апрос агремана - запрос согласия государства предполагаемого пребы-ва-ния на назначение данного лица в качестве посла, посланника или постоян-ного поверенного в делах. В п.1 ст.4 Венской конвенции 1961 г. говориться: “Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребы-вания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве”. И далее, в п.2 этой статьи указы-вается: “Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему госу-дарству мотивы отказа в агремане”.После получения агремана посол или посланник, следующий к месту службы, получает подписанный главой его государства и скрепленный визой ми-нистра иностранных дел особый документ - верительные грамоты. Они имеют характер общих полномочий дипломатического представителя, действующих в течение всего периода его пребывания в должности и по всем вопросам, входя-щим в ведение представительства. Верительные грамоты - юридическая основа деятельности главы дипломатического представительства.С момента вручения верительных грамот, как правило, начинается дипло-ма-тическая миссия главы данного представительства, он считается официально при-ступившим к исполнению своих обязанностей.Венская конвенция 1961 г. (ст.43) предусматривает обстоятельства, вызы-вающие окончание миссии дипломатического агента: а) по инициативе аккреди-тующего государства или самого дипломатического агента (перевод его на дру-гой пост в связи с уходом в отставку и т.д.) - после уведомления в установленном порядке министерства иностранных дел страны пребывания; б) по инициативе государства пребывания - в случае его отказа признавать данного дипломатиче-ского агента сотрудником представительства, как это предусмотрено в п.2 ст.9 Венской конвенции 1961 г., т.е. при объявлении его “персона нон грата” - “нежелательным лицом” (для дипломатического персонала представительства) или лицом неприемлемым (для остальных сотрудников представительства). При-чинами объявления “персона нон грата” могут быть самыми различными, но все они так или иначе связаны с поведением самого дипломата (неуважение к зако-нам государства пребывания, бестактные и оскорбительные заявления и т.п.)Международное право предусматривает следующие случаи прекращения дея-тельности дипломатических представительств в целом: а) когда дипломатиче-ские отношения между данными государствами разорваны или временно прер-ваны; б) когда между ними возникло состояние войны; в) когда в аккредитующем госу-дарстве или государстве пребывания происходит неконституционная смена власти и не последовало подтверждение готовности поддерживать дипломатиче-ские отношения с новой властью; г) когда одно из двух поддерживавших между собой дипломатические отношения государств прекращает свое существование и, сливаясь с другим, образует новый субъект международного права. Функции дипломатических представительств определяются ст.3 Венской конвенции 1961 г.:- представительство, т.е. выступление от имени своего государства по всем вопросам официальных отношений между двумя данными государствами;- дипломатическая защита прав и законных интересов аккредитующего го-сударства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания данного представительства (но без вмешательства во внут-реннюю компетенцию государства пребывания); - ведение переговоров с правительством страны пребывания;- сбор информации, касающейся страны пребывания и распространение официальной информации, поступающей через представительство от аккреди-тующего государства с помощью законных средств;- поощрение дружественных отношений между аккредитующим государ-ством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки;- консульские функции (сравнительно новые). Из текста Венской конвенции 1961 г. вытекают две основные обязанности дипломатического представительства в отношении страны пребывания: исполь-зовать свои помещения только для официальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через ведомство иностранных дел и дру-гие ведомства, в отношении которых будет достигнута договоренность. В обя-занность сотрудников дипломатического представительства входит уважение законов и постановлений государства пребывания и невмешательство в его внутренние дела. Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.Нормы международного права (в том числе и обычные) регулируют осно-вополагающие принципы взаимоотношений дипломатического представитель-ства и принимающего государства в области предоставления первому необходи-мых условий для нормального функционирования. К таким условиям прежде всего относятся: содействие принимающего государства в получении подходящих по-мещений для представительства и его сотрудников (ст.21 Венской конвенции 1961 г.); предоставление сотрудникам представительства свободы передвижения по территории принимающего государства (ст.26 Венской конвенции 1961 г.); предо-ставление свободы сношений дипломатического представительства с ак-креди-тующим государством и его органами как внутри страны, так и за рубежом. Осо-бенное значение имеет последний аспект функционирования представи-тельств. Сношение представительств с аккредитующим государством может осу-щест-вляться как посредством технических средств (телефон, телеграф, телетайп, ра-диопередатчик, факс и т.п.), так и с помощью дипломатической почты, направ-ляемой с профессиональными и непрофессиональными дипкурьерами и лицами, обслуживающими средства связи.Дипломатический курьер - лицо, надлежащим образом уполномоченное по-сылающим государством либо на регулярной основе, либо для данного случая в качестве курьера ad hoc, которому поручено обеспечить сохранность, доставку и вручение дипломатической почты и который используется для официальных сношений государства со своими миссиями, где бы они не находились. Диплома-тическая почта, “сопровождаемая или не сопровождаемая дипломатическим ку-рьером и используемая для официальных сношений, означает места, содержащие официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования, имеющие видимые внешние знаки, указывающие на их характер”.1 Центральным институтом дипломатического права является институт ди-пломатических иммунитетов и привилегий. Дипломатический иммунитет - особое право дипломатических агентов ино-странных государств на освобождение от местной юрисдикции, непримени-мость к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил.Дипломатические привилегии - дополнительные льготы и преимущества, на-правленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персо-нала. Если дипломатические иммунитеты представляют собой область пра-вовых гарантий для деятельности дипломатических представительств и их пер-сонала, то дипломатические привилегии связаны с вопросами поддержания ак-кредитую-щего государства в делах церемониального, протокольного характера, которые регулируются в большинстве случаев не с помощью юридически обяза-тельных норм (как иммунитеты), а лишь на основе норм международной вежли-вости или существующих на этот счет в международном общении обычных пра-вил (обыкновений).Основные дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются соот-ветствующим видам официальных представительств государств и их персо-налу ав-томатически, с момента учреждения таких представительств или с мо-мента при-бытия самих дипломатических агентов, независимо от наличия или от-сутствия спе-циальных соглашений по этому вопросу между государствами-контрагентами.Ст. 32 Венской конвенции 1961 г. предусматривает возможность отказа от дипломатического иммунитета при соблюдении четырех основных требований:- от иммунитета могут отказываться не сами дипломатические агенты, а только аккредитующие их государства;- отказ от иммунитета должен быть всегда определенно выраженным;- в гражданском судопроизводстве лицо, бесспорно пользующееся иммуни-тетом от юрисдикции страны пребывания, но возбуждающее дело по собствен-ной инициативе, лишается права ссылаться на иммунитет в отношении встреч-ных исков, непосредственно связанных с основным иском;- отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или ад-министративного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполне-ния решения, поэтому здесь требуется особый отказ.Все известные современному международному праву дипломатические им-мунитеты и привилегии делятся на две группы: представительства в целом как органа государства; сотрудников представительства (так называемые личные привилегии иммунитеты). В группу привилегий и иммунитетов дипломатического представительства входят следующие акты или воздержания от актов:1. Неприкосновенность помещений дипломатических представительств в соответствии со с. 22 Венской конвенции 1961 г. Предусмотрена также не-прикосновенность предметов обстановки дипломатических представительств. Таким образом, неприкосновенность представительств носит абсолютный ха-рактер.2. Неприкосновенность архивов и документов представительства также имеет абсолютный характер. “Архивы и документы представительства,- гово-риться в ст. 24 конвенции,- неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения”. Неприкосновенность распространяется и на дипломати-ческую почту. Это распространяется и на ситуации, возникающие при разрыве дипломатических отношений и даже при вооруженном конфликте.3. “Фискальный иммунитет” (налоговые льготы и преимущества, которые более подходят под определение “привилегия”), не являясь безусловно необхо-димым, тем не менее облегчает работу дипломатического представительства. Ст.23 конвенции допускает, правда, исключение: освобождение от налогов не касается таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Обычно вопрос об этой привилегии решается на основе принципа взаимности.4. Таможенные привилегии до вступления в силу конвенции являлись про-явлением международной вежливости. Сейчас п.1 ст 36 Конвенции предусматри-вает, что государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин “предметы, предназначенные для официального пользования представитель-ства”.5. Право представительства пользоваться флагом и эмблемой аккреди-тующего государства на помещениях представительства, а также на его средствах передвижения. Порядок пользования этими символами государствен-ного суверенитета каждое государство определяет в своем законодательстве. (ст.20 Венской конвенции 1961 г.).6. Почетные привилегии обычно предоставляются на основе принципа взаимности. К ним относятся право на приглашение дипломатических предста-вителей на торжества, юбилеи, парады и другие официальные церемонии в госу-дарстве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной ложи дипломатическим представителям; право представительства на внеочеред-ную и гарантированную отправку и получение телеграфной и иной корреспон-денции и т.д.Существуют привилегии и иммунитеты дипломатического персонала. представи-тель-ства относятся:1. Фундаментальным принципом является личная неприкосновенность ди-пломатических агентов. 2. Неприкосновенность частной резиденции дипломатического агента 3. Освобождение дипломата от уголовной юрисдикции (п.1 ст.31 конвенции) безотносительно того, действовал ли дипломат при исполнении своих служебных обязанностей или в качестве частного лица.4. Иммунитеты от гражданской и административной юрисдикции не явля-ются абсолютными. 5. Освобождение дипломатических агентов от обязанности давать свиде-тельские показания в судах страны пребывания о фактах, которые им известны (п.2 ст.31 конвенции 1961 г.).6. Налоговые льготы предоставляются дипломатическому агенту на тех же основаниях, что и самому представительству.7. Таможенные привилегии предполагают свободу ввоза и освобождение от уплаты таможенных пошлин за предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, а также освобождение личного багажа дипломатического агента от тамо-женного досмотра (п. 1 “b” и п.2 ст.36). Однако в крайнем случае при наличии се-рьезных оснований досмотр все же может быть произведен.8. Другие привилегии, осуществляемые на основе принципа взаимности (например, организация жизни и быта дипломатического представителя на основе обычаев и правил своей страны, право выписывать на свое имя все необ-ходимые издания, включая запрещенные к ввозу в страну пребывания, право иметь в представительстве часовню или церковь своего культа и т.д.)Члены семей дипломатических агентов получают полные привилегии и им-мунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны про-жи-вать совместно; как и сам дипломат, члены его семьи не должны быть гражда-нами государства пребывания.Члены административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, поль-зуются вместе с членами семей, живущими с ними, неприкосновенностью лич-ности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдик-ции, а от гражданской и административной - только в отношении действий, со-вершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются тамо-женными пошлинами предметы первоначального обзаведения, адресованные указанным лицам.Что же касается членов обслуживающего персонала, то они пользуются им-мунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, по-лучаемый ими по службе. Эти иммунитеты предоставляются им, если они не яв-ляются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно. Консульское право
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|