16.. Саммит в Денвере имел особое значение для России и российского Президента. Впервые Россия «на равных правах» под-ключилась к деятельности «семерки», а президент Б.Н. Ель-цин впервые стал полноправным участником дискуссий в рам-ках этого форума. В то же время первоначально японская сторона негатив-но отреагировала на идею Президента США Билла Клинтона о том, чтобы Россия на равных правах участвовала в самми-тах «семерки», а само это объединение трансформировалось в «восьмерку». Мотивировалась такая позиция тем, что участие России в саммитах может создать «нежелательную ситуацию, когда между двумя членами «восьмерки» не будет мирного до-говора и существуют ненормальные отношения». Затем японс-кое правительство изменило свою позицию, но все же насто-яло на том, чтобы Президент России не присутствовал при обсуждении на саммите в Денвере ряда международных фи-нансовых и экономических проблем. Кроме того, было выра-жено пожелание, чтобы страны-участницы саммитов обраща-ли бы внимание России на необходимость скорейшей полной нормализации отношений с Японией. В таком духе высказался премьер Р. Хасимото уже на первом раунде форума Россия и Япония: пропущенные вехи на пути к мирному договору. М., 2001.. И все же российская сторона положительно восприняла изменение японской позиции, и это сыграло свою роль в том, что двусторонняя встреча Б. Н. Елыцина-Р. Хасимото, состояв-шаяся 20 июня, прошла в конструктивном духе. Оба лидера высказались за улучшение российско-японских отношений, договорились регулярно обмениваться визитами и согласились по предложению японского премьера провести неофициальную встречу на высшем уровне до конца года в одном из городов российского Дальнего Востока -- впоследствии это согласие ре-ализовалось в проведении встречи в Красноярске Трехсвятский А.В. Сахалин в системе русско-японских отношений в XIX в.: Автореф. дис. На соиск. учен. степ. к.ист.н.. Владивосток, 2003.. Пройдет несколько лет, и японское правительство, убедив-шись в конструктивности и эффективности российского учас-тия в форумах ведущих государств мира, не станет возражать против «стопроцентного» превращения «семерки» в «восьмер-ку» и предоставления России права провести очередную встречу лидеров этого форума в 2006 году в Москве. 24 июля 1997 года премьер-министр Р. Хасимото выступил в «Ассоциации экономических единомышленников» (Кэйдзай доюкай) с изложением новой внешнеполитической доктрины страны. «Доктрина Хасимото» была ориентирована на обеспечение за Японией активной и самостоятельной роли в мировых делах, прежде всего в поддержании мира и стабильности в АТР, С учетом реальностей постконфронтационной эпохи и глоба-лизации, при сохранении союза с США как основы японской внешней политики Россия и Япония: пропущенные вехи на пути к мирному договору. М., 2001.. В таком контексте была акцентирована важность для Япо-нии стабильной системы отношений в четырехугольнике США--Китай-Россия-Япония и улучшения отношений с Рос-сией, поскольку, как отметил Р. Хасимото, именно в японо-российских отношениях наблюдается наибольшее отставание по сравнению с другими сторонами «четырехугольника». Со-ответственно центральное место в новой внешнеполитической концепции «в качестве одной из самых приоритетных ставилась задача улучшения японо-российских отношений в целях установления нового сотрудничества между двумя странами». Выдвижение этой концепции фактически означало радикаль-ное изменение японской политики в отношении России. Анализируя подоплеку разработки и появления новой концепции, можно было прийти к следующим заключениям Солнцев В. Япония-Россия: поствизитный синдром. 2000. -№38. -с16.. Во-первых, по прошествии более чем пяти лет со времени распада Советского Союза и начала осуществления в России демократических реформ в японском политическом истеблиш-менте наконец-то начал брать верх вывод о том, что измене-ния в России приняли необратимый характер (особенно после президентских выборов в 1996 году) и ныне Россия разделяет общие с Японией и другими западными демократами ценнос-ти. Потому успех преобразований в России отвечает интересам всего демократического международного сообщества, включая Японию. Россия принята в «клуб» развитых, демократических госу-дарств, и для Японии появляется немало полезного от взаимо-действия с Россией в рамках «восьмерки». Не случайно япон-ская пресса с тревогой отмечала, что в связи с тенденцией стран Запада идти на сближение с Россией, Японии грозит оказаться в изоляции, если она не внесет коррективы в свою пассивную политику на российском направлении. Во-вторых, после длительных размышлений было признано целесообразным начать процесс адаптации внешней полити-ки страны к новым международным реалиям. Ведь на смену биполярной схеме советско-американского соперничества пе-риода «холодной войны» стала нарождаться новая конфигура-ция международных отношений в Северо-Восточной Азии, где тесно переплетаются интересы Японии, России, Китая, США, а также других стран Россия и Япония: пропущенные вехи на пути к мирному договору. М., 2001.. Появилось осознание важности иметь в лице России серьезного партнера в мировых делах, в том числе в целях реализации стратегической внешнеполитичес-кой цели повышения роли Японии на международной арене, включая обретение постоянного членства в СБ ООН, а также в целях использования отношений с Россией для обеспечения стабильности и безопасности, прежде всего в наиболее чувс-твительном для японских интересов регионе Северо-Восточ-ной Азии Солнцев В. Указ. сочин. С. 17.. В период «холодной войны» Япония воспринимала Совет-ский Союз как угрозу своим национальным интересам и вы-полняла свои обязательства по военно-политическому союзу с США, ограничивала отношения с Москвой. И в Вашингтоне следили за тем, чтобы Токио не шел на серьезное улучшение отношений с Советским Союзом. В этой связи показательна публикация в японской прессе содержания закрытых перегово-ров, которые вел в Пекине в феврале 1973 года государственный секретарь США Генри Киссинджер с китайским руководителем Мао Цзэдуном. На беседе с Мао 17 февраля Г. Киссинджер де-лал акцент на том, что «будет опасно, если Япония и Советский Союз установят тесные политические отношения» Россия и Япония: пропущенные вехи на пути к мирному договору. М., 2001.. Примечательно, что почти через четверть века в японской политической элите определяющим стало мнение, что с уче-том всего комплекса проблем Японии с Китаем и США То-кио жизненно важно усилить «российский вектор» политики. Потому национальным интересам Японии отвечает сближение с Россией. Эти выводы находили подтверждение и в публикациях япон-ской прессы, а также в высказываниях видных ученых. Газе-та «Иомиури симбун» в статье, посвященной проблемам рос-сийско-японских отношений, указывала на то, что стремление премьер-министра Рютаро Хасимото к улучшению отношений с Россией связано с намерением обеспечить поддержку России на получение Японией статуса постоянного члена Совета Безо-пасности ООН, а также важностью нормализовать отношение с Россией с учетом китайского фактора, поскольку Китай начал стремительно наращивать свою мощь Солнцев В. Указ. сочин. С. 17.. В-третьих, в Японии более обращалось внимание на то, что создание в России рыночной экономики открывало новые перспективы для японо-российского взаимодействия в экономической сфере. Именно в то время японская пресса, в том числе близкая к деловым кругам, с озабоченностью указывала на тот факт, что в 1996 году объем двусторонней торговли сократил-ся на 17%, А он и без того не был значительным: японский экспорт- около 1 млрд. долл., а импорт из России - 3,9млрд. долл. Японская пресса призывала японские компании не ус-тупать европейским и американским фирмам, которые начали завоевывать определенные сегменты российского рынка Солнцев В. Указ. сочин. С. 17..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|