p align="left">В июне 2002 года министр иностранных дел Японии Йорико Кавагучи прибыла во Владивосток, где выразила заинтересованность ее страны в строительстве нефтепровода из Восточной Сибири в Ази-атско-Тихоокеанский регион. Она подчеркнула, что две экономики могли бы взаимно дополнять друг друга, поскольку «растущий экс-порт российских энергоносителей в Японию ведет к росту экономи-ческой взаимозависимости и доверия» Латышев И.А. Путин и Япония. Будут ли уступки?, 2000-2005. М., 2005.. Что же изменилось? Почему вдруг зазвучали обнадеживающие нотки? Во-первых, как уже говорилось выше, Япония отделила экономику от политики, а во-вторых, в свете событий на Ближнем Востоке более настоятельной оказалась потребность в диверсифика-ции источников энергии. К 2003-му был разработан «план действий», основанный на стремлении развивать двусторонние отношения по «самому широкому спектру вопросов». Главная идея заключалась в том, чтобы выстра-ивать взаимоотношения на базе задач, поставленных Ельциным и Хасимото: углубление политического диалога, консультации о мир-ном договоре, сотрудничество в международных делах, торгово-эко-номическое сотрудничество, взаимодействие в военной сфере и в области безопасности. Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Ко-идзуми назвал данный план «дорожной картой», которая позволит двум сторонам развивать и углублять отношения в рамках отдель-ных договоров по ключевым вопросам. Глава российского МИДа Сергей Лавров продолжил жесткую линию по вопросу Южных Курил, настаивая на том, что Россия вернет лишь Хабомаи и Шикотан. Российские официальные лица считают эту позицию компромиссом, однако Токио выступает про-тив любой сделки, которая не предусматривала бы возвращение всех четырех островов. С другой стороны, в экономической сфере именно Россия должна доказать Японии, что способна создать ци-вилизованную деловую среду для японских инвестиций на Дальнем Востоке. Как подчеркивает российский исследователь Василий Ми-хеев, если отечественный бизнес не желает инвестировать в россий-ский Дальний Восток, то почему этого должны хотеть японцы. Несколько просветов на горизонте все же появились. В 2003 го-ду Россия и Япония подписали двухмиллиардный контракт на стро-ительство крупнейшего в мире завода по сжижению природного га-за на Сахалине («Сахалин-1»). Продукция будет транспортировать-ся в Японию начиная с 2007-го, но потребность всего региона в сжиженном природном газе (СПГ) явно растет Панов А.Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX - начале XXI : достижения, проблемы, перспективы. М., 2007.. Японское прави-тельство лоббирует сооружение еще одного предприятия по сжиже-нию газа, которое соединит «Сахалин-1» с островом Хоккайдо. Ес-ли такое произойдет, то, как отмечает аналитик из ИМЭМО Эдуард Гребенщиков, «это первое частное предприятие газовой отрасли в истории России станет первой линией, которая свяжет Японию с другой страной, и этой страной окажется Россия». Благодаря саха-линским энергоресурсам Япония рассчитывает сократить свою за-висимость от поставок арабской нефти с 90 % до 80 %, а затем -- с помощью восточносибирских ресурсов -- до 60 %. Где-то в середине 2004 года возникло ощущение, что наши японские партнеры явно взяли курс на более активную и даже нажимную постановку в диалоге с Россией территориального вопроса, акцентировку необходимости ускоре-ния переговоров с целью решения проблемы пограничного разме-жевания. При этом, однако, всячески подчеркивалось, что речь идет о решении в соответствии с известной крайней позицией японской стороны, то есть о "возвращении" Японии в конечном счете островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи Первые японские посольства в России в газетных публикациях 1862-1874гг. = First Japanese Embassies in Russia in Newspaper Publications 1862-1874. Санкт-Петербург, 2005.. Следует отметить, что какой-либо готовности к встречному движению и компромиссу с японской стороны не просматривалось, а рамки возможной "гибкости подавались следующим образом: в случае признания суверенитета Японии над всеми "четырьмя северными островами" японская сторона могла бы гибко подойти к вопросу о форме и сроках их фактической передачи. Обратило на себя внимание то, что, подтверждая большую важность для Японии отношений с Россией и намерение прилагать дальнейшие усилия к их поступательному развитию на основе "Плана действий", японская сторона, тем не менее, на самом высоком официальномуровне проводила мысль о том, что подлинно стремительное и масштабное продвижение российско-японских отношений вперед, предание им характера стратегического партнерства возможно только в случае решения островной проблемы на базе упомяну-той выше позиции Токио. Следует отметить, подобное усиление дипломатического дав-ления на Россию в связи с территориальным вопросом сопро-вождалось целым рядом демонстративных политико-пропаганди-стских акций, получавших широкое освещение в японских и зарубежных СМИ. Центральной среди них стал так называемый ''визуальный осмотр" Южных Курильских островов "с моря" премьер-министром Японии Дз.Коидзуми, предпринятый 2 сен-тября 2004 года с борта сторожевого корабля Управления безо-пасности на море Японии (японская погранслужба), курсировав-шего в японских территориальных водах в сопредельной с Южными Курилами зоне. После этого "осмотра" Дз.Коидзуми провел встречу с японскими гражданами - бывшими жителями "островов Латышев И.А. Путин и Япония. Будут ли уступки?, 2000-2005. М., 2005.. Этот шаг японской стороны, хотя ему и сопутствовали выдержанные в доброжелательной тональности заявления о самой позитивной оценке в Японии осуществляемых российс-ким руководством реформ и о необходимости расширения российско-японских связей во всех областях, был воспринят в российском обществе весьма критически, если не сказать больше. На этом, однако, неприятности вокруг проблемы мирного договора не закончились. В феврале-марте 2005 года обе палаты парламента Японии приняли резолюции по российско-японским отношениям. В этих документах, в частности, перечень требуе-мых к "возвращению" островов обозначен так: "Кунашир, Шу-руп, Шикотан, Хабомаи и другие северные территории", то есть, по существу, сфера территориальных требований к России рас-ширяется даже за пределы нынешней официальной позиции Японии Панов А.Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX - начале XXI : достижения, проблемы, перспективы. М., 2007. С. 283.. Наскольно можно понять, такая редакция резолюции появилась потому, что одна из представленных в парламенте политических партий - Коммунистическая - считает необходи-мым добиваться "возвращения" Японии всех Курильских остро-вов, и это было учтено авторами проектов в интересах дости-жения консенсуса. Конечно, резолюция законодателей не отра-жает позицию правительства Японии и не имеет для него обяза-тельной силы, но факт ее принятия с упомянутой выше формулировкой способен навести на весьма определенные размышления: ведь все члены нынешнего Кабинета министров Японии являются депутатами парламента. Можно полагать, что активизация японской стороной дип-ломатических и пропагандистских усилий с целью добиться от Москвы уступок по территориальному вопросу была обусловле-на целым комплексом причин. Среди них, как представляется, присутствовало стремление Японии подтолкнуть российское ру-ководство к принятию соответствующих решений именно сей-час, поскольку, согласно утвердившемуся в Токио ошибочному мнению, после убедительной победы В. Путина на президентс-ких выборах в марте 2004 года Президент России, опираясь на поддержку подавляющего большинства россиян, "мог бы пойти навстречу требованиям Японии" Латышев И.А. Путин и Япония. Будут ли уступки?, 2000-2005. М., 2005.. Сказалось, вероятно, и стрем-ление еще раз "застолбить" крайнюю японскую позицию в про-цессе подготовки к визиту Президента России в Японию и таким образом опять-таки показать российской стороне "незыб-лемость" подхода Токио Кошкин А. Советско-японский пакт о нейтралитете. Начало. 2001. -№6. -с31.. Вне зависимости от реальных целей, которые связывали в Японии с усилением давления на Россию в контексте проблемы мирного договора, эффект подобных действий получился впол-не предсказуемым: атмосфера российско-японских отношений заметно осложнилась, противоречия по территориальному вопросу вновь оказались в центре внимания, более прохладные нотки зазвучали и в двустороннем диалоге. В сложившейся обстановке российская сторона была вынуж-дена еще раз публично озвучить свой принципиальный подход к проблеме мирного договора в отношениях с Японией. Суть ли-нии Москвы - в готовности продвигаться к решению этой про-блемы на основе комплексного развития двусторонних отноше-ний в соответствии с российско-японским "Планом действий". Такое решение должно быть приемлемым для обеих сторон, одобрено парламентами и общественностью России и Японии и отвечать их национальным интересам. При этом российская сторона подтвердила, что Совместная декларация СССР и Япо-нии 1956 года, предусматривающая, в частности, согласие на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключе-ния мирного договора, является для нас действующим юридичес-ким документом Сенченко И.А. История Сахалина и Курильских островов: к проблеме русско-японских отношений в XVII-XX веках. М., 2005. . Как заявил Президент России В.Путин на совещании с членами правительства 15 ноября 2004 года, "мы, разумеется, всегда выполняли и будем выполнять взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, то, разумеется, в таком объеме, в котором наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности". "Пока, - под-черкнул президент, - как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы это видим и как мы это видели в 1956 году" Латышев И.А. Путин и Япония. Будут ли уступки?, 2000-2005. М., 2005.. В итоге инициированного японской стороной нового витка полемики по территориальной проблеме оказалось, что сторо-ны на высшем уровне еще раз публично зафиксировали свои противоположные официальные позиции с упором на их прин-ципиальный и неизменный характер. При этом в Японии уже в который раз предпочли не заметить, что в отличие от бывшего СССР, долгое время отрицавшего само существова-ние проблемы пограничного размежевания с Японией, Россий-ская Федерация не только признает наличие вопроса, но и обозначает готовность к встречному движению. Это было продемонстрировано министром иностранных дел С. Лавровым в ходе его майского визита в Токио. "Мы, - заявил тогда министр, - рассмотрели ход подготовки солидного пакета документов к саммиту и высказались за то, чтобы по тем из них, которые находятся пока еще на стадии согласования, сделать так, чтобы они получились более весо-мыми и продвинутыми с точки зрения взаимодействия сторон, прежде всего в прорывных, высокотехнологичных сферах со-трудничества. Что касается непосредственно проблемы мирного договора и территориального размежевания, - констатировал С. Лавров, - то пока таких развязок не найдено. Позиции сторон остались без изменений. Это - сложный процесс, который требует боль-шего времени" Латышев И.А. Путин и Япония. Будут ли уступки?, 2000-2005. М., 2005.. Глава МИД России Сергей Лавров 14 января 2005 года на пресс-конференции по итогам встречи с главой МИД Японии Нобутакой Матимура заявил: "Наши позиции по территориальным проблемам расходятся. Можно сказать, что они противоположны на данный момент. Мы полностью согласны с необходимостью искать взаимоприемлемое решение, или как выразился Министр иностранных дел Японии Н.Матимура, "строить мост". Конечно, мост строят с двух сторон, и, естественно, на фундаменте. Наше убеждение, что сейчас главная задача - создавать основу для этого моста через всестороннее полноценное полноформатное сотрудничество во всех областях" Галузин М. Россия-Япония: развязок пока не найдено. 2005. -№6. -с82.. С. Лавров отметил, что Россия и Япония согласились с тем, чтобы сделать предстоящий визит Президента России Владимира Путина в Японию этапным, рубежным событием в наших отношениях, который позволил бы вывести их на принципиально новый уровень, тем более что нынешний год - год 150-летия установления дипломатических отношений между нашими странами. "С этой целью мы договорились ускорить подготовку документов к предстоящему саммиту и отметили, что важными этапами на пути подготовки к этому мероприятию станут очередная встреча "Совета мудрецов" в Токио 2 февраля и заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству", - заявил С.Лавров, отметив, что с благодарностью принял приглашение Н.Матимуры прибыть в Токио в первой половине марта этого года. "У наших стран обширная международная повестка дня и взаимодействие на этом поприще будет нарастать, особенно с учетом того, что Япония вошла на этот и следующий год в состав Совета Безопасности ООН. Мы обсуждаем доверительно и предметно вопросы нашего сотрудничества по таким вопросам, как иракское и ближневосточное урегулирование, северокорейская ядерная проблема, ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Новый вопрос, по которому мы все более тесно сотрудничаем, связан с преодолением последствий и предупреждением чрезвычайных ситуаций. Речь идет как о цунами, опустошившем обширные азиатские пространства, так и об известной японской инициативе о необходимости предупреждения стихийных бедствий. Россия через несколько дней примет участие в конференции, которая состоится в Токио", - заявил глава МИД России Латышев И.А. Путин и Япония. Будут ли уступки?, 2000-2005. М., 2005.. На встрече президента России В.В. Путина с премьер-министром Японии Дз. Коидзуми, которая состоялась в Кремле вечером 09.05.2005, не было сказано слов об историческом примирении японцев и русских. Возможно потому, что с Японией не так все однозначно как с Германией. В комментариях СМИ, во многом отражающих и формирующих отношение россиян к Японии, проводилась мысль о том, что на этой встрече территориальный вопрос не поднимался, поскольку Дз. Коидзуми понимал, что время и место не соответствует ситуации. Однако во всех встречах на высшем уровне СМИ особенно пристально отслеживают территориальную тему Кошкин А. Курильские камни преткновения. 2006. -23 ноября. -с 14..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|